13 нояб­ря. Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн (Кочу­ров) про­то­и­е­рей, пер­во­му­че­ник Рос­сий­ско­го духо­вен­ства, Цар­ско­сель­ско­го, Петроградского
Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Иоанн Кочу­ров родил­ся 13 июля 1871 года в селе Бигиль­ди­но (Сур­ки) Дан­ков­ско­го уез­да Рязан­ской губер­нии в бла­го­че­сти­вой и мно­го­дет­ной семье сель­ско­го свя­щен­ни­ка Алек­сандра Кочу­ро­ва и его супру­ги Анны. Окон­чил Рязан­скую духов­ную семи­на­рию, а поз­же…

Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Иоанн Кочу­ров родил­ся 13 июля 1871 года в селе Бигиль­ди­но (Сур­ки) Дан­ков­ско­го уез­да Рязан­ской губер­нии в бла­го­че­сти­вой и мно­го­дет­ной семье сель­ско­го свя­щен­ни­ка Алек­сандра Кочу­ро­ва и его супру­ги Анны. Окон­чил Рязан­скую духов­ную семи­на­рию, а поз­же Санкт-Петер­бург­скую духов­ную ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та богословия.

В соот­вет­ствии с его дав­ним жела­ни­ем был направ­лен на мис­си­о­нер­ское слу­же­ние в Але­ут­скую и Аляс­кин­скую епар­хию (в юрис­дик­ции рос­сий­ско­го Свя­тей­ше­го Синода).

27 авгу­ста 1895 года руко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка епи­ско­пом Але­ут­ским и Аляс­кин­ским Нико­ла­ем (Зио­ро­вым).

В 1895 – 1906 годах слу­жил насто­я­те­лем в церк­ви Св. Вла­ди­ми­ра в Чика­го (США). К Чикаг­ско­му при­хо­ду, в кото­ром до отца Иоан­на слу­жил отец Алек­сий Товт, была при­пи­са­на цер­ковь Трех Свя­ти­те­лей горо­да Стри­то­ра, при­хо­жа­на­ми кото­рой были мало­иму­щие эми­гран­ты пра­во­слав­но­го веро­ис­по­ве­да­ния: рус­ские выход­цы из галиц­ких и угор­ских сла­вян, ара­бы, бол­га­ры, сло­ва­ки, обра­щён­ные из унии.

22 мая 1899 года назна­чен епи­ско­пом Але­ут­ским и Аляс­кин­ским Тихо­ном (Бел­ла­ви­ным) пред­се­да­те­лем прав­ле­ния Рус­ско­го пра­во­слав­но­го кафо­ли­че­ско­го обще­ства вза­и­мо­по­мо­щи (ROCMAS), осно­ван­но­го в 1895 году попе­че­ни­ем отца Алек­сия Товта.

В 1902 – 1903 годах по бла­го­сло­ве­нию епи­ско­па Тихо­на воз­вёл в Чика­го храм Пре­свя­той Тро­и­цы. С 6 мая 1906 года – про­то­и­е­рей. В 1906 – 1907 – бла­го­чин­ный Нью-Йорк­ско­го окру­га. В мар­те 1907 года был одним из наи­бо­лее актив­ных орга­ни­за­то­ров пер­во­го Все­а­ме­ри­кан­ско­го собо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Гре­ко-Кафо­ли­че­ской Церк­ви в Аме­ри­ке в горо­де Мей­фил­де. В том же году вер­нул­ся в Россию.

В авгу­сте 1907 года – нояб­ре 1916 года – сверх­штат­ный свя­щен­ник Пре­об­ра­жен­ско­го собо­ра в Нарве, одно­вре­мен­но с июля 1909 года по ноябрь 1916 года – свя­щен­ник церк­ви Казан­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри в Сил­ла­мяэ. Был так­же зако­но­учи­те­лем нарв­ских муж­ской и жен­ской гим­на­зий. С нояб­ря 1916 года – вто­рой свя­щен­ник в Ека­те­ри­нин­ском собо­ре Цар­ско­го Села.

В нача­ле нояб­ря 1917 года Цар­ское Село ста­ло местом про­ти­во­сто­я­ния боль­ше­вист­ской Крас­ной гвар­дии и каза­чьих войск, про­дол­жав­ших под­дер­жи­вать сверг­ну­то­го гла­ву Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства А. Ф. Керенского.

12 нояб­ря 1917 года во вре­мя артил­ле­рий­ско­го обстре­ла Цар­ско­го Села боль­ше­ви­ка­ми, о. Иоанн участ­во­вал в крест­ном ходе с осо­бы­ми молит­ва­ми о пре­кра­ще­нии меж­до­усоб­ной бра­ни, во вре­мя кото­ро­го про­из­нёс про­по­ведь, при­зы­вая народ к спокойствию.

13 нояб­ря 1917 года отря­ды боль­ше­ви­ков всту­пи­ли в Цар­ское Село, и свя­щен­ни­ки были арестованы.

Отец Иоанн пытал­ся про­те­сто­вать, но полу­чил несколь­ко уда­ров по лицу, был отве­дён на цар­ско­сель­ский аэро­дром и там рас­стре­лян на гла­зах сво­е­го сына-гимназиста.

Тело уби­то­го пас­ты­ря было вече­ром достав­ле­но в часов­ню Двор­цо­во­го гос­пи­та­ля, отту­да пере­не­се­но в Ека­те­ри­нин­ский Собор, где 17 нояб­ря 1917 года было совер­ше­но отпевание.

Погреб­ли батюш­ку по прось­бе при­хо­жан в усы­паль­ни­це под Собо­ром, кото­рый был затем взо­рван в 1939 году.

Через три дня, не выдер­жав потря­се­ний, скон­чал­ся и его сын, 17-лет­ний юноша.

Отец Иоанн стал пер­вым свя­щен­но­му­че­ни­ком, постра­дав­шим от ком­му­ни­стов после рево­лю­ции. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Тихон, лич­но знав­ший отца Иоан­на, писал его вдо­ве: “Хра­ним в серд­це твёр­дое упо­ва­ние, что укра­шен­ный вен­цем муче­ни­че­ства, почив­ший пас­тырь пред­сто­ит ныне Пре­сто­лу Божию в лике избран­ни­ков вер­но­го ста­да Христова”.

Отец Иоанн был кано­ни­зи­ро­ван как свя­щен­но­му­че­ник в 1994 году Архи­ерей­ским Собо­ром РПЦ. В 1995 году рядом с местом погре­бе­ния был уста­нов­лен поклон­ный крест (обнов­лен в 2002 году). В резуль­та­те архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок на месте Ека­те­ри­нин­ско­го собо­ра в 2006 году были обна­ру­же­ны фраг­мен­ты чело­ве­че­ских остан­ков, о чём, как об обре­те­нии мощей свя­щен­но­му­че­ни­ка Иоан­на, было объ­яв­ле­но в день празд­но­ва­ния памя­ти свя­то­го – 13 нояб­ря 2008 года.

Тро­парь, глас 1

Любо́вию к Бо́гу распаля́емь, /​жизнь свою́ му́ченически за Хри­ста́ и бли́жних положи́л еси́, /​сего́ ра́ди вене́ц пра́вды от Него́ прия́л еси́, /​моля́ всеблага́го Бо́га, священному́чениче Иоа́нне, /​Це́рковь Святу́ю сохрани́ти в ми́ре /​/​и спа­сти́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 8

Ре́вностно па́стырское служе́ние свое́ исполня́яй, /​ты я́ко же́ртву благоприя́тную ду́шу свою́ Бо́гу прине́сл еси́, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га, о́тче Иоа́нне, /​/​мир ми́ру дарова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​священному́чениче Иоа́нне, /​и чтим честна́я страда́ния твоя́, /​я́же за Хри­ста́ /​во утвержде́ние на Руси́ Правосла́вия /​/​претерпе́л еси́.

Молит­ва свя­щен­но­му­че­ни­ку Иоан­ну, пре­сви­те­ру Царскосельскому 

О свя­щен­но­му­че­ни­че Иоанне, пас­ты­рю цар­ско­сель­ский! Пред­сто­я­ще пред ико­ною тво­ею, молим­ся ти, яко посре­де нас суще­му: помо­зи нам, греш­ным, достой­ным быти тво­е­го о нас к Богу хода­тай­ства. Укре­пи ны во бла­го­че­стии и вере пра­во­слав­ной вся дни живо­та наше­го во еже без­пре­ткно­вен­но ходи­ти нам путем отцев наших и соблю­да­ти уста­вы и обы­чаи свя­тых, в зем­ли нашей про­си­яв­ших. Научи ны внут­рен­ня­го чело­ве­ка наше­го еван­гель­скою доб­ро­де­те­лию укра­ша­ти и иска­ти Цар­ствия Божия паче зем­ных и тлен­ных мира сего; немощ­ную волю нашу незыб­ле­мо утвер­ди в законе Гос­под­нем; рев­но­стию к делам бого­угод­ным и спа­си­тель­ным вооду­ше­ви теп­лохлад­ное серд­це наше; изба­ви ны от себя­лю­бия, тще­сла­вия и лукав­ства; поры­вы гне­ва и нера­зу­мия наше­го укро­ти; нрав наш гор­де­ли­вый сми­рен­но­муд­ри­ем укра­си; иско­ре­ни небре­же­ние и леность из сер­дец наших; уста наша, друг дру­га осуж­да­ю­щая, испол­ни чис­та­го хва­ле­ния Божия; даруй нам уми­ле­ние в молит­ве, оже­сто­чен­ность нашу вра­чу­ю­щее; посре­де рода раз­вра­щен­на­го и пре­лю­бо­дей­на­го кро­тость, незло­бие и цело­муд­рие соблю­сти помо­зи. Паче же все­го наста­ви к пока­я­нию во гре­сех преж­ней жиз­ни нашея, да очи­стим­ся от всех нечи­стот и стра­стей, и, молит­вою тво­ею поспе­ше­ству­е­мы, достиг­нем гра­да Божия, в него­же ничто сквер­но вни­ти может, сла­вя­ще Тро­и­цу Свя­тую во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Апп. от 70 Ста­хия, Амплия, Урва­на, Нар­кис­са, Апел­лия и Ари­сто­ву­ла (I). Мч. Епи­ма­ха Ново­го (ок. 250). Прпп. Спи­ри­до­на и Нико­ди­ма, просфор­ни­ков Печер­ских, в Ближ. пещ. (XII). Прп. Нико­ди­ма Коже­е­зер­ско­го (1640). Прп. Мав­ры (V). Сщмч. Иоан­на Кочу­ро­ва прот. (1917). Прмч. Лео­ни­да (Мол­ча­но­ва) игум. (1918). Сщмч. Все­во­ло­да Смир­но­ва пре­св. (1937). Сщмч. Алек­сандра Воз­дви­жен­ско­го пре­св. (1937). Сщмч. Сер­гия Роза­но­ва пре­св. (1937). Сщмч. Алек­сия Сибир­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Архан­гель­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Пет­ра Вос­ко­бой­ни­ко­ва пре­св. (1937). Сщмч. Васи­лия Коло­ко­ло­ва пре­св. (1937) Прмч. Ана­то­лия (Бот­вин­ни­ко­ва) иером. (1937). Прмч. Евфро­си­на (Анто­но­ва) иером. (1937). Мч. Иако­ва Бла­то­ва (1937). Прмч. Инно­кен­тия (Мазу­ри­на) иерод. (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму