13 апре­ля. Свя­ти­тель Иона, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Рос­сии чудотворец
Свя­ти­тель Иона, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Рос­сии чудо­тво­рец, родил­ся в горо­де Гали­че в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской семье. Отца буду­ще­го Свя­ти­те­ля зва­ли Фео­до­ром. В две­на­дца­ти­лет­нем воз­расте юно­ша при­нял постриг в одном из галич­ских мона­сты­рей, отку­да пере­шел в мос­ков­ский…

Свя­ти­тель Иона, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Рос­сии чудо­тво­рец, родил­ся в горо­де Гали­че в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской семье. Отца буду­ще­го Свя­ти­те­ля зва­ли Фео­до­ром. В две­на­дца­ти­лет­нем воз­расте юно­ша при­нял постриг в одном из галич­ских мона­сты­рей, отку­да пере­шел в мос­ков­ский Симо­нов мона­стырь, где мно­го лет испол­нял раз­лич­ные послу­ша­ния. Одна­жды свя­ти­тель Фотий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский (память 27 мая и 2 июля), посе­тил Симо­нов мона­стырь и, после молеб­на, пре­по­дав бла­го­сло­ве­ние архи­манд­ри­ту и бра­тии, поже­лал бла­го­сло­вить ино­ков, испол­няв­ших послу­ша­ние на мона­стыр­ских рабо­тах. Когда он при­шел в пекар­ню, то уви­дел уснув­ше­го от мно­гих тру­дов ино­ка Иону, пра­вая рука утом­лен­но­го ино­ка была согну­та в бла­го­слов­ля­ю­щем жесте. Свя­ти­тель Фотий про­сил не будить его, бла­го­сло­вил спя­ще­го ино­ка и про­ро­че­ски пред­ска­зал при­сут­ство­вав­шим, что этот монах будет вели­ким свя­ти­те­лем Рус­ской Церк­ви и мно­гих наста­вит на путь спасения.

Пред­ска­за­ние Свя­ти­те­ля испол­ни­лось. Через несколь­ко лет свя­ти­тель Иона был постав­лен епи­ско­пом Ряза­ни и Мурома.

В 1431 году скон­чал­ся свя­ти­тель Фотий. Через пять лет после его смер­ти за доб­ро­де­тель­ную и свя­тую жизнь мит­ро­по­ли­том Все­рос­сий­ским был избран свя­ти­тель Иона. Когда ново­из­бран­ный мит­ро­по­лит отпра­вил­ся к Пат­ри­ар­ху Иоси­фу II (1416 – 1439) в Кон­стан­ти­но­поль, что­бы при­нять постав­ле­ние на мит­ро­по­лию, то ока­за­лось, что неза­дол­го до того зло­муд­рен­ный Иси­дор, по про­ис­хож­де­нию бол­га­рин, уже был посвя­щен на рус­скую мит­ро­по­лию. Недол­го про­быв в Кие­ве и Москве, Иси­дор отпра­вил­ся на Фло­рен­тий­ский собор (1438), где при­нял унию. Собор рус­ских архи­ере­ев и духо­вен­ства низ­ло­жил мит­ро­по­ли­та Иси­до­ра, и тот вынуж­ден был тай­но бежать в Рим (где умер в 1462 году). На Все­рос­сий­скую мит­ро­по­лию еди­но­душ­но был избран свя­ти­тель Иона. Посвя­ще­ние его по бла­го­сло­ве­нию Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Пат­ри­ар­ха Гри­го­рия III (1445 – 1450) впер­вые совер­ше­но рус­ски­ми архи­ере­я­ми в Москве. 15 декаб­ря 1448 года свя­ти­тель Иона всту­пил на Мит­ро­по­лию и с архи­пас­тыр­ской рев­но­стью стал утвер­ждать бла­го­че­стие сре­ди пасо­мых, сло­вом и делом укреп­ляя пра­во­слав­ную веру в стране. И при сво­ем высо­ком сане он по-преж­не­му не остав­лял лич­ных мона­ше­ских подви­гов. За тру­ды на бла­го Церк­ви Хри­сто­вой свя­ти­тель Иона удо­сто­ил­ся от Бога бла­го­дат­но­го дара чудо­тво­ре­ний и про­зор­ли­во­сти. В 1451 году тата­ры неожи­дан­но под­сту­пи­ли к Москве, сожгли окрест­но­сти и гото­ви­лись к напа­де­нию на город. Мит­ро­по­лит Иона с кли­ром совер­шал крест­ный ход по сте­нам горо­да, со сле­за­ми моля Бога о спа­се­нии гра­да и людей. Уви­дев пре­ста­ре­ло­го мона­ха Анто­ния, ино­ка Чудо­ва мона­сты­ря, кото­рый отли­чал­ся доб­ро­де­тель­ной жиз­нью, свя­ти­тель Иона ска­зал: “Сын и брат мой Анто­ний! Помо­лись мило­сти­во­му Богу и Пре­чи­стой Бого­ро­ди­це об избав­ле­нии горо­да и всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан”. Сми­рен­ный Анто­ний отве­тил: “Вели­кий свя­ти­тель! Бла­го­да­рим Бога и Пре­чи­стую Его Матерь: услы­ша­ла Она молит­вы твои и умо­ли­ла Сына Сво­е­го, город и все пра­во­слав­ные хри­сти­ане будут спа­се­ны по тво­им молит­вам. Вра­ги ско­ро будут побеж­де­ны. Толь­ко мне одно­му суж­де­но от Гос­по­да быть уби­то­му вра­га­ми”. Едва ста­рец ска­зал это, как вра­же­ская стре­ла прон­зи­ла его.

Пред­ска­за­ние стар­ца Анто­ния сбы­лось: 2/​15 июля, в празд­ник поло­же­ния Ризы Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, в рядах татар про­изо­шло смя­те­ние, и они в неве­до­мом стра­хе и ужа­се обра­ти­лись в бег­ство. Свя­ти­тель Иона вско­ре постро­ил на сво­ем дво­ре храм в честь поло­же­ния Ризы Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в память избав­ле­ния Моск­вы от врагов.

Бла­жен­ная кон­чи­на свя­ти­те­ля Ионы после­до­ва­ла в 1461 году. При гро­бе Свя­ти­те­ля ста­ли совер­шать­ся мно­го­чис­лен­ные исцеления.

В 1472 году мощи свя­то­го мит­ро­по­ли­та Ионы были обре­те­ны нетлен­ны­ми и поло­же­ны в Успен­ском собо­ре Крем­ля (празд­но­ва­ние пере­не­се­ния свя­тых мощей совер­ша­ет­ся 27 мая ст. ст.).

Собор Рус­ской Церк­ви 1547 года уста­но­вил празд­но­вать свя­ти­те­лю Ионе, мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му, осо­бую память.

В 1596 году Пат­ри­арх Иов уста­но­вил празд­но­ва­ние свя­ти­те­лю Ионе в собо­ре дру­гих Мос­ков­ских Свя­ти­те­лей, 5/​18 октября.

Тро­парь, глас 3

Яре́м Госпо́день измла́да восприи́м, /​и Того́ стопа́м невозвра́тным жела́нием после́довал еси́, /​и освяще́ннаго по́двига дости́гл, /​святи́тельства па́ству прии́м и чуде́с от Бо́га да́ры прия́т, /​с ве́рою приходя́щим к ра́це моще́й твои́х /​подае́ши разли́чным неду́гом исцеле́ние неоску́дно, /​о́тче наш Ио́но, святи́телю Христо́в, /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́га дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Жела́нием духо́вным по́стническое житие́ соверши́в /​и святи́тельства па́ству прии́м, /​чисто­ты́ ра́ди теле́сныя и те́ло твое́ Влады́ка Христо́с соблю­де́ нетле́нно /​и Пет­ру́ чудотво́рцу насле́дника тя соде́ла, /​и того́ нра́ву после́довал еси́, /​и учи́теля тя Христо́с Сво­е­му́ ста́ду даро­ва́, /​иде́же лежа́т целе́бныя мо́щи твоя́, /​благоуха́ют, я́ко от кади́ла благово́нна, /​и подаю́т исцеле́ния немощны́м, ве́рою приходя́щим, /​/​святи́телю Ио́но, моли́ Хри­ста́ Бо́га непреста́нно о всех нас.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Ио́но, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Ионе, мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му и всея России

О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Ио́но! При­и­ми́ сие́ ма́лое моле́ние от нас гре́шных, к тебе́ прибега́ющих, и те́плым твои́м предста́тельством умо­ли́ Го́спода и Бо́га на́шего Иису́са Хри­ста́, я́ко да, призре́в на ны ми́лостивно, да́рует нам согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных проще́ние, и по вели́цей Свое́й ми́лости изба́вит нас от бед, печа́лей, ско́рби и боле́зней душе́вных и теле́сных, обдержа́щих нас; да пода́ст зем­ли́ плодоно́сие, и вся, я́же на по́льзу настоя́щаго жития́ на́шего потре́бная; да да́рует нам сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии, и да сподо́бит нас гре́шных и недосто́йных Небе́снаго Ца́рствия Сво­е­го́, со все́ми святы́ми сла́вити Его безконе́чное милосе́рдие, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прав. Иоси­фа Пре­крас­но­го (ок. 1700 до Р.Х.). Сщмч. Ипа­тия, еп. Ган­гр­ско­го (ок. 326). Свт. Инно­кен­тия, митр. Мос­ков­ско­го (1879). Прпп.Акакия испо­вед­ни­ка, епи­ско­па Мели­тин­ско­го (ок. 249 – 251); Апол­ло­ния, пустын­ни­ка Еги­пет­ско­го (IV). Сщмчч. Авды, еп. Пер­сид­ско­го, и Вени­а­ми­на диа­ко­на (418 – 424). Мчч. Менанд­ра; Фео­фи­ла, Афи­нея и иных. Свя­тых Иако­ва; Анны; Аме­но­нии. Прпп. Ипа­тия, игу­ме­на Руфи­ан­ско­го (ок. 446); Вла­сия Аммо­рий­ско­го (IX); Ипа­тия, целеб­ни­ка, Печер­ско­го, в Даль­них пеще­рах (XIV). Прп. Фила­ре­та Дани­лев­ско­го (1841).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму