13 декаб­ря. Свя­той апо­стол Андрей Первозванный
Свя­той апо­стол Андрей Пер­во­зван­ный пер­вым из апо­сто­лов после­до­вал за Хри­стом, а затем при­вел к нему сво­е­го род­но­го бра­та свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра (Ин. 1, 35 – 42). С юно­сти буду­щий апо­стол, кото­рый был родом из Виф­са­и­ды, всей душой обра­тил­ся…

Свя­той апо­стол Андрей Пер­во­зван­ный пер­вым из апо­сто­лов после­до­вал за Хри­стом, а затем при­вел к нему сво­е­го род­но­го бра­та свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра (Ин. 1, 35 – 42). С юно­сти буду­щий апо­стол, кото­рый был родом из Виф­са­и­ды, всей душой обра­тил­ся к Богу. Он не всту­пил в брак и вме­сте со сво­им бра­том зани­мал­ся рыбо­лов­ством. Когда над Изра­и­лем про­гре­мел глас свя­то­го про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на, свя­той Андрей стал его бли­жай­шим уче­ни­ком. Свя­той Иоанн Кре­сти­тель сам напра­вил двух сво­их уче­ни­ков, буду­щих апо­сто­лов Андрея Пер­во­зван­но­го и Иоан­на Бого­сло­ва, ко Хри­сту, ука­зав, что Он есть Агнец Божий. После Соше­ствия Свя­то­го Духа на апо­сто­лов, свя­той Андрей отпра­вил­ся с про­по­ве­дью Сло­ва Божия в восточ­ные стра­ны. Про­шел Малую Азию, Фра­кию, Маке­до­нию, дошел до Дуная, про­шел побе­ре­жье Чер­но­го моря, Крым, При­чер­но­мо­рье и по Дне­пру под­нял­ся до места, где сто­ит теперь город Киев. Здесь он оста­нав­ли­вал­ся у Киев­ских гор на ноч­лег. Встав утром, он ска­зал быв­шим с ним уче­ни­кам: “Види­те ли горы эти? На этих горах вос­си­я­ет бла­го­дать Божия, будет вели­кий город, и Бог воз­двиг­нет мно­го церк­вей”. Апо­стол под­нял­ся на горы, бла­го­сло­вил их и водру­зил крест. Помо­лив­шись, он под­нял­ся еще выше по Дне­пру и дошел до посе­ле­ний сла­вян, где был осно­ван Нов­го­род. Отсю­да апо­стол про­шел через зем­ли варя­гов в Рим, для про­по­ве­ди, и вновь вер­нул­ся во Фра­кию, где в неболь­шом селе­нии Визан­тии, буду­щем могу­чем Кон­стан­ти­но­по­ле, осно­вал хри­сти­ан­скую Цер­ковь. Имя свя­то­го апо­сто­ла Андрея свя­зы­ва­ет мать – Цер­ковь Кон­стан­ти­но­поль­скую с ее доче­рью – Рус­ской Цер­ко­вью. На сво­ем пути Пер­во­зван­ный апо­стол пре­тер­пел мно­го печа­лей и мук от языч­ни­ков: его изго­ня­ли из горо­дов, изби­ва­ли. В Сино­пе его поби­ли кам­ня­ми, но, остав­шись невре­ди­мым, вер­ный уче­ник Хри­стов неустан­но нес людям про­по­ведь о Спа­си­те­ле. По молит­вам апо­сто­ла, Гос­подь совер­шал чуде­са. Тру­да­ми свя­то­го апо­сто­ла Андрея воз­ни­ка­ли хри­сти­ан­ские Церк­ви, кото­рым он ста­вил епи­ско­пов и свя­щен­ство. Послед­ним горо­дом, куда при­шел Пер­во­зван­ный апо­стол и где ему суж­де­но было при­нять муче­ни­че­скую кон­чи­ну, был город Патры.

Мно­гие чуде­са Гос­подь явил через уче­ни­ка Сво­е­го в горо­де Пат­ры. Недуж­ные исце­ли­лись, сле­пые про­зре­ва­ли. По молит­ве апо­сто­ла, выздо­ро­вел тяже­ло боль­ной Сосий, знат­ный горо­жа­нин; нало­же­ни­ем апо­столь­ских рук исце­ли­лась Мак­си­мил­ла, жена пра­ви­те­ля Патр­ско­го, и его брат Стра­то­клий. Совер­шен­ные апо­сто­лом чуде­са и его пла­мен­ное сло­во про­све­ти­ли истин­ной верой почти всех граж­дан горо­да Пат­ры. Немно­го оста­ва­лось языч­ни­ков в Пат­рах, сре­ди них был пра­ви­тель горо­да Эге­ат. Апо­стол Андрей не раз обра­щал­ся к нему со сло­ва­ми Бла­го­ве­стия. Но даже чуде­са апо­сто­ла не вра­зум­ля­ли Эге­а­та. Свя­той апо­стол с любо­вью и сми­ре­ни­ем взы­вал к его душе, стре­мясь открыть ему хри­сти­ан­скую тай­ну веч­ной жиз­ни, чудо­твор­ную силу Свя­то­го Кре­ста Гос­под­ня. Раз­гне­ван­ный Эге­ат при­ка­зал рас­пять апо­сто­ла. Языч­ник думал опо­ро­чить про­по­ведь свя­то­го Андрея, если пре­даст его смер­ти на кре­сте, кото­рый про­слав­лял апо­стол. С радо­стью при­нял свя­той Андрей Пер­во­зван­ный реше­ние пра­ви­те­ля и с молит­вой ко Гос­по­ду сам взо­шел на место каз­ни. Что­бы про­длить муче­ния апо­сто­ла, Эге­ат при­ка­зал не при­би­вать руки и ноги свя­то­го, а при­вя­зать их ко кре­сту. Два дня апо­стол с кре­ста учил собрав­ших­ся вокруг горо­жан. Люди, слу­шав­шие его, всей душой состра­да­ли ему и потре­бо­ва­ли снять свя­то­го апо­сто­ла с кре­ста. Испу­гав­шись народ­но­го воз­му­ще­ния, Эге­ат при­ка­зал пре­кра­тить казнь. Но свя­той апо­стол стал молить­ся, что­бы Гос­подь удо­сто­ил его крест­ной смер­ти. Как ни пыта­лись вои­ны снять апо­сто­ла Андрея, руки им не пови­но­ва­лись. Рас­пя­тый апо­стол, воз­дав Богу хва­лу, про­из­нес: “Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, при­и­ми дух мой”. Тогда яркое сия­ние Боже­ствен­но­го све­та осве­ти­ло крест и рас­пя­то­го на нем муче­ни­ка. Когда сия­ние исчез­ло, свя­той апо­стол Андрей Пер­во­зван­ный уже пре­дал свою свя­тую душу Гос­по­ду († 62). Мак­си­мил­ла, жена пра­ви­те­ля, сня­ла со кре­ста тело Апо­сто­ла и с честью погреб­ла его.

Несколь­ко сто­ле­тий спу­стя, при импе­ра­то­ре Кон­стан­тине Вели­ком, мощи свя­то­го апо­сто­ла Андрея были тор­же­ствен­но пере­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль и поло­же­ны в хра­ме Свя­тых Апо­сто­лов рядом с моща­ми свя­то­го еван­ге­ли­ста Луки и уче­ни­ка апо­сто­ла Пав­ла – апо­сто­ла Тимофея.

Тро­парь, глас 4

Яко апо́столов первозва́нный /​и верхо́внаго су́щий брат, /​Влады́це всех, Андре́е, моли́ся /​мир вселе́нней дарова́ти /​/​и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2

Му́жества тезоимени́таго Богоглаго́льника /​и Це́ркве возсле́дователя верхо́внаго, /​Петро́ва сро́дника восхва́лим, /​зане́ я́коже дре́вле сему́, и ны́не нам воз­з­ва́: /​/​прииди́те, обрето́хом жела́емаго.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​апо́столе Христо́в Андре́е, /​и чтим боле́зни и тру­ды́ твоя́, /​и́миже труди́лся еси́ /​/​во благове́стии Христо́ве.

Молит­ва свя­то­му апо­сто­лу Андрею Первозванному

Первозва́нне апо́столе Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Хри­ста́, Це́ркве после́дователю верхо́вный, всехва́льне Андре́е, сла́вим и велича́ем апо́стольския тру­ды́ твоя́, сла́дце помина́ем твое́ благослове́нное к нам прише́ствие, ублажа́ем честна́я страда́ния твоя́, я́же за Хри­ста́ претерпе́л еси́, лобыза́ем свяще́нныя мо́щи твоя́, чтим святу́ю па́мять твою́ и ве́руем, я́ко жив Госпо́дь, жива́ же и душа́ твоя́ и с Ним во ве́ки пребыва́еши на Небе­си́, иде́же и лю́биши ны то́южде любо́вию, е́юже возлюби́л еси́ нас, егда́ Ду́хом Святы́м прозре́л еси́ на́ше е́же ко Хри­сту́ обраще́ние, и не то́чию лю́биши, но и мо́лиши о нас Бо́га, зря во Све́те Его́ вся ну́жды на́ша. Та́ко ве́руем и та́ко сию́ ве́ру на́шу испове́дуем во хра́ме, и́же во и́мя твое́, святы́й Андре́е, пресла́вно созда́ся, иде́же святы́я мо́щи твоя́ почива́ют; ве́рующе же, про́сим и мо́лим Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Хри­ста́, да моли́твами твои́ми, я́же при́сно послу́шает и прие́млет, пода́ст нам вся потре́бная ко спасе́нию нас гре́шных; да я́коже ты а́бие по гла́су Го́спода, оста́вль мре́жи своя́, неукло́нно Ему́ после́довал еси́, си́це и ки́йждо от нас да и́щет не свои́х си, но е́же к созида́нию бли́жняго и о го́рнем зва́нии да помышля́ет. Иму́ще же тя предста́теля и моли́твенника о нас, упова́ем, я́ко моли́тва твоя́ мно́го мо́жет пред Го́сподем и Спаси́телем на́шим Иису́сом Христо́м, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Свт. Фру­мен­тия, архи­еп. Индий­ско­го (Ефи­оп­ско­го; ок. 380). Сщмч. Иоан­на Чест­но­ва пре­св. (1937)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму