12 сен­тяб­ря. Пре­по­доб­ный Алек­сандр Свирский
Два­жды за всю исто­рию чело­ве­че­ства откры­вал­ся Тро­ич­ный Бог телес­но­му чело­ве­че­ско­му взо­ру – пер­вый раз свя­то­му Авра­аму у Мам­врий­ско­го дуба, зна­ме­нуя вели­кое мило­сер­дие Божие к роду чело­ве­че­ско­му; вто­рой раз – на рус­ской зем­ле свя­то­му пре­по­доб­но­му Алек­сан­дру Свирскому.…

Два­жды за всю исто­рию чело­ве­че­ства откры­вал­ся Тро­ич­ный Бог телес­но­му чело­ве­че­ско­му взо­ру – пер­вый раз свя­то­му Авра­аму у Мам­врий­ско­го дуба, зна­ме­нуя вели­кое мило­сер­дие Божие к роду чело­ве­че­ско­му; вто­рой раз – на рус­ской зем­ле свя­то­му пре­по­доб­но­му Алек­сан­дру Свирскому.

Родил­ся пре­по­доб­ный Алек­сандр Свир­ский в деревне Ман­де­ра Сер­мак­ско­го (Вве­ден­ско­го) пого­ста Обо­неж­ской пяти­ны, на бере­гу реки Ояти напро­тив Вве­де­но-Оят­ско­го мона­сты­ря, в семье небо­га­тых мест­ных кре­стьян Сте­фа­на и Вас­сы, кото­рые впо­след­ствии так­же при­ня­ли мона­ше­ский постриг.

Соглас­но житию, мать дол­го моли­ла Бога о рож­де­нии ребён­ка и роди­ла сына после мно­гих лет бес­пло­дия. При рож­де­нии был назван в честь про­ро­ка Амо­са. Когда Амос под­рос, он был отдан для обу­че­ния гра­мо­те, но житие сооб­ща­ет, что учил­ся он «кос­но и не скоро».

В 19 лет Амос тай­но ушёл на Вала­ам, где 7 лет жил в каче­стве послуш­ни­ка, а в 1474 году при­нял мона­ше­ский постриг с име­нем Алек­сандр. Уда­лив­шись на уеди­нён­ный ост­ров, впо­след­ствии назван­ный Свя­тым, Алек­сандр под­ви­зал­ся око­ло семи лет в пеще­ре. На Свя­том ост­ро­ве теперь нахо­дит­ся Алек­сан­дро-Свир­ский скит Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го Вала­ам­ско­го мона­сты­ря, где пока­зы­ва­ют пеще­ру и выры­тую рука­ми свя­то­го соб­ствен­ную могилу.

В 1485 году по бла­го­сло­ве­нию игу­ме­на мона­сты­ря Алек­сандр ушёл на Свя­тое озе­ро, рас­по­ло­жен­ное непо­да­ле­ку от Олон­ца и реки Свирь. Со вре­ме­нем здесь обра­зо­ва­лась оби­тель, ныне извест­ная как Алек­сан­дро-Свир­ский монастырь.

Он вос­пи­тал мно­го уче­ни­ков в мона­сты­ре и при­вёл к вере мно­гих мирян. Какое-то вре­мя свя­той жил в пол­ном уеди­не­нии и вёл суро­вую жизнь.

После 25 лет затвор­ни­че­ства, пре­по­доб­ный Алек­сандр Свир­ский един­ствен­ным из рус­ских свя­тых был удо­сто­ен явле­ния Свя­той Тро­и­цы и бесе­до­вать с Ним о том, как создать цер­ковь, постро­ить мона­стырь и собрать бра­тию. Когда затем он молил­ся о том, где поста­вить цер­ковь, то ангел Гос­по­день ука­зал ему место для неё.

На том месте, где рас­по­ла­га­лась «отход­ная пустынь» пре­по­доб­но­го, через неко­то­рое вре­мя воз­ник­ла оби­тель. В 1506 году Алек­сандр был постав­лен игу­ме­ном Тро­иц­ко­го мона­сты­ря (впо­след­ствии Алек­сан­дро-Свир­ский мона­стырь Оло­нец­кой, ныне Тих­вин­ской епар­хии) Нов­го­род­ским архи­епи­ско­пом Серапионом.

Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный Алек­сандр Свир­ский 30 авгу­ста (12 сен­тяб­ря) 1533 года.

Тро­парь, глас 4

От ю́но­сти, Бого­му́д­ре, жела́­ни­ем духо́в­ным в пусты­́­ню все­ли́в­ся, /​еди́­на­го Хри­ста́ воз­же­ла́л еси́ усе́рд­но сто­па́м в след ходи́ти, /​те́м­же и а́н­ге­льстии чи́­ни, зря́­ще тя, уди­ви́­ша­ся, /​ка́ко, с пло́тию к неви́­ди­мым ко́з­нем под­ви­за­́в­ся, пре­му́д­ре, /​побе­ди́л еси́ пол­ки́ страсте́й воз­дер­жа́­ни­ем /​и яви́л­ся еси́ рав­но­а́н­ге­лен на зем­ли́, /​Алек­са́н­дре, пре­по­до́бне, /​моли́ Хри­ста́ Бо́­га, /​/​да спа­се́т ду́­ши на́ша.

Кондак, глас 8

Я́ко мно­го­све́т­лая звез­да́ днесь в стра­на́х рос­си́й­ских воз­си­я́л еси́, о́т­че, /​все­ли́в­ся в пусты­́­ню, Хри­сто́­вым сто­па́м после́­до­ва­ти усе́рд­но воз­же­ле́л еси́ /​и, Того́ свя­то́е и́го на ра́­мо тво­е́ взем — чест­ны­́й крест, /​умерт­ви́л еси́ тру­ды́ по́­двиг тво­и́х теле́с­ная взыг­ра́­ния, /​те́м­же вопи­е́м ти:/ спа­си́ ста́­до тво­е́, е́же собра́л еси́, му́д­ре, да зове́м ти: /​/​ра́­дуй­ся, пре­по­до́бне Алек­са́н­дре, о́т­че наш.

Вели­ча­ние

Убла­жа́ем тя, /​пре­по­до́бне о́т­че Алек­са́н­дре, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​наста́в­ни­че мона́­хов /​/​и собе­се́д­ни­че а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Алек­сан­дру Свирскому

О свя­ще́н­ная гла­во́, А́н­ге­ле зем­ни́й и чело­ве́­че Небе́с­ный, пре­по­до́бне и бого­но́сне о́т­че наш Алек­са́н­дре, изря́д­ный уго́д­ни­че Пре­свя­ты­́я и Еди­но­су́щ­ныя Тро́и­цы, явля́й мно́­гия ми́­ло­сти живу́­щим во свя­те́й оби́­те­ли тво­е́й и всем, с ве́рою и любо́вию при­те­ка́­ю­щим к тебе́! Испро­си́ нам вся бла­го­по­тре́б­ная к жити­ю́ сему́ вре́­мен­но­му, и ну́ж­ная к ве́ч­но­му спа­се́­нию на́­ше­му. Посо́б­ствуй пред­ста́­тель­ством тво­и́м, уго́д­ни­че Бо́­жий, пред Го́с­по­дем на вра­ги́ ви́­ди­мыя и неви́­ди­мыя. Ве́р­ных рабо́в Его́, в ско́р­би и печа́­ли день и нощь вопи­ю́­щих к Нему́, мно­го­бо­ле́з­нен­ный вопль да услы­́­шит и да изве­де́т от поги́­бе­ли живо́т наш. Да в ми́­ре глу­бо́­це пре­бу́­дет свя­та́я Пра­во­сла́в­ная Це́р­ковь Хри­сто́­ва, и в бла­го­стро­е́­нии зи́ж­дет­ся оте́­че­ство на́­ше, во вся́ком бла­го­че́­стии неру­ши́­мо. Бу́­ди всем нам, чудо­тво́р­че свя­ты­́й, помо́щ­ник ско́рый во вся́кой ско́р­би и обсто­я́­нии. Наи­па́­че же в час кон­чи́­ны на́­шея яви́­ся нам засту́п­ник бла­го­се́р­дый, да не пре́­да­ни бу́­дем на мыта́р­ствех воз­ду́ш­ных вла́­сти зло́б­на­го миро­де́рж­ца, но да спо­до́­бим­ся непре­ткно­ве́н­на­го вос­хо́­да в Ца́р­ствие Небе́с­ное. Ей, о́т­че, моли́твен­ни­че наш при­́с­ный! Не посра­ми́ упо­ва́­ния на́­ше­го, не пре́зри сми­ре́н­ная моле́­ния на́­ша, и пред­ста́­тель­ствуй за нас пред Пре­сто́­лом Живо­на­ча́ль­ныя Тро́и­цы, да спо­до́­бим­ся вку́­пе с тобо́ю и со все­́­ми свя­ты­́­ми, мы недо­сто́й­нии, в селе́­ни­их ра́й­ских сла́ви­ти вели́­чие, бла­го­да́ть и ми́­лость Еди́­на­го в Тро́и­це Бо́­га, Отца́ и Сы́­на и Свя­та́­го Ду́­ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Свтт. Алек­сандра (340), Иоан­на (595) и Пав­ла Ново­го (784), пат­ри­ар­хов Кон­стан­ти­но­поль­ских. Блгв. кн. Дани­и­ла Мос­ков­ско­го (обрет. мощей, 1652). Блгв. кн. Алек­сандра Нев­ско­го (пере­нес. мощей, 1724). Свтт. Серб­ских: Сав­вы I (1237), Арсе­ния I (1266), Сав­вы II (1271), Евста­фия I (ок. 1285), Иако­ва (1292), Нико­ди­ма (1325), Дани­и­ла (1337 – 1338), архи­епи­ско­пов; Иоан­ни­кия II (1354), Ефре­ма II (1395 – 1400), Спи­ри­до­на (1388), Мака­рия (1574), Гав­ри­и­ла I (1659), пат­ри­ар­хов, и Гри­го­рия епи­ско­па. Исп. Пет­ра Чель­цо­ва пре­св. (1972) Прп. Хри­сто­фо­ра Рим­ля­ни­на (VI). Прп. Фан­ти­на чуд., в Солу­ни (IX – X). Свт. Вар­ла­а­ма, митр. Мол­дав­ско­го (1657; румын.). Сщмч. Пет­ра Решет­ни­ко­ва пре­св. (1918) Прмч. Апол­ли­на­рия (Моса­ли­ти­но­ва) иером. (1918) Сщмч. Пав­ла Мали­нов­ско­го пре­св. (1937) Прмц. Ели­са­ве­ты (Яры­ги­ной) мон. (1937) Мч. Фео­до­ра Ива­но­ва (1937). Прмч. Игна­тия (Лебе­де­ва) иером. (1938)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму