13 октяб­ря. Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий, про­све­ти­тель Вели­кой Армении
Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий, про­све­ти­тель Вели­кой Арме­нии (239 – 325/​6), в армян­ской тра­ди­ции Гри­го­рий Про­све­ти­тель (арм. Гри­гор Луса­во­рич, память в Армян­ской Церк­ви — 4 раза в год) — пер­вый Пред­сто­я­тель Армян­ской Апо­столь­ской Церк­ви. Име­ну­ет­ся так­же «Вто­рым Про­све­ти­те­лем армян» (пер­вы­ми счи­та­ют­ся апо­сто­лы Фад­дей и Вар­фо­ло­мей,…

Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий, про­све­ти­тель Вели­кой Арме­нии (239 – 325/​6), в армян­ской тра­ди­ции Гри­го­рий Про­све­ти­тель (арм. Гри­гор Луса­во­рич, память в Армян­ской Церк­ви — 4 раза в год) — пер­вый Пред­сто­я­тель Армян­ской Апо­столь­ской Церк­ви. Име­ну­ет­ся так­же «Вто­рым Про­све­ти­те­лем армян» (пер­вы­ми счи­та­ют­ся апо­сто­лы Фад­дей и Вар­фо­ло­мей, по пре­да­нию, бла­го­вест­во­вав­шие в Арме­нии в I в. н. э.).

Основ­ной источ­ник све­де­ний о жиз­ни свя­ти­те­ля Гри­го­рия — «Исто­рия Арме­нии», авто­ром кото­рой счи­та­ет­ся сек­ре­тарь царя Трда­та III Вели­ко­го (287 – 330) Агафангел.

Гри­го­рий Про­све­ти­тель при­над­ле­жал к пар­фян­ско­му цар­ско­му роду — вет­ви пра­вив­шей в ту эпо­ху в Арме­нии дина­стии Арша­ки­дов. Отец Гри­го­рия Анак, под­куп­лен­ный пер­сид­ским царем, убил армян­ско­го царя Хосро­ва, за что был умерщ­влен вме­сте со всей сво­ей семьей. Лишь млад­ше­го сына спас­ла кор­ми­ли­ца-хри­сти­ан­ка, кото­рая бежа­ла с ним к себе на роди­ну — в Кеса­рию Кап­па­до­кий­скую. Там маль­чик был кре­щен с име­нем Гри­го­рия и полу­чил хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние. Воз­му­жав, Гри­го­рий женил­ся на хри­сти­ан­ке Марии и имел двух сыно­вей. После трех лет семей­ной жиз­ни супру­ги рас­ста­лись по обо­юд­но­му согла­сию, и Мария уда­ли­лась в мона­стырь вме­сте с млад­шим сыном.

Гри­го­рий отпра­вил­ся в Рим, где посту­пил на служ­бу к сыну Хосро­ва — Трда­ту (Тири­да­ту) III. При­быв в Арме­нию в 287 г. в сопро­вож­де­нии рим­ских леги­о­нов, Трдат вер­нул себе отцов­ский пре­стол. Не добив­шись от Гри­го­рия отре­че­ния от хри­сти­ан­ства, Трдат велел бро­сить его в казе­ма­ты или коло­дец в Арта­ша­те, где Гри­го­рий нахо­дил­ся в зато­че­нии око­ло 15 лет (ныне в месте стра­да­ний свя­ти­те­ля нахо­дит­ся мона­стырь Хор-Вирап — др.-арм. «глу­бо­кая яма»).

Трдат под­верг хри­сти­ан жесто­ким гоне­ни­ям, пре­дав мучи­тель­ной смер­ти свя­тую деву Рип­си­мию, игу­ме­нию Гаи­а­нию и с ними еще 35 дев одно­го из мало­ази­ат­ских деви­чьих мона­сты­рей. По пре­да­нию, за это царя постиг­ла Божия кара: обе­зу­мев­ший Трдат обра­тил­ся в сви­но­го­ло­вое чудо­ви­ще, но осво­бож­ден­ный после мно­го­лет­не­го заклю­че­ния Гри­го­рий исце­лил царя и обра­тил его ко Христу.

Свя­той Гри­го­рий был руко­по­ло­жен во епи­ско­па в Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской епи­ско­пом Леон­ти­ем. При содей­ствии царя Трда­та хри­сти­ан­ство рас­про­стра­ни­лось по всей стране (тра­ди­ци­он­ная дата Кре­ще­ния Арме­нии — 301 г., неко­то­рые исто­ри­ки дати­ру­ют его несколь­ко более позд­ним вре­ме­нем — после Милан­ско­го эдик­та 313 г.).

Духов­ным цен­тром Армян­ской Церк­ви стал осно­ван­ный св. Гри­го­ри­ем мона­стырь Эчми­ад­зин в горо­де Вагар­ша­па­те — сто­ли­це царя Трда­та III (по пре­да­нию, место стро­и­тель­ства кафед­раль­но­го хра­ма ука­зал сошед­ший с небес Господь).

Еще при жиз­ни свя­ти­тель назна­чил себе пре­ем­ни­ком сво­е­го сына Ари­ста­ке­са (дол­гое вре­мя Пред­сто­я­те­ля­ми Армян­ской Церк­ви cта­но­ви­лись потом­ки св. Гри­го­рия). В 325 г. св. Гри­го­рий был при­гла­шен на I Все­лен­ский Собор в Никее, но не имел воз­мож­но­сти поехать сам и напра­вил туда Ари­ста­ке­са, кото­рый и при­вез в Арме­нию Никей­ские постановления.

В 325 г. св. Гри­го­рий пере­дал кафед­ру сыну, а сам уда­лил­ся в уеди­не­ние, где вско­ре умер. Обна­ру­жен­ные мест­ны­ми пас­ту­ха­ми, мощи свя­ти­те­ля разо­шлись по хри­сти­ан­ско­му миру вплоть до Гре­ции и Италии.

Глав­ная свя­ты­ня Армян­ской Апо­столь­ской Церк­ви — дес­ни­ца св. Гри­го­рия Про­све­ти­те­ля — хра­нит­ся в Пер­во­пре­столь­ном Свя­том Эчми­ад­зине и явля­ет­ся сим­во­лом духов­ной вла­сти вер­хов­но­го иерар­ха Армян­ской Апо­столь­ской Церк­ви. Во вре­мя совер­ша­е­мо­го раз в семь лет миро­ва­ре­ния Като­ли­кос всех армян освя­ща­ет миро свя­тым копи­ем, прон­зив­шим реб­ро Иису­са Хри­ста, и дес­ни­цей св. Григория.

Часть мощей св. Гри­го­рия, хра­нив­ша­я­ся 500 лет в хра­ме его име­ни в Неа­по­ле, была пере­да­на Като­ли­ко­су Гаре­ги­ну II в ходе его визи­та в Ита­лию в нояб­ре 2000 г. 11 нояб­ря 2000 г. мощи были достав­ле­ны в кафед­раль­ный собор св. Гри­го­рия Про­све­ти­те­ля в Ере­ване, где и пре­бы­ва­ют по сей день.

Тро­парь, глас 4

И нра́вом прича́стник, /​и престо́лом наме́стник апо́столом быв, /​дея́ние обре́л еси́, богодухнове́нне, /​в виде́ния восхо́д; /​сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я, /​и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве, /​священному́чениче Григо́рие, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Благосла́внаго и священнонача́льника вси, /​я́ко страда́льца и́стины, /​днесь ве́рнии в пе́снех и песнопе́ниих восхва́лим, /​бо́драго па́стыря и учи́теля Григо́рия, /​всеми́рнаго свети́льника и побо́рника, /​/​Хри­сту́ бо мо́лится, е́же спасти́ся нам.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святы́й священному́чениче Григо́рие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Свт. Миха­и­ла, пер­во­го митр. Киев­ско­го (пере­нес. мощей, 992). Прп. Гри­го­рия Пель­шем­ско­го, Воло­год­ско­го чуд. (1442). Мцц. Рип­си­мии, Гаи­а­нии и с ними 35 свв. дев (нач. IV). Сщмч. Про­ко­пия Попо­ва пре­св. (1918) Сщмч. Пет­ра Соло­вье­ва пре­св. (1937) Сщмч. Вяче­сла­ва Зан­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Пет­ра Пуш­кин­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Симео­на Лиле­е­ва пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Гурье­ва пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сандра Орло­ва пре­св. (1937) Сщмч. Сера­фи­ма Васи­лен­ко диак. (1937) Прмц. Алек­сан­дры (Чер­вя­ко­вой) мон. (1937) Мч. Алек­сия Сереб­рен­ни­ко­ва (1937). Мч. Мат­фея Соло­вье­ва (1937). Мц. Апол­ли­на­рии Тупи­цы­ной (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму