12 сен­тяб­ря. Пре­по­доб­ный Алек­сандр Свирский
Два­жды за всю исто­рию чело­ве­че­ства откры­вал­ся Тро­ич­ный Бог телес­но­му чело­ве­че­ско­му взо­ру – пер­вый раз свя­то­му Авра­аму у Мам­врий­ско­го дуба, зна­ме­нуя вели­кое мило­сер­дие Божие к роду чело­ве­че­ско­му; вто­рой раз – на рус­ской зем­ле свя­то­му пре­по­доб­но­му Алек­сан­дру Свирскому.…

Два­жды за всю исто­рию чело­ве­че­ства откры­вал­ся Тро­ич­ный Бог телес­но­му чело­ве­че­ско­му взо­ру – пер­вый раз свя­то­му Авра­аму у Мам­врий­ско­го дуба, зна­ме­нуя вели­кое мило­сер­дие Божие к роду чело­ве­че­ско­му; вто­рой раз – на рус­ской зем­ле свя­то­му пре­по­доб­но­му Алек­сан­дру Свирскому.

Родил­ся пре­по­доб­ный Алек­сандр Свир­ский в деревне Ман­де­ра Сер­мак­ско­го (Вве­ден­ско­го) пого­ста Обо­неж­ской пяти­ны, на бере­гу реки Ояти напро­тив Вве­де­но-Оят­ско­го мона­сты­ря, в семье небо­га­тых мест­ных кре­стьян Сте­фа­на и Вас­сы, кото­рые впо­след­ствии так­же при­ня­ли мона­ше­ский постриг.

Соглас­но житию, мать дол­го моли­ла Бога о рож­де­нии ребён­ка и роди­ла сына после мно­гих лет бес­пло­дия. При рож­де­нии был назван в честь про­ро­ка Амо­са. Когда Амос под­рос, он был отдан для обу­че­ния гра­мо­те, но житие сооб­ща­ет, что учил­ся он «кос­но и не скоро».

В 19 лет Амос тай­но ушёл на Вала­ам, где 7 лет жил в каче­стве послуш­ни­ка, а в 1474 году при­нял мона­ше­ский постриг с име­нем Алек­сандр. Уда­лив­шись на уеди­нён­ный ост­ров, впо­след­ствии назван­ный Свя­тым, Алек­сандр под­ви­зал­ся око­ло семи лет в пеще­ре. На Свя­том ост­ро­ве теперь нахо­дит­ся Алек­сан­дро-Свир­ский скит Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го Вала­ам­ско­го мона­сты­ря, где пока­зы­ва­ют пеще­ру и выры­тую рука­ми свя­то­го соб­ствен­ную могилу.

В 1485 году по бла­го­сло­ве­нию игу­ме­на мона­сты­ря Алек­сандр ушёл на Свя­тое озе­ро, рас­по­ло­жен­ное непо­да­ле­ку от Олон­ца и реки Свирь. Со вре­ме­нем здесь обра­зо­ва­лась оби­тель, ныне извест­ная как Алек­сан­дро-Свир­ский монастырь.

Он вос­пи­тал мно­го уче­ни­ков в мона­сты­ре и при­вёл к вере мно­гих мирян. Какое-то вре­мя свя­той жил в пол­ном уеди­не­нии и вёл суро­вую жизнь.

После 25 лет затвор­ни­че­ства, пре­по­доб­ный Алек­сандр Свир­ский един­ствен­ным из рус­ских свя­тых был удо­сто­ен явле­ния Свя­той Тро­и­цы и бесе­до­вать с Ним о том, как создать цер­ковь, постро­ить мона­стырь и собрать бра­тию. Когда затем он молил­ся о том, где поста­вить цер­ковь, то ангел Гос­по­день ука­зал ему место для неё.

На том месте, где рас­по­ла­га­лась «отход­ная пустынь» пре­по­доб­но­го, через неко­то­рое вре­мя воз­ник­ла оби­тель. В 1506 году Алек­сандр был постав­лен игу­ме­ном Тро­иц­ко­го мона­сты­ря (впо­след­ствии Алек­сан­дро-Свир­ский мона­стырь Оло­нец­кой, ныне Тих­вин­ской епар­хии) Нов­го­род­ским архи­епи­ско­пом Серапионом.

Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный Алек­сандр Свир­ский 30 авгу­ста (12 сен­тяб­ря) 1533 года.

Тро­парь, глас 4

От ю́ности, Богому́дре, жела́нием духо́вным в пусты́ню всели́вся, /​еди́наго Хри­ста́ возжела́л еси́ усе́рдно стопа́м в след ходи́ти, /​те́мже и а́нгельстии чи́ни, зря́ще тя, удиви́шася, /​ка́ко, с пло́тию к неви́димым ко́знем подвиза́вся, прему́дре, /​победи́л еси́ пол­ки́ страсте́й воздержа́нием /​и яви́лся еси́ равноа́нгелен на зем­ли́, /​Алекса́ндре, преподо́бне, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га, /​/​да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 8

Я́ко многосве́тлая звез­да́ днесь в страна́х росси́йских возсия́л еси́, о́тче, /​всели́вся в пусты́ню, Христо́вым стопа́м после́довати усе́рдно возжеле́л еси́ /​и, Того́ свято́е и́го на ра́мо твое́ взем — честны́й крест, /​умертви́л еси́ тру­ды́ по́двиг твои́х теле́сная взыгра́ния, /​те́мже вопие́м ти:/ спа­си́ ста́до твое́, е́же собра́л еси́, му́дре, да зове́м ти: /​/​ра́дуйся, преподо́бне Алекса́ндре, о́тче наш.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Алекса́ндре, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Алек­сан­дру Свирскому

О свяще́нная гла­во́, А́нгеле земни́й и челове́че Небе́сный, преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Алекса́ндре, изря́дный уго́дниче Пресвяты́я и Единосу́щныя Тро́ицы, явля́й мно́гия ми́лости живу́щим во святе́й оби́тели твое́й и всем, с ве́рою и любо́вию притека́ющим к тебе́! Испро­си́ нам вся благопотре́бная к житию́ сему́ вре́менному, и ну́жная к ве́чному спасе́нию на́шему. Посо́бствуй предста́тельством твои́м, уго́дниче Бо́жий, пред Го́сподем на вра­ги́ ви́димыя и неви́димыя. Ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зненный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Да в ми́ре глубо́це пребу́дет свята́я Правосла́вная Це́рковь Христо́ва, и в благострое́нии зи́ждется оте́чество на́ше, во вся́ком благоче́стии неруши́мо. Бу́ди всем нам, чудотво́рче святы́й, помо́щник ско́рый во вся́кой ско́рби и обстоя́нии. Наипа́че же в час кончи́ны на́шея яви́ся нам засту́пник благосе́рдый, да не пре́дани бу́дем на мыта́рствех возду́шных вла́сти зло́бнаго мироде́ржца, но да сподо́бимся непреткнове́ннаго восхо́да в Ца́рствие Небе́сное. Ей, о́тче, моли́твенниче наш при́сный! Не посра­ми́ упова́ния на́шего, не пре́зри смире́нная моле́ния на́ша, и предста́тельствуй за нас пред Престо́лом Живонача́льныя Тро́ицы, да сподо́бимся вку́пе с тобо́ю и со все́ми святы́ми, мы недосто́йнии, в селе́ниих ра́йских сла́вити вели́чие, благода́ть и ми́лость Еди́наго в Тро́ице Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Свтт. Алек­сандра (340), Иоан­на (595) и Пав­ла Ново­го (784), пат­ри­ар­хов Кон­стан­ти­но­поль­ских. Блгв. кн. Дани­и­ла Мос­ков­ско­го (обрет. мощей, 1652). Блгв. кн. Алек­сандра Нев­ско­го (пере­нес. мощей, 1724). Свтт. Серб­ских: Сав­вы I (1237), Арсе­ния I (1266), Сав­вы II (1271), Евста­фия I (ок. 1285), Иако­ва (1292), Нико­ди­ма (1325), Дани­и­ла (1337 – 1338), архи­епи­ско­пов; Иоан­ни­кия II (1354), Ефре­ма II (1395 – 1400), Спи­ри­до­на (1388), Мака­рия (1574), Гав­ри­и­ла I (1659), пат­ри­ар­хов, и Гри­го­рия епи­ско­па. Исп. Пет­ра Чель­цо­ва пре­св. (1972) Прп. Хри­сто­фо­ра Рим­ля­ни­на (VI). Прп. Фан­ти­на чуд., в Солу­ни (IX – X). Свт. Вар­ла­а­ма, митр. Мол­дав­ско­го (1657; румын.). Сщмч. Пет­ра Решет­ни­ко­ва пре­св. (1918) Прмч. Апол­ли­на­рия (Моса­ли­ти­но­ва) иером. (1918) Сщмч. Пав­ла Мали­нов­ско­го пре­св. (1937) Прмц. Ели­са­ве­ты (Яры­ги­ной) мон. (1937) Мч. Фео­до­ра Ива­но­ва (1937). Прмч. Игна­тия (Лебе­де­ва) иером. (1938)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму