Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, родился около 200 года в городе Карфагене (Северная Африка), где протекла вся его жизнь и деятельность. Фасций Киприан был сыном богатого сенатора-язычника, получил прекрасное светское образование и стал блестящим оратором, учителем красноречия и философии в Карфагенской школе. Заинтересовавшись христианством, он познакомился с сочинениями апологета пресвитера Тертуллиана (родился ок. 160 г.). Впоследствии святитель писал, что ему казалось невозможным тогда при его навыках достичь обещанного Спасителем возрождения.
Из такого тяжелого и нерешительного состояния его вывел друг и руководитель, пресвитер Цецилий. В 46-летнем возрасте ученейший язычник был принят в христианскую общину как оглашенный. Еще до принятия Крещения он раздал нищим все имение и переселился в дом пресвитера Цецилия. Примерно через год после Крещения святой был рукоположен во пресвитера, а когда умер Карфагенский епископ Донат, все единодушно избрали, епископом святого Киприана. Он дал свое согласие, повинуясь настоятельным просьбам, и был рукоположен во епископа Карфагенского около 248 года.
Святитель прежде всего занялся церковным благоустройством и искоренением пороков в среде клириков и паствы. Святая жизнь архипастыря вызывала у всех желание подражать его благочестию, милосердию и мудрости. Гонение императора Декия (249 – 251), о котором святителю было открыто в сонном видении, заставило его скрыться.
В скором времени святитель Киприан вернулся к паствеВ то время назревал новый раскол, поднятый римским пресвитером Новацианом, к которому присоединился карфагенский пресвитер Новат, бывший сторонник Феликиссима. Новациан утверждал, что отпадших во время гонения нельзя принимать обратно, даже если они каются в своем грехе. Против такого беззакония святитель Киприан написал ряд окружных посланий к африканским епископам, а затем целую книгу “О единстве Церкви”.
Когда началось новое гонение на христиан со стороны императора Валериана (253 – 259), карфагенский проконсул Патерн велел святителю принести жертву идолам. Он твердо отказался выполнить это, а также назвать имена и местопребывание пресвитеров Карфагенской Церкви. Святителя сослали в местность Курубис. Желая пострадать в Карфагене, он сам вернулся туда. Приведенный на суд, он был оставлен на свободе до следующего года. Почти все карфагенские христиане пришли проститься со своим епископом и получить от него благословение. На суде святитель Киприан спокойно и твердо отказался принести жертву идолам и был приговорен к усечению мечом. Услышав приговор, святитель Киприан сказал: “Благодарение Богу!” и весь народ в один голос воскликнул: “И мы хотим умереть с ним!” Придя на место казни, святитель снова преподал всем благословение и распорядился дать от него 25 златниц палачу. Потом он сам завязал себе глаза, а руки дал связать стоявшим около него пресвитеру с иподиаконом и преклонил голову. Христиане с плачем постилали пред ним платки и убрусы, чтобы собрать священную кровь. Мученическая кончина последовала в 258 году. Тело святителя ночью было взято и погребено на частном кладбище прокуратора Макровия Кандидиана.
Впоследствии, при короле Карле Великом (771 – 814), его святые мощи были перенесены во Францию.
Святитель Киприан Карфагенский оставил для Церкви драгоценное наследие: свои сочинения и 80 писем. Творения святителя Киприана были приняты Церковью как образцы Православного исповедания и читались на Вселенских Соборах (III Ефесском и IV Халкидонском). В сочинениях святителя Киприана изложено Православное учение о Церкви, основанной Господом Иисусом Христом, утвержденной и устроенной апостолами. Внутреннее единство выражается в единстве веры и любви, внешнее единство осуществляется иерархией и таинствами Церкви. В Церкви Христовой заключается вся полнота жизни и спасения. Отделяющие себя от единства Церкви не имеют в себе истинной жизни. Христианская любовь является скрепляющим звеном Церкви. “Любовь – основа всех добродетелей, она вечно пребудет с нами в Царстве Небесном”.
Тропарь, глас 4
И нра́вом прича́стник, /и престо́лом наме́стник апо́столом быв, /дея́ние обре́л еси́, Богодухнове́нне, /в виде́ния восхо́д: /сего́ ра́ди, сло́во и́стины исправля́я, /и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве, /священному́чениче Киприа́не, /моли́ Христа́ Бо́га //спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 1
От худо́жества волше́бнаго обрати́вся, Богому́дре, /к позна́нию Боже́ственному, /показа́лся еси́ ми́ру врач мудре́йший, /исцеле́ния да́руя че́ствующим тя, Киприа́не со Иусти́ною: /с не́юже моли́ся Человеколю́бцу Влады́це //спасти́ ду́ши на́ша.
Величание
Велича́ем тя, /священному́чениче Киприа́не, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва священномученику Киприану, епископу Карфагенскому
О святы́й уго́дниче Бо́жий, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче о всех к тебе́ прибега́ющих. Приими́ от нас недосто́йных хвале́ние на́ше и испроси́ нам у Го́спода Бо́га в не́мощех укрепле́ние, в боле́знех исцеле́ние, в печа́лех утеше́ние и всем вся поле́зная в жи́зни на́шей. Вознеси́ ко Го́споду благомо́щную твою́ моли́тву, да огради́т нас от паде́ний на́ших грехо́вных, да научи́т нас и́стинному покая́нию, да изба́вит нас от плене́ния диа́волъскаго и вся́каго де́йствия духо́в нечи́стых, и изба́вит от оби́дящих нас. Бу́ди нам кре́пкий побо́рник на вся враги́ ви́димыя и неви́димыя, во искуше́нии пода́ждь нам терпе́ние и в час кончи́ны на́шей яви́ нам заступле́ние от истяза́телей на возду́шных мыта́рствах на́ших, да води́мии тобо́ю, дости́гнем Го́рняго Иерусали́ма и сподо́бимся в Небе́сном Ца́рствии со все́ми святы́ми сла́вити и воспева́ти Всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы (395 – 408). Сщмч. Киприана, еп. Карфагенского (258). Свт. Геннадия, патр. Цареградского (471). Собор новомучеников Ясеновацких (1941 – 1944; серб.). Сщмч. Александра Любимова пресв. (1918) Сщмч. Владимира Двинского диак. (1918) Сщмч. Михаила Косухина пресв. (1937) Сщмч. Мирона Ржепика пресв. (1937) Сщмч. Димитрия Смирнова пресв. (1938)