12 сен­тяб­ря. Пере­не­се­ние мощей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го (1724)
В 1721 г. Петр I, после про­дол­жи­тель­ной и изну­ри­тель­ной вой­ны со шве­да­ми, заклю­чил Ништад­ский мир. Этот день реше­но было освя­тить пере­не­се­ни­ем мощей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го из Вла­ди­ми­ра в новую север­ную сто­ли­цу, Петер­бург. Выве­зен­ные из Вла­ди­ми­ра…

В 1721 г. Петр I, после про­дол­жи­тель­ной и изну­ри­тель­ной вой­ны со шве­да­ми, заклю­чил Ништад­ский мир. Этот день реше­но было освя­тить пере­не­се­ни­ем мощей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го из Вла­ди­ми­ра в новую север­ную сто­ли­цу, Петер­бург. Выве­зен­ные из Вла­ди­ми­ра 11 авгу­ста 1723 г., свя­тые мощи были при­ве­зе­ны в Шлис­сель­бург 20 сен­тяб­ря и оста­ва­лись там до 1724 г., когда 30 авгу­ста были уста­нов­ле­ны в Тро­иц­ком собо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ры, где почи­ва­ют и ныне.

Празд­не­ство было уста­нов­ле­но ука­зом от 2 сен­тяб­ря 1724 г., вос­ста­нов­лен­ное в 1730г. Имя защит­ни­ка рубе­жей Рос­сии и покро­ви­те­ля вои­нов извест­но дале­ко за пре­де­ла­ми нашей Роди­ны. Сви­де­тель­ство тому мно­го­чис­лен­ные хра­мы, посвя­щен­ные свя­то­му Алек­сан­дру Невскому.

Пере­не­се­ние мощей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го состо­я­лось 30 авгу­ста 1724 года из Рож­де­ствен­ско­го мона­сты­ря г. Вла­ди­ми­ра в Тро­иц­кий мона­стырь г. Санкт-Петербурга.

Для сопро­вож­де­ния свя­тых мощей был назна­чен околь­ни­чий Миха­ил Васи­лье­вич Соба­кин, для кара­у­ла и посы­лок выде­ле­ны из мос­ков­ско­го гар­ни­зо­на обер-офи­цер с унтер-офи­це­ром и два­дцать драгун.

Ков­чег с бал­да­хи­ном для мощей с «носи­лом» (шири­ной 7 аршин, дли­ной 11 аршин, высо­той более 5 аршин) был достав­лен из Моск­вы во Вла­ди­мир 10 авгу­ста. Нес­ли его око­ло 150 чело­век, а ино­гда и более. Пере­не­се­ние свя­тых мощей нача­лось 11 авгу­ста 1723 года. После литур­гии и молеб­на с водо­свя­ти­ем свя­тые мощи Алек­сандра Нев­ско­го были под­ня­ты, выне­се­ны в южные две­ри собо­ра и постав­ле­ны в ков­чег. Так как из ворот оби­те­ли вый­ти было затруд­ни­тель­но, частич­но разо­бра­ли забор; при шествии через тес­ную тор­го­вую пло­щадь горо­да при­шлось сло­мать несколь­ко при­лав­ков. Город Вла­ди­мир про­во­жал мощи коло­коль­ным зво­ном до полу­но­чи. Жите­ли бли­жай­ших сел встре­ча­ли и про­во­жа­ли свя­тые мощи «со мно­ги­ми народ­ны­ми людьми».

17 авгу­ста подо­шли к Москве, а 18 состо­я­лась тор­же­ствен­ная встре­ча свя­тых мощей архи­манд­ри­том и бра­ти­ей Симо­нов­ско­го мона­сты­ря, архи­епи­ско­пом Сар­ским и По дон­ским Лео­ни­дом, епи­ско­пом Суз­даль­ским и Юрьев­ским Вар­ла­а­мом, сон­мом свя­щен­но­слу­жи­те­лей и мно­же­ством веру­ю­щих. В Моск­ву шли Мещан­ской ули­цей и по Сре­тен­ке, Вве­ден­ской и Пет­ров­ской ули­ца­ми; не захо­дя в Кремль, по Твер­ской вынес­ли мощи за Ямскую Твер­скую ули­цу и поста­ви­ли в поле. При боль­шом сте­че­нии веру­ю­щих всю ночь совер­ша­лись молеб­ны свя­то­му Алек­сан­дру Невскому.

23 авгу­ста мощи были в Кли­ну, 26 – в Тве­ри, 28 – в Торж­ке, 31 – в Выш­нем Волоч­ке. 9 сен­тяб­ря через озе­ро Иль­мень свя­тые мощи пере­нес­ли в Нов­го­род. У Софий­ско­го собо­ра был совер­шен моле­бен. 10 сен­тяб­ря про­дол­жи­ли путь с моща­ми по Вол­хо­ву с оста­нов­кой у Хутын­ско­го мона­сты­ря. 13 сен­тяб­ря их доста­ви­ли в Ста­рую Ладо­гу, 15 сен­тяб­ря – в Новую Ладо­гу. В Шлис­сель­бур­ге 19 сен­тяб­ря свя­тые мощи встре­ча­ли бри­га­дир Шува­лов и пол­ков­ник Бухолц. Здесь мощи были постав­ле­ны в камен­ном хра­ме и оста­ва­лись до июля сле­ду­ю­ще­го, 1724 года. 24 июля Петр I пове­лел архи­епи­ско­пу Фео­до­сию ехать «в Шлю­шен­бург ко гро­бу свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го с моща­ми» и завер­шить их пере­не­се­ние в Петер­бург до 30 августа.

Тро­парь, глас 4

Позна́й свою́ бра́тию, росси́йский Ио́сифе, /​не в Еги́пте, но на Небе­си́ ца́рствующий, /​благове́рный кня́же Алекса́ндре, /​и при­и­ми́ моле́ния их, /​умножа́я жи́та лю́дем плодоно́сием зем­ли́ тво­ея́, /​гра́ды влады́чествия тво­е­го́ огражда́я моле́нием, /​/​правосла́вным христиа́ном на сопроти́вныя спобо́рствуя.

Кондак, глас 8

Я́ко звез­ду́ тя пресве́тлу почита́ем, /​от восто́ка возсия́вшую, и на за́пад прише́дшую, /​всю бо стра­ну́ сию́ чуде­сы́ и добро́тою обогаща́еши, /​и просвеща́еши ве́рою чту́щия па́мять твою́, Алекса́ндре блаже́нне. /​Сего́ ра́ди днесь пра́зднуем твое́ успе́ние, лю́дие твои́ су́щии, /​моли́ спа­сти́ Оте́чество твое́, и вся притека́ющия к ра́це моще́й твои́х, /​и ве́рно вопию́щия ти́: /​/​ра́дуйся, гра́ду на́шему утвержде́ние.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​благове́рный кня́же Алекса́ндре, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва бла­го­вер­но­му кня­зю Алек­сан­дру Невскому

Ско́рый помо́щниче всех усе́рдно к тебе́ прибега́ющих и те́плый наш пред Го́сподем предста́телю, святы́й благове́рный кня́же Алекса́ндре! При́зри ми́лостивно на ны недосто́йныя мно́гими беззако́нии непотре́бны себе́ сотво́ршия, к ра́це моще́й твои́х (или: ико́не твое́й) ны́не притека́ющия и из глу­би­ны́ се́рдца тебе́ взыва́ющия: ты в житии́ свое́м ревни́тель и защи́тник правосла́вныя ве́ры был еси́, и нас в ней те́плыми твои́ми моли́твами непоколеби́мы утвер­ди́. Ты вели́кое, возло́женное на тя служе́ние тща́тельно проходи́л еси́, и нас твое́ю по́мощию пребыва́ти коего́ждо, в не́йже призва́н есть, наста́ви. Ты, победи́в пол­ки́ супоста́тов, от преде́лов Росси́йских отгна́л еси́, и на нас ополча́ющихся всех ви́димых и неви́димых враго́в низ­ло­жи́. Ты, оста́вив тле́нный вене́ц ца́рства земна́го, избра́л еси́ безмо́лвное житие́, и ны́не пра́ведно венце́м нетле́нным уве́нчанный, на Небесе́х ца́рствуеши, хода́тайствуй и нам, смире́нно мо́лим тя, житие́ ти́хое и безмяте́жное и к ве́чному Ца́рствию ше́ствие неукло́нное твои́м предста́тельством устро́й нам. Пред­стоя́ же со все́ми святы́ми Престо́лу Бо́жию, моли́ся о всех правосла́вных христиа́нах, да сохрани́т их Госпо́дь Бог Свое́ю благода́тию в ми́ре, здра́вии, и благоде́нствии, и вся́ком благополу́чии в до́лжайшая ле́та, да и при́сно сла́вим и благослови́м Бо́га, в Тро́ице Святе́й сла́вимаго Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Свтт. Алек­сандра (340), Иоан­на (595) и Пав­ла Ново­го (784), пат­ри­ар­хов Кон­стан­ти­но­поль­ских. Прп. Алек­сандра Свир­ско­го (1533). Блгв. кн. Дани­и­ла Мос­ков­ско­го (обрет. мощей, 1652). Свтт. Серб­ских: Сав­вы I (1237), Арсе­ния I (1266), Сав­вы II (1271), Евста­фия I (ок. 1285), Иако­ва (1292), Нико­ди­ма (1325), Дани­и­ла (1337 – 1338), архи­епи­ско­пов; Иоан­ни­кия II (1354), Ефре­ма II (1395 – 1400), Спи­ри­до­на (1388), Мака­рия (1574), Гав­ри­и­ла I (1659), пат­ри­ар­хов, и Гри­го­рия епи­ско­па. Исп. Пет­ра Чель­цо­ва пре­св. (1972) Прп. Хри­сто­фо­ра Рим­ля­ни­на (VI). Прп. Фан­ти­на чуд., в Солу­ни (IX – X). Свт. Вар­ла­а­ма, митр. Мол­дав­ско­го (1657; румын.). Сщмч. Пет­ра Решет­ни­ко­ва пре­св. (1918) Прмч. Апол­ли­на­рия (Моса­ли­ти­но­ва) иером. (1918) Сщмч. Пав­ла Мали­нов­ско­го пре­св. (1937) Прмц. Ели­са­ве­ты (Яры­ги­ной) мон. (1937) Мч. Фео­до­ра Ива­но­ва (1937). Прмч. Игна­тия (Лебе­де­ва) иером. (1938)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму