13 октяб­ря. Пере­не­се­ние мощей свя­ти­те­ля Миха­и­ла, пер­во­го мит­ро­по­ли­та Киев­ско­го и всея Руси
Свя­ти­тель Миха­ил, пер­вый мит­ро­по­лит Киев­ский, по Иоаки­мов­ской лето­пи­си, родом сири­ец, по дру­гим лето­пис­ным сооб­ще­ни­ям – бол­га­рин или серб. В 989 году он при­был из Кор­су­ни вме­сте с дру­ги­ми свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми к свя­то­му рав­ноап­о­столь­но­му кня­зю Вла­ди­ми­ру (память 15…

Свя­ти­тель Миха­ил, пер­вый мит­ро­по­лит Киев­ский, по Иоаки­мов­ской лето­пи­си, родом сири­ец, по дру­гим лето­пис­ным сооб­ще­ни­ям – бол­га­рин или серб. В 989 году он при­был из Кор­су­ни вме­сте с дру­ги­ми свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми к свя­то­му рав­ноап­о­столь­но­му кня­зю Вла­ди­ми­ру (память 15 июля), неза­дол­го до это­го (в 988 г.) при­няв­ше­му Кре­ще­ние. На долю пер­во­го мит­ро­по­ли­та Рус­ской Церк­ви выпа­ло нелег­кое, но бла­го­дат­ное слу­же­ние. Он рев­ност­но обхо­дил ново­про­све­щен­ную Рус­скую зем­лю, про­по­ве­дуя Свя­тое Еван­ге­лие, кре­стя и поучая ново­об­ра­щен­ных людей, осно­вы­вая пер­вые хра­мы и духов­ные учи­ли­ща. В Росто­ве он осно­вал первую дере­вян­ную цер­ковь в честь Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы и поста­вил там епи­ско­пом Фео­до­ра Гре­ка. Свя­ти­тель Миха­ил был муд­рым и тихим, хотя и стро­гим иерар­хом. Рус­ская Цер­ковь сохра­ни­ла память о заслу­гах пер­во­свя­ти­те­ля: в сино­ди­ках Нов­го­род­ско­го и Киев­ско­го Софий­ских собо­ров он по пра­ву име­ну­ет­ся первоначальником.

Пре­ста­вил­ся свя­ти­тель Миха­ил в 992 году и был погре­бен в Деся­тин­ной церк­ви Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Кие­ве. Око­ло 1103 года при свя­том игу­мене Фео­к­ти­сте (впо­след­ствии свя­ти­тель Чер­ни­гов­ский – память 5 авгу­ста), мощи его были пере­не­се­ны в Анто­ни­е­ву пеще­ру, а 1 октяб­ря 1730 г. в Вели­кую Печер­скую цер­ковь (Успен­ский храм). В свя­зи с этим память его уста­нов­ле­на на 30 сен­тяб­ря, а так­же 15 июня – в день пре­став­ле­ния. Ранее память его отме­ча­лась так­же 2 сен­тяб­ря, вме­сте с пре­по­доб­ны­ми Анто­ни­ем и Фео­до­си­ем Печер­ски­ми. Под­твер­жде­ние это­му содер­жит служ­ба ему: во 2‑й сти­хи­ре на “Хва­ли­тех” о свя­ти­те­ле Миха­и­ле гово­рит­ся так: “Пер­вое Нова­го лета начи­на­ю­ще обхож­де­ние, яко пер­вей­ше­му тебе, бла­женне, и началь­ней­ше­му Рус­ския зем­ли архи­ерею, пер­выя пес­ней руко­я­ти приносим”.

Тро­парь, глас 4

Днесь проро́чествие во апо́столех Первозва́ннаго испо́лнися: /​се бо на сих гора́х воз­сия́ благода́ть и ве́ра умно́жися. /​И и́же неве́рием обветша́вшии, /​Боже́ственною купе́лию отроди́шася, /​и бы́ша лю́дие обновле́ния, /​ца́рское свяще́ние, язык свят, Христо́во ста́до, /​ему́же ты пе́рвый па́стырь яви́лся еси́, /​я́ко пе́рвее Креще́нием послужи́вый. /​И ны́не, пред­стоя́ Влады́це Хри­сту́ Бо́гу, /​моли́, все́м сыно́м ру́сским спасти́ся: /​/​и́маши бо дерзнове́ние, я́ко иера́рх Бо́жий, и священнослужи́тель.

Кондак, глас 2

Моисе́й вторы́й Росси́и яви́лся еси́, о́тче, /​принесы́й мы́сленный виногра́д от еги́петскаго идолослуже́ния /​в зе́млю проро́чествием предуви́дену. /​Бу́дет, рече́ утвержде́ние ве́ры на зем­ли́, /​и на ве́рсех гор Ки́евских превознесе́тся па́че Лива́на /​плод пита́ющ ми́ра все­го́. /​От него́же вкуси́вше, /​/​ублажа́ем тя, Михаи́ле, Бо́жий иера́рше.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Михаи́ле, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Миха­и­лу, пер­во­му мит­ро­по­ли­ту Киевскому

Святы́й вели́кий и пресла́вный архипа́стырю и о́тче нaш Михаи́ле, стра­ны́ Ру́сския первопресто́льниче и просвети́телю, всех же племе́н христиа́нских благонаде́жный пред Бо́гом хода́таю, тебе́ припа́дающе мо́лимся: помо­зи́ нам бы́ти тво­ея́ к Бо́гу люб­ве́ подража́телем, е́ю же в земне́м живо­те́ твое́м преиспо́лнен был еси́. Про­све­ти́ умы́ и серд­ца́ на́ша све́том Боже́ственнаго уче́ния. Научи́ нас тебе́ после́довати ве́рно и за́поведи Госпо́дни усе́рдно твори́ти, да яви́мся ча́да твоя́ не и́менем то́кмо, но и всем житие́м, та́ко позна́емся. Мо́лися, равноапо́стольно иера́рше, о Це́ркви Ру́сской, о гра́де твое́м и оби́тели, в ней же нетле́нно мо́щи твоя́ святы́я почива́ют, и о всем Оте́честве на́шем, при́зри ми́лостивно на вся ве́рныя твоя́ чти́тели, по́мощи тво­ея́ и́щущия: бу́ди всем в боле́знех цели́тель, в ско́рбех и печа́лех уте́шитель, в беда́х и ну́ждах помо́щник, в час же сме́ртный засту́пник и покрови́тель, да твое́ю по́мощию сподо́бимся и мы гре́шнии спасе́ние получи́ти и Ца́рствие Христо́во насле́довати. Ей, святи́телю Христо́в, а́ще восхо́щеши мо́жеши помо­щи́ нам, да на по́мощь твою́ упова́юше, просла́вим Ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Сщмч. Гри­го­рия еп., про­све­ти­те­ля Вели­кой Арме­нии (ок. 335). Прп. Гри­го­рия Пель­шем­ско­го, Воло­год­ско­го чуд. (1442). Мцц. Рип­си­мии, Гаи­а­нии и с ними 35 свв. дев (нач. IV). Сщмч. Про­ко­пия Попо­ва пре­св. (1918) Сщмч. Пет­ра Соло­вье­ва пре­св. (1937) Сщмч. Вяче­сла­ва Зан­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Пет­ра Пуш­кин­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Симео­на Лиле­е­ва пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Гурье­ва пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сандра Орло­ва пре­св. (1937) Сщмч. Сера­фи­ма Васи­лен­ко диак. (1937) Прмц. Алек­сан­дры (Чер­вя­ко­вой) мон. (1937) Мч. Алек­сия Сереб­рен­ни­ко­ва (1937). Мч. Мат­фея Соло­вье­ва (1937). Мц. Апол­ли­на­рии Тупи­цы­ной (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму