13 октяб­ря. Пере­не­се­ние мощей свя­ти­те­ля Миха­и­ла, пер­во­го мит­ро­по­ли­та Киев­ско­го и всея Руси
Свя­ти­тель Миха­ил, пер­вый мит­ро­по­лит Киев­ский, по Иоаки­мов­ской лето­пи­си, родом сири­ец, по дру­гим лето­пис­ным сооб­ще­ни­ям – бол­га­рин или серб. В 989 году он при­был из Кор­су­ни вме­сте с дру­ги­ми свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми к свя­то­му рав­ноап­о­столь­но­му кня­зю Вла­ди­ми­ру (память 15…

Свя­ти­тель Миха­ил, пер­вый мит­ро­по­лит Киев­ский, по Иоаки­мов­ской лето­пи­си, родом сири­ец, по дру­гим лето­пис­ным сооб­ще­ни­ям – бол­га­рин или серб. В 989 году он при­был из Кор­су­ни вме­сте с дру­ги­ми свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми к свя­то­му рав­ноап­о­столь­но­му кня­зю Вла­ди­ми­ру (память 15 июля), неза­дол­го до это­го (в 988 г.) при­няв­ше­му Кре­ще­ние. На долю пер­во­го мит­ро­по­ли­та Рус­ской Церк­ви выпа­ло нелег­кое, но бла­го­дат­ное слу­же­ние. Он рев­ност­но обхо­дил ново­про­све­щен­ную Рус­скую зем­лю, про­по­ве­дуя Свя­тое Еван­ге­лие, кре­стя и поучая ново­об­ра­щен­ных людей, осно­вы­вая пер­вые хра­мы и духов­ные учи­ли­ща. В Росто­ве он осно­вал первую дере­вян­ную цер­ковь в честь Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы и поста­вил там епи­ско­пом Фео­до­ра Гре­ка. Свя­ти­тель Миха­ил был муд­рым и тихим, хотя и стро­гим иерар­хом. Рус­ская Цер­ковь сохра­ни­ла память о заслу­гах пер­во­свя­ти­те­ля: в сино­ди­ках Нов­го­род­ско­го и Киев­ско­го Софий­ских собо­ров он по пра­ву име­ну­ет­ся первоначальником.

Пре­ста­вил­ся свя­ти­тель Миха­ил в 992 году и был погре­бен в Деся­тин­ной церк­ви Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Кие­ве. Око­ло 1103 года при свя­том игу­мене Фео­к­ти­сте (впо­след­ствии свя­ти­тель Чер­ни­гов­ский – память 5 авгу­ста), мощи его были пере­не­се­ны в Анто­ни­е­ву пеще­ру, а 1 октяб­ря 1730 г. в Вели­кую Печер­скую цер­ковь (Успен­ский храм). В свя­зи с этим память его уста­нов­ле­на на 30 сен­тяб­ря, а так­же 15 июня – в день пре­став­ле­ния. Ранее память его отме­ча­лась так­же 2 сен­тяб­ря, вме­сте с пре­по­доб­ны­ми Анто­ни­ем и Фео­до­си­ем Печер­ски­ми. Под­твер­жде­ние это­му содер­жит служ­ба ему: во 2‑й сти­хи­ре на “Хва­ли­тех” о свя­ти­те­ле Миха­и­ле гово­рит­ся так: “Пер­вое Нова­го лета начи­на­ю­ще обхож­де­ние, яко пер­вей­ше­му тебе, бла­женне, и началь­ней­ше­му Рус­ския зем­ли архи­ерею, пер­выя пес­ней руко­я­ти приносим”.

Тро­парь, глас 4

Днесь про­ро́­че­ствие во апо́сто­лех Пер­во­зва́н­на­го испо́л­ни­ся: /​се бо на сих гора́х воз­си­я́ бла­го­да́ть и ве́­ра умно́­жи­ся. /​И и́же неве́ри­ем обвет­ша́в­шии, /​Боже́ствен­ною купе­́­лию отро­ди́­ша­ся, /​и бы́­ша лю́­дие обнов­ле́­ния, /​ца́р­ское свя­ще́­ние, язык свят, Хри­сто́во ста́­до, /​ему́­же ты пе́р­вый па́­стырь яви́л­ся еси́, /​я́ко пе́р­вее Кре­ще́­ни­ем послу­жи́­вый. /​И ны́не, пред­сто­я́ Вла­ды­́­це Хри­сту́ Бо́­гу, /​моли́, все­́м сыно́м ру́с­ским спа­сти́­ся: /​/​и́ма­ши бо дерз­но­ве́­ние, я́ко иера́рх Бо́­жий, и священнослужи́тель.

Кондак, глас 2

Мои­се́й вто­ры­́й Рос­си́и яви́л­ся еси́, о́т­че, /​при­не­сы­́й мы́с­лен­ный вино­гра́д от еги́­пет­ска­го идо­ло­слу­же́­ния /​в зе́м­лю про­ро́­че­стви­ем пре­ду­ви́­де­ну. /​Бу́­дет, рече́ утвер­жде́­ние ве́­ры на зем­ли́, /​и на ве́р­сех гор Ки́ев­ских пре­воз­не­се́т­ся па́­че Лива́­на /​плод пита́­ющ ми́­ра все­го́. /​От него́­же вку­си́в­ше, /​/​убла­жа́ем тя, Миха­и́­ле, Бо́­жий иера́рше.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​свя­ти́­те­лю о́т­че Миха­и́­ле, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Миха­и­лу, пер­во­му мит­ро­по­ли­ту Киевскому

Свя­ты­́й вели́кий и пре­сла́в­ный архи­па́­сты­рю и о́т­че нaш Миха­и́­ле, стра­ны́ Ру́с­ския пер­во­пре­сто́ль­ни­че и про­све­ти́­те­лю, всех же пле­ме́н хри­сти­а́н­ских бла­го­на­де́ж­ный пред Бо́­гом хода́таю, тебе́ при­па́­да­ю­ще мо́­лим­ся: помо­зи́ нам бы́ти тво­е­я́ к Бо́­гу люб­ве́ под­ра­жа́­те­лем, е́ю же в зем­не́м живо­те́ тво­е́м пре­ис­по́л­нен был еси́. Про­све­ти́ умы́ и серд­ца́ на́­ша све́том Боже́ствен­на­го уче́­ния. Научи́ нас тебе́ после́­до­ва­ти ве́р­но и за́­по­ве­ди Гос­по́д­ни усе́рд­но тво­ри́ти, да яви́м­ся ча́­да тво­я́ не и́ме­нем то́к­мо, но и всем жити­е́м, та́ко позна́ем­ся. Мо́­ли­ся, рав­ноап­о́столь­но иера́р­ше, о Це́рк­ви Ру́с­ской, о гра́­де тво­е́м и оби́­те­ли, в ней же нетле́н­но мо́­щи тво­я́ свя­ты­́я почи­ва́­ют, и о всем Оте́­че­стве на́­шем, при­́зри ми́­ло­стив­но на вся ве́р­ныя тво­я́ чти́­те­ли, по́­мо­щи тво­е­я́ и́щу­щия: бу́­ди всем в боле́з­нех цели́­тель, в ско́р­бех и печа́­лех уте́­ши­тель, в беда́х и ну́ж­дах помо́щ­ник, в час же сме́рт­ный засту́п­ник и покро­ви́­тель, да тво­е́ю по́­мо­щию спо­до́­бим­ся и мы гре́ш­нии спа­се́­ние полу­чи́ти и Ца́р­ствие Хри­сто́во насле́­до­ва­ти. Ей, свя­ти́­те­лю Хри­сто́в, а́ще вос­хо́­ще­ши мо́­же­ши помо­щи́ нам, да на по́­мощь тво­ю́ упо­ва́­ю­ше, про­сла́вим Ди́в­на­го во свя­ты­́х Сво­и́х Бо́­га Отца́ и Сы́­на и Свя­та́­го Ду́­ха, ны́не и при­́с­но и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Сщмч. Гри­го­рия еп., про­све­ти­те­ля Вели­кой Арме­нии (ок. 335). Прп. Гри­го­рия Пель­шем­ско­го, Воло­год­ско­го чуд. (1442). Мцц. Рип­си­мии, Гаи­а­нии и с ними 35 свв. дев (нач. IV). Сщмч. Про­ко­пия Попо­ва пре­св. (1918) Сщмч. Пет­ра Соло­вье­ва пре­св. (1937) Сщмч. Вяче­сла­ва Зан­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Пет­ра Пуш­кин­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Симео­на Лиле­е­ва пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Гурье­ва пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сандра Орло­ва пре­св. (1937) Сщмч. Сера­фи­ма Васи­лен­ко диак. (1937) Прмц. Алек­сан­дры (Чер­вя­ко­вой) мон. (1937) Мч. Алек­сия Сереб­рен­ни­ко­ва (1937). Мч. Мат­фея Соло­вье­ва (1937). Мц. Апол­ли­на­рии Тупи­цы­ной (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму