13 мар­та. Пре­по­доб­ный Кас­си­ан Римлянин
Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин по месту рож­де­ния и язы­ку, на кото­ром писал, при­над­ле­жал Запа­ду, но духов­ной роди­ной свя­то­го все­гда был пра­во­слав­ный Восток. В Виф­ле­ем­ской оби­те­ли, рас­по­ло­жен­ной неда­ле­ко от того места, где родил­ся Спа­си­тель, Иоанн при­нял ино­че­ство.…

Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин по месту рож­де­ния и язы­ку, на кото­ром писал, при­над­ле­жал Запа­ду, но духов­ной роди­ной свя­то­го все­гда был пра­во­слав­ный Восток. В Виф­ле­ем­ской оби­те­ли, рас­по­ло­жен­ной неда­ле­ко от того места, где родил­ся Спа­си­тель, Иоанн при­нял ино­че­ство. После двух­лет­не­го пре­бы­ва­ния в оби­те­ли в 390 году пре­по­доб­ный с духов­ным бра­том Гер­ма­ном в тече­ние семи лет путе­ше­ство­вал по Фива­и­де и Скит­ской пустыне, чер­пая из духов­но­го опы­та мно­го­чис­лен­ных подвиж­ни­ков. Вер­нув­шись в 397 году на корот­кое вре­мя в Виф­ле­ем, духов­ные бра­тья три года под­ви­за­лись в пол­ном уеди­не­нии, а затем отпра­ви­лись в Кон­стан­ти­но­поль, где слу­ша­ли свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста. В Кон­стан­ти­но­по­ле пре­по­доб­ный Кас­си­ан при­нял сан диа­ко­на. В 405 году кон­стан­ти­но­поль­ский клар напра­вил пре­по­доб­но­го в Рим к папе Инно­кен­тию I во гла­ве посоль­ства искать защи­ты без­вин­но стра­да­ю­ще­му святителю.

В сан пре­сви­те­ра пре­по­доб­ный Кас­си­ан был посвя­щен у себя на родине. В Мар­се­ле он впер­вые в Гал­лии устро­ил два обще­жи­тель­ных мона­сты­ря, муж­ской и жен­ский, по уста­ву восточ­ных оби­те­лей. По прось­бе епи­ско­па Апт­ско­го Касто­ра пре­по­доб­ный Кас­си­ан в 417 – 419 годах напи­сал 12 книг “О поста­нов­ле­ни­ях кино­вий” пале­стин­ских и еги­пет­ских и 10 бесед с пустын­ны­ми отца­ми, что­бы дать сооте­че­ствен­ни­кам образ­цы обще­жи­тель­ных мона­сты­рей и позна­ко­мить их с духом подвиж­ни­че­ства пра­во­слав­но­го Восто­ка. В пер­вой кни­ге “О поста­нов­ле­ни­ях кино­вий” речь идет о внеш­нем виде мона­ха; во вто­рой – о чине ноч­ных псал­мов и молитв; в тре­тьей – о чине днев­ных молитв и псал­мов; в чет­вер­той – о чине отвер­же­ния от мира; в вось­ми осталь­ных – о вось­ми глав­ных гре­хах. В бесе­дах оте­че­ских настав­ник в подвиж­ни­че­стве свя­той Кас­си­ан гово­рит о цели жиз­ни, о духов­ном рас­суж­де­нии, о сте­пе­нях отре­че­ния от мира, о жела­ни­ях пло­ти и духа, о вось­ми гре­хах, о бед­стви­ях пра­вед­ни­ков, о молит­ве. В после­ду­ю­щие годы пре­по­доб­ным Кас­си­а­ном напи­са­но еще четыр­на­дцать бесед: о совер­шен­ной люб­ви, о чисто­те, о Божи­ей помо­щи, о разу­ме­нии Писа­ния, о даро­ва­ни­ях Божи­их, о друж­бе, об упо­треб­ле­нии язы­ка, о четы­рех родах ино­ков, о жиз­ни отшель­ни­че­ской и обще­жи­тель­ной, о пока­я­нии, о посте, о ноч­ных иску­ше­ни­ях, об умерщ­вле­нии духов­ном, дано тол­ко­ва­ние слов “не еже хощу, сие творю”.

В 431 году свя­той Иоанн Кас­си­ан напи­сал свое послед­нее сочи­не­ние про­тив Несто­рия, в кото­ром собрал про­тив ере­си суж­де­ния мно­гих восточ­ных и запад­ных учи­те­лей. В сво­их сочи­не­ни­ях пре­по­доб­ный Кас­си­ан осно­вы­вал­ся на духов­ном опы­те подвиж­ни­ков, заме­чая поклон­ни­кам Бла­жен­но­го Авгу­сти­на что “бла­го­дать дале­ко менее все­го мож­но защи­щать пыш­ны­ми сло­ва­ми и говор­ли­вым состя­за­ни­ем, диа­лек­ти­че­ски­ми сил­ло­гиз­ма­ми и крас­но­ре­чи­ем Цице­ро­на”. По сло­вам пре­по­доб­но­го Иоан­на Лествич­ни­ка, “вели­кий Кас­си­ан рас­суж­да­ет пре­вос­ход­но и воз­вы­шен­но”. Свя­той Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин мир­но почил в 435 году.

Тро­парь, глас 8

Посто́м пре­до­чи́­сти­вся, пре­му́д­ро­сти пости́­гл еси́ разу­ме́­ние, /​от пусты­́н­ных же Бого­но́с­ных оте́ц научи́л­ся еси́ страсте́й обуз­да́­нию. /​Того́ ра́­ди пода́ждь нам тво­и́­ми моли́тва­ми /​пло́ти на́­шея ду́­ху послу­ша́­ние: /​еси́ бо наста́в­ник, Кас­си­а́не пре­по­до́бне, /​/​всем пою́­щим о Хри­сте́ тво­ю́ па́мять.

Кондак, глас 4

Пре­по­до́­бен быв, Бо́­гу воз­ло­жи́л­ся еси́, /​и про­све­ща́я до́б­ры­ми ви́­ды, Кас­си­а́не, /​я́ко со́лн­це обли­ста́л еси́ /​сия́­ни­ем Боже́ствен­ных тво­и́х уче́­ний, /​серд­ца́ всех чту́­щих тя все­гда́ про­све­ща́я. /​Но при­ле́ж­но моли́ Хри­ста́, /​/​о и́же любо́вию те́­п­ле вос­хва­ля́­ю­щих тя.

Вели­ча­ние

Убла­жа́ем тя, /​пре­по­до́бне о́т­че Кас­си­а́не, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​наста́в­ни­че мона́­хов /​/​и собе­се́д­ни­че а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Кас­си­а­ну Римлянину

О, Бого­бла­же́нне и прис­но­па́­мятне о́т­че наш Кас­си­а́не! Боже́ствен­ных А́н­ге­лов сожи́­те­лю, поне­сы­́й тяго­ту́ днев­ну́ю, в нище­те́ пожи́­вый, Боже́ствен­ны­ми дара́­ми обо­га­ти́­вый­ся! Ты ны́не с пре­по­до́б­ных собо́­ры водво­ря́я­ся, с пра́вед­ных ли́ки весе­ля́­ся, помя­ни́ нас, доб­ро­де́­тель­ное тво­е́ жити­е́ похва­ля́­ю­щих, и не оста́ви нас без­по́­мощ­ны. При­́зри на на́­ше жити­е́, вол­ну́е­мое жите́й­ски­ми обу­ре­ва́­нии, да не пото­пи́т нас гре­хо́в­ная бу́ря, ниже́ да пожре́т нас па́­губ­на­го отча́я­ния глу­би­на́. Услы­́­ши моли́тву нас гре́ш­ных, моля́­щих­ся, и не пре́зри моле́­ния нас немощ­ны­́х, улов­ля́е­мых диа́воль­ски­ми се́тьми, всю́­ду злы­́­ми угне­та́е­мых, вся́ка­го бла́­га лиша́е­мых, уны­́­ни­ем омра­ча́е­мых и мало­ду́­ши­ем одер­жи́­мых. Виждь, свя́­те, я́ко сми­ри́­ся в персть душа́ на́­ша, и вра­го́м нена­ви́­дя­щим нас бы́­хом в пора́­до­ва­ние, лука́­вы­ми де́­лы умерщ­вля́е­ми весь день, заблу­ди́­хом бо вои́­сти­ну, я́ко о́в­цы не иму́­щия па́­сты­ря. Ты тво­и́­ми бого­при­я́т­ны­ми моли́тва­ми ми́­ло­сти­ва сотво­ри́ нам Еди́­на­го Чело­ве­ко­лю́б­ца Бо́­га, да не воз­да́ст нам по злым дело́м на́­шим и по нечи­сто­те́ сер­де́ц на́­ших, но да пред­ва­ря́т ны бла­ги́я Его́ щед­ро́ты, в ми́­ре, еди­но­ду́­шии и бла­го­че́­стии утвер­жда́­ю­ще живо́т наш. Мы, о Бого­бла­же́нне, на тя по Бо́­зе упо­ва́ем, тобо́ю хва́­лим­ся, тво­е́ свя­то́е и́мя на по́­мощь при­зы­ва́ем и, к тво­е­му́ чудо­тво́р­но­му о́бра­зу недо­сто́й­нии при­па́­да­ю­ще, тя мо́­лим. Моли́, о́т­че наш Кас­си­а́не, Хри­ста́ Бо́­га, да, изба́в­ль­ше­ся от злых на́­ших, с тобо́ю ве́ч­ных благ спо­до́­бим­ся, бла­го­да́тию и щед­ро́та­ми Го́с­по­да на́­ше­го Иису́­са Хри­ста́, су́­ща Бла­го­сло­ве́н­на со Без­на­ча́ль­ным Его́ Отце́м и с Пре­свя­ты­́м Ду́­хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Васи­лия исп. (ок. 750). Сщмч. Арсе­ния, митр. Ростов­ско­го (1772). Блж. Нико­лая, Хри­ста ради юро­ди­во­го, Псков­ско­го (1576). Сщмч. Про­те­рия, пат­ри­ар­ха Алек­сан­дрий­ско­го (457). Сщмч. Несто­ра, еп. Магид­дий­ско­го (250). Прпп. жен Мари­ны и Киры (ок. 450). Прп. Иоан­на, наре­чен­но­го Вар­со­но­фи­ем, еп. Дамас­ско­го (V); мч. Фео­к­ти­ри­ста (VIII) (память пере­но­сит­ся с 29 фев­ра­ля по ст.ст.). Дев­пе­те­рув­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1392) (память пере­но­сит­ся с 29 фев­ра­ля по ст.ст.). Апп. Ним­фы и Евву­ла. 6‑ти свв. мчч. еги­пет­ских. Прп. Шио Мгвим­ско­го, Гру­зин­ско­го (Груз.). Прп. Рома­на пустын­ни­ка Кон­дат­ско­го (Галл.). Ново­мчц. Кир-Анны, Солун­ской (1751) (Греч.). Прп. Вар­су­са, еп. Дамас­ско­го (Греч.). Икон Божи­ей Мате­ри Дев­пе­те­рув­ской (1392) и Дев­пе­те­рув­ской-Там­бов­ской (1833) (память пере­но­сит­ся с 29 фев по ст.ст.).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму