13 фев­ра­ля. Свя­ти­тель Ники­та, затвор­ник Печер­ский, епи­скоп Нов­го­род­ский, чудотворец
Свя­ти­тель Ники­та, епи­скоп Нов­го­род­ский, в моло­дые годы посту­пил в Кие­во-Печер­ский мона­стырь и вско­ре поже­лал уйти в затвор. Игу­мен пре­ду­пре­ждал его о преж­де­вре­мен­но­сти тако­го подви­га для моло­до­го ино­ка, но он, пона­де­яв­шись на свои силы, не послу­шал­ся. В…

Свя­ти­тель Ники­та, епи­скоп Нов­го­род­ский, в моло­дые годы посту­пил в Кие­во-Печер­ский мона­стырь и вско­ре поже­лал уйти в затвор. Игу­мен пре­ду­пре­ждал его о преж­де­вре­мен­но­сти тако­го подви­га для моло­до­го ино­ка, но он, пона­де­яв­шись на свои силы, не послу­шал­ся. В затво­ре свя­той Ники­та впал в иску­ше­ние. Диа­вол явил­ся ему в виде Анге­ла, и неопыт­ный подвиж­ник – покло­нил­ся ему. Бес дал ему совет, как уже достиг­ше­му совер­шен­ства: “Ты не молись, а толь­ко читай и учи дру­гих, а я буду молить­ся вме­сто тебя”, – и стал око­ло затвор­ни­ка, делая вид, что молит­ся за него. Пре­льщен­ный инок Ники­та пре­взо­шел всех в зна­нии книг Вет­хо­го Заве­та, а о Еван­ге­лии ни гово­рить, ни слу­шать не хотел. Кие­во-Печер­ские стар­цы при­шли к пре­льщен­но­му и, помо­лив­шись, ото­гна­ли от него беса.

После это­го пре­по­доб­ный Ники­та, оста­вив по бла­го­сло­ве­нию стар­цев затвор, жил в стро­гом посте и молит­ве, более все­го упраж­ня­ясь в послу­ша­нии и сми­ре­нии. Мило­серд­ный Гос­подь, по молит­вам свя­тых стар­цев, воз­вел его из глу­би­ны паде­ния на высо­кую сте­пень духов­но­го совершенства.

Впо­след­ствии он был постав­лен епи­ско­пом в Нов­го­род и за свою свя­тую жизнь был награж­ден от Бога даром чудо­тво­ре­ний. Одна­жды во вре­мя засу­хи он молит­вой низ­вел дождь с неба, в дру­гой раз по его молит­ве пре­кра­тил­ся в горо­де пожар.

13 лет управ­лял свя­ти­тель Ники­та нов­го­род­ской паст­вой и мир­но скон­чал­ся в 1109 году.

В 1558 году, при царе Иоанне Васи­лье­ви­че, состо­я­лось про­слав­ле­ние святителя.

Мощи его поко­ят­ся ныне в церк­ви свя­то­го апо­сто­ла Филип­па в Новгороде.

Тро­парь, глас 2

Небе́снаго простра́нства жела́я, /​от ю́ности в те́сне ме́сте затвори́лся еси́, /​в не́мже прельще́н быв от вра­га́, /​па́ки смире́нием и послуша́нием победи́л еси́ преле́стника кре́пце, Ники́то, /​и ны́не, пред­стоя́ Христо́ви, /​/​моли́ спасти́ся всем нам.

Кондак, глас 1

Победи́в вра́жия ле́сти до́бле /​и све́тло доброде́тельми просия́в, /​святи́тельства оде́ждою обле́клся еси́, пресла́вне Ники́то, /​в не́мже све́том жития́ тво­е­го́ и чуде­сы́ сия́я па́че со́лнца, /​мно́гих просвети́в, приве́л еси́ Христо́ви, /​/​Его́же моли́ о нас, пою́щих тя.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Ники́то, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Ники­те Новгородскому

О, архиере́ю Бо́жий, святи́телю Ники́то! Услы́ши нас гре́шных, днесь во свяще́нный храм сей сте́кшихся, и честно́му о́бразу тво­е­му́ поклоня́ющихся, и ко свяще́нней твое́й ра́це припа́дающих, и умиле́нно вопию́щих: я́коже си́дя на престо́ле святи́тельства в Вели́ком Но́вегра́де сем, и еди́ною належа́щу бездо́ждию, дождь моли́твами свел еси́, и па́ки гра́ду сему́ о́гненным пла́менем обстои́му, моли́твою пла́мень о́гненный угаси́л еси́. И ны́не мо́лим тя, о святи́телю Христо́в Ники́то: моли́ся ко Го́споду, е́же изба́вити Вели́кий Но́вград сей и вся гра́ды и стра­ны́ христиа́нские от тру́са, пото́па, гла́да, огня́, гра́да, меча́ и от всех враго́в ви́димых к неви́димых, я́ко да изря́дных ра́ди моли́тв твои́х спаса́еми, сла́вим Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Бесср. мчч. Кира и Иоан­на и с ними мцц. Афа­на­сии и дще­рей ее: Фео­до­тии, Фео­к­ти­сты и Евдок­сии (311). Мчч. Вик­то­ри­на, Вик­то­ра, Ники­фо­ра, Клав­дия, Дио­до­ра, Сера­пи­о­на и Папия (251); Афа­на­сии и доче­рей ее Фео­до­тии, Фео­к­ти­сты и Евдок­сии (311); Три­фе­ны Кизи­че­ской. Свт. Афа­на­сия, еп. Мее­ро­на (IX). Прп­мч. Илии Арду­ни­са (1680).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму