13 сен­тяб­ря. Свя­щен­но­му­че­ник Кипри­ан, епи­скоп Карфагенский
Свя­щен­но­му­че­ник Кипри­ан, епи­скоп Кар­фа­ген­ский, родил­ся око­ло 200 года в горо­де Кар­фа­гене (Север­ная Афри­ка), где про­тек­ла вся его жизнь и дея­тель­ность. Фас­ций Кипри­ан был сыном бога­то­го сена­то­ра-языч­ни­ка, полу­чил пре­крас­ное свет­ское обра­зо­ва­ние и стал бле­стя­щим ора­то­ром, учи­те­лем крас­но­ре­чия…

Свя­щен­но­му­че­ник Кипри­ан, епи­скоп Кар­фа­ген­ский, родил­ся око­ло 200 года в горо­де Кар­фа­гене (Север­ная Афри­ка), где про­тек­ла вся его жизнь и дея­тель­ность. Фас­ций Кипри­ан был сыном бога­то­го сена­то­ра-языч­ни­ка, полу­чил пре­крас­ное свет­ское обра­зо­ва­ние и стал бле­стя­щим ора­то­ром, учи­те­лем крас­но­ре­чия и фило­со­фии в Кар­фа­ген­ской шко­ле. Заин­те­ре­со­вав­шись хри­сти­ан­ством, он позна­ко­мил­ся с сочи­не­ни­я­ми апо­ло­ге­та пре­сви­те­ра Тер­тул­ли­а­на (родил­ся ок. 160 г.). Впо­след­ствии свя­ти­тель писал, что ему каза­лось невоз­мож­ным тогда при его навы­ках достичь обе­щан­но­го Спа­си­те­лем возрождения.

Из тако­го тяже­ло­го и нере­ши­тель­но­го состо­я­ния его вывел друг и руко­во­ди­тель, пре­сви­тер Цеци­лий. В 46-лет­нем воз­расте уче­ней­ший языч­ник был при­нят в хри­сти­ан­скую общи­ну как огла­шен­ный. Еще до при­ня­тия Кре­ще­ния он раз­дал нищим все име­ние и пере­се­лил­ся в дом пре­сви­те­ра Цеци­лия. При­мер­но через год после Кре­ще­ния свя­той был руко­по­ло­жен во пре­сви­те­ра, а когда умер Кар­фа­ген­ский епи­скоп Донат, все еди­но­душ­но избра­ли, епи­ско­пом свя­то­го Кипри­а­на. Он дал свое согла­сие, пови­ну­ясь насто­я­тель­ным прось­бам, и был руко­по­ло­жен во епи­ско­па Кар­фа­ген­ско­го око­ло 248 года.

Свя­ти­тель преж­де все­го занял­ся цер­ков­ным бла­го­устрой­ством и иско­ре­не­ни­ем поро­ков в сре­де кли­ри­ков и паст­вы. Свя­тая жизнь архи­пас­ты­ря вызы­ва­ла у всех жела­ние под­ра­жать его бла­го­че­стию, мило­сер­дию и муд­ро­сти. Гоне­ние импе­ра­то­ра Декия (249 – 251), о кото­ром свя­ти­те­лю было откры­то в сон­ном виде­нии, заста­ви­ло его скрыться.

В ско­ром вре­ме­ни свя­ти­тель Кипри­ан вер­нул­ся к паст­веВ то вре­мя назре­вал новый рас­кол, под­ня­тый рим­ским пре­сви­те­ром Нова­ци­а­ном, к кото­ро­му при­со­еди­нил­ся кар­фа­ген­ский пре­сви­тер Новат, быв­ший сто­рон­ник Фели­кис­си­ма. Нова­ци­ан утвер­ждал, что отпад­ших во вре­мя гоне­ния нель­зя при­ни­мать обрат­но, даже если они кают­ся в сво­ем гре­хе. Про­тив тако­го без­за­ко­ния свя­ти­тель Кипри­ан напи­сал ряд окруж­ных посла­ний к афри­кан­ским епи­ско­пам, а затем целую кни­гу “О един­стве Церкви”.

Когда нача­лось новое гоне­ние на хри­сти­ан со сто­ро­ны импе­ра­то­ра Вале­ри­а­на (253 – 259), кар­фа­ген­ский про­кон­сул Патерн велел свя­ти­те­лю при­не­сти жерт­ву идо­лам. Он твер­до отка­зал­ся выпол­нить это, а так­же назвать име­на и место­пре­бы­ва­ние пре­сви­те­ров Кар­фа­ген­ской Церк­ви. Свя­ти­те­ля сосла­ли в мест­ность Куру­бис. Желая постра­дать в Кар­фа­гене, он сам вер­нул­ся туда. При­ве­ден­ный на суд, он был остав­лен на сво­бо­де до сле­ду­ю­ще­го года. Почти все кар­фа­ген­ские хри­сти­ане при­шли про­стить­ся со сво­им епи­ско­пом и полу­чить от него бла­го­сло­ве­ние. На суде свя­ти­тель Кипри­ан спо­кой­но и твер­до отка­зал­ся при­не­сти жерт­ву идо­лам и был при­го­во­рен к усе­че­нию мечом. Услы­шав при­го­вор, свя­ти­тель Кипри­ан ска­зал: “Бла­го­да­ре­ние Богу!” и весь народ в один голос вос­клик­нул: “И мы хотим уме­реть с ним!” При­дя на место каз­ни, свя­ти­тель сно­ва пре­по­дал всем бла­го­сло­ве­ние и рас­по­ря­дил­ся дать от него 25 злат­ниц пала­чу. Потом он сам завя­зал себе гла­за, а руки дал свя­зать сто­яв­шим око­ло него пре­сви­те­ру с ипо­ди­а­ко­ном и пре­кло­нил голо­ву. Хри­сти­ане с пла­чем пости­ла­ли пред ним плат­ки и убру­сы, что­бы собрать свя­щен­ную кровь. Муче­ни­че­ская кон­чи­на после­до­ва­ла в 258 году. Тело свя­ти­те­ля ночью было взя­то и погре­бе­но на част­ном клад­би­ще про­ку­ра­то­ра Мак­ро­вия Кандидиана.

Впо­след­ствии, при коро­ле Кар­ле Вели­ком (771 – 814), его свя­тые мощи были пере­не­се­ны во Францию.

Свя­ти­тель Кипри­ан Кар­фа­ген­ский оста­вил для Церк­ви дра­го­цен­ное насле­дие: свои сочи­не­ния и 80 писем. Тво­ре­ния свя­ти­те­ля Кипри­а­на были при­ня­ты Цер­ко­вью как образ­цы Пра­во­слав­но­го испо­ве­да­ния и чита­лись на Все­лен­ских Собо­рах (III Ефес­ском и IV Хал­ки­дон­ском). В сочи­не­ни­ях свя­ти­те­ля Кипри­а­на изло­же­но Пра­во­слав­ное уче­ние о Церк­ви, осно­ван­ной Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, утвер­жден­ной и устро­ен­ной апо­сто­ла­ми. Внут­рен­нее един­ство выра­жа­ет­ся в един­стве веры и люб­ви, внеш­нее един­ство осу­ществ­ля­ет­ся иерар­хи­ей и таин­ства­ми Церк­ви. В Церк­ви Хри­сто­вой заклю­ча­ет­ся вся пол­но­та жиз­ни и спа­се­ния. Отде­ля­ю­щие себя от един­ства Церк­ви не име­ют в себе истин­ной жиз­ни. Хри­сти­ан­ская любовь явля­ет­ся скреп­ля­ю­щим зве­ном Церк­ви. “Любовь – осно­ва всех доб­ро­де­те­лей, она веч­но пре­бу­дет с нами в Цар­стве Небесном”.

Тро­парь, глас 4

И нра́вом прича́стник, /​и престо́лом наме́стник апо́столом быв, /​дея́ние обре́л еси́, Богодухнове́нне, /​в виде́ния восхо́д: /​сего́ ра́ди, сло́во и́стины исправля́я, /​и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве, /​священному́чениче Киприа́не, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 1

От худо́жества волше́бнаго обрати́вся, Богому́дре, /​к позна́нию Боже́ственному, /​показа́лся еси́ ми́ру врач мудре́йший, /​исцеле́ния да́руя че́ствующим тя, Киприа́не со Иусти́ною: /​с не́юже моли́ся Человеколю́бцу Влады́це /​/​спа­сти́ ду́ши на́ша.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​священному́чениче Киприа́не, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­щен­но­му­че­ни­ку Кипри­а­ну, епи­ско­пу Карфагенскому

О святы́й уго́дниче Бо́жий, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче о всех к тебе́ прибега́ющих. При­и­ми́ от нас недосто́йных хвале́ние на́ше и испро­си́ нам у Го́спода Бо́га в не́мощех укрепле́ние, в боле́знех исцеле́ние, в печа́лех утеше́ние и всем вся поле́зная в жи́зни на́шей. Воз­не­си́ ко Го́споду благомо́щную твою́ моли́тву, да огради́т нас от паде́ний на́ших грехо́вных, да научи́т нас и́стинному покая́нию, да изба́вит нас от плене́ния диа́волъскаго и вся́каго де́йствия духо́в нечи́стых, и изба́вит от оби́дящих нас. Бу́ди нам кре́пкий побо́рник на вся вра­ги́ ви́димыя и неви́димыя, во искуше́нии пода́ждь нам терпе́ние и в час кончи́ны на́шей яви́ нам заступле́ние от истяза́телей на возду́шных мыта́рствах на́ших, да води́мии тобо́ю, дости́гнем Го́рняго Иерусали́ма и сподо́бимся в Небе́сном Ца́рствии со все́ми святы́ми сла́вити и воспева́ти Всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Поло­же­ние честно́го поя­са Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы (395 – 408). Сщмч. Кипри­а­на, еп. Кар­фа­ген­ско­го (258). Свт. Ген­на­дия, патр. Царе­град­ско­го (471). Собор ново­му­че­ни­ков Ясе­но­вац­ких (1941 – 1944; серб.). Сщмч. Алек­сандра Люби­мо­ва пре­св. (1918) Сщмч. Вла­ди­ми­ра Двин­ско­го диак. (1918) Сщмч. Миха­и­ла Косу­хи­на пре­св. (1937) Сщмч. Миро­на Рже­пи­ка пре­св. (1937) Сщмч. Димит­рия Смир­но­ва пре­св. (1938)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму