12 сен­тяб­ря. Пере­не­се­ние мощей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го (1724)
В 1721 г. Петр I, после про­дол­жи­тель­ной и изну­ри­тель­ной вой­ны со шве­да­ми, заклю­чил Ништад­ский мир. Этот день реше­но было освя­тить пере­не­се­ни­ем мощей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го из Вла­ди­ми­ра в новую север­ную сто­ли­цу, Петер­бург. Выве­зен­ные из Вла­ди­ми­ра…

В 1721 г. Петр I, после про­дол­жи­тель­ной и изну­ри­тель­ной вой­ны со шве­да­ми, заклю­чил Ништад­ский мир. Этот день реше­но было освя­тить пере­не­се­ни­ем мощей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го из Вла­ди­ми­ра в новую север­ную сто­ли­цу, Петер­бург. Выве­зен­ные из Вла­ди­ми­ра 11 авгу­ста 1723 г., свя­тые мощи были при­ве­зе­ны в Шлис­сель­бург 20 сен­тяб­ря и оста­ва­лись там до 1724 г., когда 30 авгу­ста были уста­нов­ле­ны в Тро­иц­ком собо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ры, где почи­ва­ют и ныне.

Празд­не­ство было уста­нов­ле­но ука­зом от 2 сен­тяб­ря 1724 г., вос­ста­нов­лен­ное в 1730г. Имя защит­ни­ка рубе­жей Рос­сии и покро­ви­те­ля вои­нов извест­но дале­ко за пре­де­ла­ми нашей Роди­ны. Сви­де­тель­ство тому мно­го­чис­лен­ные хра­мы, посвя­щен­ные свя­то­му Алек­сан­дру Невскому.

Пере­не­се­ние мощей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го состо­я­лось 30 авгу­ста 1724 года из Рож­де­ствен­ско­го мона­сты­ря г. Вла­ди­ми­ра в Тро­иц­кий мона­стырь г. Санкт-Петербурга.

Для сопро­вож­де­ния свя­тых мощей был назна­чен околь­ни­чий Миха­ил Васи­лье­вич Соба­кин, для кара­у­ла и посы­лок выде­ле­ны из мос­ков­ско­го гар­ни­зо­на обер-офи­цер с унтер-офи­це­ром и два­дцать драгун.

Ков­чег с бал­да­хи­ном для мощей с «носи­лом» (шири­ной 7 аршин, дли­ной 11 аршин, высо­той более 5 аршин) был достав­лен из Моск­вы во Вла­ди­мир 10 авгу­ста. Нес­ли его око­ло 150 чело­век, а ино­гда и более. Пере­не­се­ние свя­тых мощей нача­лось 11 авгу­ста 1723 года. После литур­гии и молеб­на с водо­свя­ти­ем свя­тые мощи Алек­сандра Нев­ско­го были под­ня­ты, выне­се­ны в южные две­ри собо­ра и постав­ле­ны в ков­чег. Так как из ворот оби­те­ли вый­ти было затруд­ни­тель­но, частич­но разо­бра­ли забор; при шествии через тес­ную тор­го­вую пло­щадь горо­да при­шлось сло­мать несколь­ко при­лав­ков. Город Вла­ди­мир про­во­жал мощи коло­коль­ным зво­ном до полу­но­чи. Жите­ли бли­жай­ших сел встре­ча­ли и про­во­жа­ли свя­тые мощи «со мно­ги­ми народ­ны­ми людьми».

17 авгу­ста подо­шли к Москве, а 18 состо­я­лась тор­же­ствен­ная встре­ча свя­тых мощей архи­манд­ри­том и бра­ти­ей Симо­нов­ско­го мона­сты­ря, архи­епи­ско­пом Сар­ским и По дон­ским Лео­ни­дом, епи­ско­пом Суз­даль­ским и Юрьев­ским Вар­ла­а­мом, сон­мом свя­щен­но­слу­жи­те­лей и мно­же­ством веру­ю­щих. В Моск­ву шли Мещан­ской ули­цей и по Сре­тен­ке, Вве­ден­ской и Пет­ров­ской ули­ца­ми; не захо­дя в Кремль, по Твер­ской вынес­ли мощи за Ямскую Твер­скую ули­цу и поста­ви­ли в поле. При боль­шом сте­че­нии веру­ю­щих всю ночь совер­ша­лись молеб­ны свя­то­му Алек­сан­дру Невскому.

23 авгу­ста мощи были в Кли­ну, 26 – в Тве­ри, 28 – в Торж­ке, 31 – в Выш­нем Волоч­ке. 9 сен­тяб­ря через озе­ро Иль­мень свя­тые мощи пере­нес­ли в Нов­го­род. У Софий­ско­го собо­ра был совер­шен моле­бен. 10 сен­тяб­ря про­дол­жи­ли путь с моща­ми по Вол­хо­ву с оста­нов­кой у Хутын­ско­го мона­сты­ря. 13 сен­тяб­ря их доста­ви­ли в Ста­рую Ладо­гу, 15 сен­тяб­ря – в Новую Ладо­гу. В Шлис­сель­бур­ге 19 сен­тяб­ря свя­тые мощи встре­ча­ли бри­га­дир Шува­лов и пол­ков­ник Бухолц. Здесь мощи были постав­ле­ны в камен­ном хра­ме и оста­ва­лись до июля сле­ду­ю­ще­го, 1724 года. 24 июля Петр I пове­лел архи­епи­ско­пу Фео­до­сию ехать «в Шлю­шен­бург ко гро­бу свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го с моща­ми» и завер­шить их пере­не­се­ние в Петер­бург до 30 августа.

Тро­парь, глас 4

Позна́й сво­ю́ бра́тию, рос­си́й­ский Ио́­си­фе, /​не в Еги́п­те, но на Небе­си́ ца́р­ству­ю­щий, /​бла­го­ве́р­ный кня́­же Алек­са́н­дре, /​и при­и­ми́ моле́­ния их, /​умно­жа́я жи́та лю́­дем пло­до­но́­си­ем зем­ли́ тво­е­я́, /​гра́­ды вла­ды­́­че­ствия тво­е­го́ ограж­да́я моле́­ни­ем, /​/​пра­во­сла́в­ным хри­сти­а́­ном на сопро­ти́в­ныя спобо́рствуя.

Кондак, глас 8

Я́ко звез­ду́ тя пре­све́т­лу почи­та́ем, /​от восто́ка воз­си­я́в­шую, и на за́­пад при­ше́д­шую, /​всю бо стра­ну́ сию́ чуде­сы́ и доб­ро́тою обо­га­ща́е­ши, /​и про­све­ща́е­ши ве́рою чту́­щия па́­мять тво­ю́, Алек­са́н­дре бла­же́нне. /​Сего́ ра́­ди днесь пра́зд­ну­ем тво­е́ успе­́­ние, лю́­дие тво­и́ су́­щии, /​моли́ спа­сти́ Оте́­че­ство тво­е́, и вся при­те­ка́­ю­щия к ра́­це моще́й тво­и́х, /​и ве́р­но вопи­ю́­щия ти́: /​/​ра́­дуй­ся, гра́­ду на́­ше­му утвержде́ние.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​бла­го­ве́р­ный кня́­же Алек­са́н­дре, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва бла­го­вер­но­му кня­зю Алек­сан­дру Невскому

Ско́рый помо́щ­ни­че всех усе́рд­но к тебе́ при­бе­га́­ю­щих и те́п­лый наш пред Го́с­по­дем пред­ста́­те­лю, свя­ты­́й бла­го­ве́р­ный кня́­же Алек­са́н­дре! При­́зри ми́­ло­стив­но на ны недо­сто́й­ныя мно́­ги­ми без­за­ко́­нии непо­тре́б­ны себе́ сотво́р­шия, к ра́­це моще́й тво­и́х (или: ико́не тво­е́й) ны́не при­те­ка́­ю­щия и из глу­би­ны́ се́рд­ца тебе́ взы­ва́­ю­щия: ты в жити­и́ сво­е́м рев­ни́­тель и защи́т­ник пра­во­сла́в­ныя ве́­ры был еси́, и нас в ней те́п­лы­ми тво­и́­ми моли́тва­ми непо­ко­ле­би́­мы утвер­ди́. Ты вели́кое, воз­ло́­жен­ное на тя слу­же́­ние тща́­тель­но про­хо­ди́л еси́, и нас тво­е́ю по́­мо­щию пре­бы­ва́ти кое­го́ж­до, в не́й­же при­зва́н есть, наста́ви. Ты, побе­ди́в пол­ки́ супо­ста́тов, от пре­де́­лов Рос­си́й­ских отг­на́л еси́, и на нас опол­ча́­ю­щих­ся всех ви́­ди­мых и неви́­ди­мых вра­го́в низ­ло­жи́. Ты, оста́вив тле́н­ный вене́ц ца́р­ства зем­на́­го, избра́л еси́ без­мо́лв­ное жити­е́, и ны́не пра́вед­но вен­це́м нетле́н­ным уве́н­чан­ный, на Небе­се́х ца́р­ству­е­ши, хода́тай­ствуй и нам, сми­ре́н­но мо́­лим тя, жити­е́ ти́­хое и без­мя­те́ж­ное и к ве́ч­но­му Ца́р­ствию ше́ствие неукло́н­ное тво­и́м пред­ста́­тель­ством устро́й нам. Пред­сто­я́ же со все­́­ми свя­ты­́­ми Пре­сто́­лу Бо́­жию, моли́­ся о всех пра­во­сла́в­ных хри­сти­а́­нах, да сохра­ни́т их Гос­по́дь Бог Сво­е́ю бла­го­да́тию в ми́­ре, здра́вии, и бла­го­де́н­ствии, и вся́ком бла­го­по­лу́­чии в до́л­жай­шая ле́та, да и при­́с­но сла́вим и бла­го­сло­ви́м Бо́­га, в Тро́и­це Свя­те́й сла́ви­ма­го Отца́, и Сы́­на, и Свя­та́­го Ду́­ха, ны́не и при­́с­но и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Свтт. Алек­сандра (340), Иоан­на (595) и Пав­ла Ново­го (784), пат­ри­ар­хов Кон­стан­ти­но­поль­ских. Прп. Алек­сандра Свир­ско­го (1533). Блгв. кн. Дани­и­ла Мос­ков­ско­го (обрет. мощей, 1652). Свтт. Серб­ских: Сав­вы I (1237), Арсе­ния I (1266), Сав­вы II (1271), Евста­фия I (ок. 1285), Иако­ва (1292), Нико­ди­ма (1325), Дани­и­ла (1337 – 1338), архи­епи­ско­пов; Иоан­ни­кия II (1354), Ефре­ма II (1395 – 1400), Спи­ри­до­на (1388), Мака­рия (1574), Гав­ри­и­ла I (1659), пат­ри­ар­хов, и Гри­го­рия епи­ско­па. Исп. Пет­ра Чель­цо­ва пре­св. (1972) Прп. Хри­сто­фо­ра Рим­ля­ни­на (VI). Прп. Фан­ти­на чуд., в Солу­ни (IX – X). Свт. Вар­ла­а­ма, митр. Мол­дав­ско­го (1657; румын.). Сщмч. Пет­ра Решет­ни­ко­ва пре­св. (1918) Прмч. Апол­ли­на­рия (Моса­ли­ти­но­ва) иером. (1918) Сщмч. Пав­ла Мали­нов­ско­го пре­св. (1937) Прмц. Ели­са­ве­ты (Яры­ги­ной) мон. (1937) Мч. Фео­до­ра Ива­но­ва (1937). Прмч. Игна­тия (Лебе­де­ва) иером. (1938)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму