13 мар­та. Свя­щен­но­му­че­ник Арсе́­ний (Маце­е­вич), мит­ро­по­лит Ростовский
Свя­щен­но­му­че­ник Арсе­ний, мит­ро­по­лит Ростов­ский (в миру Алек­сандр Маце­е­вич) был послед­ним про­тив­ни­ком цер­ков­ной рефор­мы Пет­ра I. Он родил­ся в 1697 (по дру­гим дан­ным, в 1696) году во Вла­ди­ми­ре-Волын­ском в семье пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка, вед­ше­го свой род из поль­ской шляхты.…

Свя­щен­но­му­че­ник Арсе­ний, мит­ро­по­лит Ростов­ский (в миру Алек­сандр Маце­е­вич) был послед­ним про­тив­ни­ком цер­ков­ной рефор­мы Пет­ра I.

Он родил­ся в 1697 (по дру­гим дан­ным, в 1696) году во Вла­ди­ми­ре-Волын­ском в семье пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка, вед­ше­го свой род из поль­ской шляхты.

Полу­чив обра­зо­ва­ние в Киев­ской Духов­ной Ака­де­мии, в 1733 году он был уже иеро­мо­на­хом. Вско­ре он совер­шил путе­ше­ствие в Устюг, Хол­мо­го­ры и Соло­вец­кий мона­стырь, где поле­ми­зи­ро­вал с зато­чен­ны­ми там ста­ро­ве­ра­ми; по пово­ду этой поле­ми­ки он напи­сал «Уве­ще­ва­ние к раскольнику»

В 1734 – 37 годах отец Арсе­ний участ­во­вал в Кам­чат­ской экс­пе­ди­ции. В 1737 году он был при­ко­ман­ди­ро­ван к чле­ну Сино­да Амвро­сию (Юшке­ви­чу), зани­мав­ше­му в то вре­мя пер­вен­ству­ю­щее место в цер­ков­ной иерар­хии. Это назна­че­ние при­ве­ло к сбли­же­нию двух иерар­хов и опре­де­ли­ло даль­ней­шую судь­бу отца Арсе­ния. Посвя­щён­ный в 1741 году в сан мит­ро­по­ли­та Тоболь­ско­го и всея Сиби­ри, вла­ды­ка Арсе­ний защи­щал в Сиби­ри пра­ва ново­кре­ще­ных ино­род­цев от при­тес­не­ний вое­вод, а духо­вен­ство – от вме­ша­тель­ства свет­ско­го суда.

Суро­вый сибир­ский кли­мат вред­но отра­зил­ся на здо­ро­вье вла­ды­ки, и вско­ре по воца­ре­нии Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны он был пере­ве­дён в 1742 году на кафед­ру в Ростов с назна­че­ни­ем чле­ном Синода.

Стро­гий к под­чи­нен­ным, вла­ды­ка ста­но­вит­ся в рез­кую оппо­зи­цию и к свет­ской вла­сти. Он наста­и­ва­ет перед импе­ра­три­цей Ека­те­ри­ной II на уда­ле­нии свет­ских чинов из соста­ва Сино­да, утвер­жда­ет, что Синод вооб­ще не име­ет кано­ни­че­ской осно­вы, и дела­ет вывод о необ­хо­ди­мо­сти вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства. Запис­ка вла­ды­ки «О бла­го­чи­нии цер­ков­ном» яви­лась пер­вым про­те­стом рос­сий­ской иерар­хии про­тив сино­даль­ной системы.

Ещё более обост­ри­лись отно­ше­ния вла­ды­ки со свет­ской вла­стью, когда в кон­це цар­ство­ва­ния Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны, затем при Пет­ре III и Ека­те­рине II рас­по­ря­же­ния, направ­лен­ные к огра­ни­че­нию мона­сты­рей в управ­ле­нии их иму­ще­ства­ми, вызва­ли силь­ное него­до­ва­ние в выс­шем духовенстве.

9 фев­ра­ля 1763 года вла­ды­ка в Росто­ве совер­ша­ет «Чин отлу­че­ния» с неко­то­ры­ми при­бав­ка­ми, направ­лен­ны­ми про­тив «насиль­ству­ю­щих и оби­дя­щих свя­тыя Божия церк­ви и мона­сты­ри», «при­ни­ма­ю­щих дан­ныя тем от древ­них Бого­люб­цев имения».

В мар­те вла­ды­ка подал два доне­се­ния в Синод, кото­рый доло­жил импе­ра­три­це о том, что свя­ти­тель Арсе­ний явля­ет­ся «оскор­би­те­лем Ея Вели­че­ства». Ека­те­ри­на пре­да­ла его суду Сино­да, кото­рый длил­ся семь дней; вла­ды­ка был осуж­ден, низ­ве­ден в зва­ние про­сто­го мона­ха и зато­чен в Нико­ло-Корель­ский монастырь.

Но и в ссыл­ке свя­ти­тель не пере­ста­вал обли­чать дей­ствия обес­цер­ко­в­лен­ных вла­стей в отно­ше­нии цер­ков­ных иму­ществ, выра­жал сомне­ние в пра­вах Ека­те­ри­ны II на пре­стол, сочув­ствие вели­ко­му кня­зю Пав­лу Пет­ро­ви­чу. Делу вла­ды­ки был дан харак­тер поли­ти­че­ский, и в кон­це 1767 года он был лишен мона­ше­ства и при­го­во­рен к «веч­но­му заклю­че­нию». Под име­нем «Андрея Вра­ля» он содер­жал­ся в Ревель­ском казе­ма­те, где и умер 28 фев­ра­ля 1772 года.

За сми­рен­ное пере­не­се­ние скор­бей и нес­тя­жа­тель­ность, а так­же за муче­ни­че­скую кон­чи­ну за Цер­ковь свя­ти­тель почи­та­ет­ся в Рус­ском народе.

При­чис­лен к лику свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви для обще­цер­ков­но­го почи­та­ния на Юби­лей­ном Архи­ерей­ском Собо­ре в авгу­сте 2000 года.

Тро­парь, глас 8:

И нpа́вом пpича́стник,/ и пpе­сто́­лом наме́ст­ник апо́сто­лом быв,/ дея́­ние обpе́л еси́, Богодухнове́нне,/ в виде́­ния восхо́д,/ сего́ pа́­ди сло́во и́сти­ны испpавля́я,/ и ве́pы pа́­ди постpа­да́л еси́ да́­же до кpо́ве,/ свя­щен­но­му́­че­ни­че Арсе́ние,/ моли́ Хpи­ста́ Бо́­га /​/​спа­сти́­ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2:

Боже́ствен­ный гром, тру­ба́ духо́вная,/ ве́­ры наса­ди́­те­лю, и отсе­ка́­те­лю е́ресей,/ Тро́и­цы уго́д­ни­че, вели́кий свя­ти́­те­лю Арсе́ние,/ со А́н­ге­лы пред­сто­я́ при́сно,// моли́ непре­ста́н­но о всех нас.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​свя­щен­но­му́­че­ни­че Арсе́­ние, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва свя­щен­но­му­че­ни­ку Арсе́­нию (Маце­е­ви­чу), мит­ро­по­ли­ту Ростовскому

О, вели́кий уго́д­ни­че Хри­сто́в, мно­го­стра­да́льне свя­ти́­те­лю Арсе́­ние! Уми­ло­се́р­ди­ся у́бо о мне́ гре́ш­нем, услы­́­ши сле́з­ное мое́ моле́­ние. Не возг­ну­ша́й­ся скве́р­ных мои́х я́зв гре­хо́в­ных. При­и­ми́ недо­сто́й­ное мое́ хва­ле́­ние от все­го́ се́рд­ца тебе́ воз­но­си́­мое. И ми́­ло­стив сотво­ри́­ся на мои́ про­ше́­ния к тебе́ мно­го­мо́щ­но­му засту́п­ни­ку мое­му́ пред Го́с­по­дем. Умо­ли́ Все­б­ла­га́­го Бо́­га мое­го́ даро­ва́ти ду́х сокру­ше́­ния о гре­се́х мои́х, ду́х сми­ре́­ния, кро́то­сти и незло́­бия, еще́ же вся́ за́­по­ве­ди Его́ неле́­ност­но испол­ня́ти, к бли́ж­не­му любо́вь и мило­се́р­дие вы́­ну явля́ти. Наи­па́­че же и́мя Его́ Слад­ча́й­шее в се́рд­це и уме́ содер­жа́ти и уста́­ми без­бо­я́з­нен­но испо­ве́­да­ти. Да да́ру­ет моли́тва­ми тво­и́­ми Хри­сто́с Бо́г на́ш все­́м при­зы­ва́­ю­щим и́мя Его́ свя­то́е вся́ потре́б­ная ко спа­се́­нию, даб­ы́ во вся́кое вре́­мя и на вся́­цем ме́­сте с любо́вию сла́ви­лось и́мя Все­свя­ты­́я Тро́и­цы Отца́ и Сы́­на и Свя­та́­го Ду́­ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Кас­си­а­на Рим­ля­ни­на (435) (память пере­но­сит­ся с 29 фев­ра­ля по ст.ст.). Прп. Васи­лия исп. (ок. 750). Блж. Нико­лая, Хри­ста ради юро­ди­во­го, Псков­ско­го (1576). Сщмч. Про­те­рия, пат­ри­ар­ха Алек­сан­дрий­ско­го (457). Сщмч. Несто­ра, еп. Магид­дий­ско­го (250). Прпп. жен Мари­ны и Киры (ок. 450). Прп. Иоан­на, наре­чен­но­го Вар­со­но­фи­ем, еп. Дамас­ско­го (V); мч. Фео­к­ти­ри­ста (VIII) (память пере­но­сит­ся с 29 фев­ра­ля по ст.ст.). Дев­пе­те­рув­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1392) (память пере­но­сит­ся с 29 фев­ра­ля по ст.ст.). Апп. Ним­фы и Евву­ла. 6‑ти свв. мчч. еги­пет­ских. Прп. Шио Мгвим­ско­го, Гру­зин­ско­го (Груз.). Прп. Рома­на пустын­ни­ка Кон­дат­ско­го (Галл.). Ново­мчц. Кир-Анны, Солун­ской (1751) (Греч.). Прп. Вар­су­са, еп. Дамас­ско­го (Греч.). Икон Божи­ей Мате­ри Дев­пе­те­рув­ской (1392) и Дев­пе­те­рув­ской-Там­бов­ской (1833) (память пере­но­сит­ся с 29 фев по ст.ст.).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму