12 октяб­ря. Пре­по­доб­ный Кири­ак, отшельник
Пре­по­доб­ный Кири­ак родил­ся в Корин­фе в семье пре­сви­те­ра собор­ной церк­ви Иоан­на и его супру­ги Евдок­сии. Епи­скоп Коринф­ский Петр, его род­ствен­ник, видя, что Кири­ак рас­тет тихим и бла­го­ра­зум­ным отро­ком, поста­вил его чте­цом в церк­ви. Посто­ян­ное чте­ние Свя­щен­но­го…

Пре­по­доб­ный Кири­ак родил­ся в Корин­фе в семье пре­сви­те­ра собор­ной церк­ви Иоан­на и его супру­ги Евдок­сии. Епи­скоп Коринф­ский Петр, его род­ствен­ник, видя, что Кири­ак рас­тет тихим и бла­го­ра­зум­ным отро­ком, поста­вил его чте­цом в церк­ви. Посто­ян­ное чте­ние Свя­щен­но­го Писа­ния про­бу­ди­ло в его душе любовь к Гос­по­ду и стрем­ле­ние к непо­роч­ной, бого­угод­ной жиз­ни. Одна­жды, когда юно­ше не было еще 18-ти лет, во вре­мя цер­ков­ной служ­бы он был так глу­бо­ко тро­нут сло­ва­ми Еван­ге­лия: “Аще кто хощет по Мне идти, да отвер­нет­ся себе и воз­мет крест свой и по Мне гря­дет” (Мф. 16, 24), что тут же, не захо­дя домой, тай­но ушел на при­стань, сел на корабль и отпра­вил­ся в Иеру­са­лим. Посе­тив свя­тые места, Кири­ак несколь­ко меся­цев про­был в мона­сты­ре неда­ле­ко от Сио­на в послу­ша­нии у игу­ме­на аввы Евстор­гия и по его бла­го­сло­ве­нию напра­вил­ся в пустын­ную Лав­ру пре­по­доб­но­го Евфи­мия Вели­ко­го (память 20 янва­ря). Пре­по­доб­ный Евфи­мий, про­ви­дя в юно­ше вели­кие Божии даро­ва­ния, постриг его в ино­че­ский образ и напра­вил под нача­ло пре­по­доб­но­го Гера­си­ма, под­ви­зав­ше­го­ся на Иор­дане в оби­те­ли свя­то­го Фео­к­ти­ста. Свя­той Гера­сим, видя моло­дость Кири­а­ка, ука­зал ему жить в посто­ян­ном обще­нии с бра­ти­ей. Моло­дой инок при­леж­но испол­нял мона­стыр­ские послу­ша­ния, усерд­но молил­ся, мало спал, пищу при­ни­мал через день, пита­ясь толь­ко хле­бом и водой. В Вели­кий пост свя­той Гера­сим, уда­ля­ясь по обык­но­ве­нию в пусты­ню Рува, что­бы воз­вра­тить­ся в оби­тель в Неде­лю Ваий, стал брать с собой и Кири­а­ка. В пол­ном уеди­не­нии подвиж­ни­ки усу­губ­ля­ли свои тру­ды. Пре­по­доб­ный Гера­сим каж­дую неде­лю при­ча­щал сво­е­го уче­ни­ка Свя­тых Таин. После кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Гера­си­ма 27-лет­ний инок Кири­ак вер­нул­ся в Лав­ру пре­по­доб­но­го Евфи­мия, но его тоже уже не было в живых. Пре­по­доб­ный Кири­ак испро­сил себе уеди­нен­ную кел­лию и там под­ви­зал­ся в без­мол­вии, обща­ясь лишь с ино­ком Фомой. Но вско­ре Фома был послан в Алек­сан­дрию, где его хиро­то­ни­са­ли во епи­ско­па, и свя­той Кири­ак в пол­ном без­мол­вии про­вел 10 лет. В 37-лет­нем воз­расте он был посвя­щен в сан диа­ко­на. Когда меж­ду оби­те­ля­ми пре­по­доб­но­го Евфи­мия и пре­по­доб­но­го Фео­к­ти­ста про­изо­шло раз­де­ле­ние, свя­той Кири­ак уда­лил­ся в Сукий­ский мона­стырь пре­по­доб­но­го Хари­то­на. В этой оби­те­ли вновь посту­па­ю­щих ино­ков при­ни­ма­ли как ново­на­чаль­ных; так же был при­нят и свя­той Кири­ак, кото­рый сми­рен­но тру­дил­ся на общих мона­стыр­ских послу­ша­ни­ях. Через несколь­ко лет пре­по­доб­ный Кири­ак был хиро­то­ни­сан во пре­сви­те­ра и назна­чен кано­нар­хом и тру­дил­ся в этом послу­ша­нии 18 лет. В оби­те­ли свя­то­го Хари­то­на пре­по­доб­ный Кири­ак про­вел 30 лет. Стро­жай­ший пост и совер­шен­ное незло­бие выде­ля­ли пре­по­доб­но­го Кири­а­ка даже сре­ди аске­тов – подвиж­ни­ков Лав­ры. Каж­дую ночь он читал в кел­лии Псал­тирь, пре­ры­вая чте­ние лишь для того, что­бы идти в храм к полу­нощ­ни­це, спал подвиж­ник очень мало. Когда пре­по­доб­но­му испол­ни­лось 70 лет, он уда­лил­ся в пусты­ню Нату­фа, взяв с собой сво­е­го уче­ни­ка Иоан­на. В пустыне отшель­ни­ки пита­лись лишь горь­ки­ми тра­ва­ми, кото­рые по молит­ве свя­то­го Кири­а­ка дела­лись год­ны­ми в пищу. По про­ше­ствии пяти лет о пустын­ни­ках узнал один из жите­лей и при­вел к ним сво­е­го бес­но­ва­то­го сына, и свя­той Кири­ак исце­лил его. С тех пор мно­го людей ста­ло при­хо­дить к пре­по­доб­но­му со сво­и­ми нуж­да­ми, но он искал пол­но­го уеди­не­ния и уда­лил­ся в пусты­ню Рува, где про­был еще пять лет. Одна­ко и в эту пусты­ню к нему при­хо­ди­ли боль­ные и бес­но­ва­тые, и пре­по­доб­ный исце­лял их крест­ным зна­ме­ни­ем и молит­вой. На 80‑м году жиз­ни пре­по­доб­ный Кири­ак уда­лил­ся в сокро­вен­ную пусты­ню Суса­ким, где схо­ди­лись рус­ла двух высох­ших рек. По пре­да­нию, о Суса­ки­ме воз­ве­щал свя­той про­рок Давид: “Ты иссу­шил еси реки Ифам­ские” (Пс. 73, 15). Через семь лет к нему при­шли бра­тия из Сукий­ско­го мона­сты­ря, про­ся его духов­ной помо­щи во вре­мя насту­пив­ше­го, по попу­ще­нию Божию, голо­да и губи­тель­ных болез­ней. Они умо­ли­ли свя­то­го Кири­а­ка вер­нуть­ся в оби­тель, и пре­по­доб­ный посе­лил­ся в пеще­ре, где рань­ше под­ви­зал­ся пре­по­доб­ный Харитон.

Пре­по­доб­ный Кири­ак ока­зал боль­шую помощь Церк­ви в борь­бе с рас­про­стра­нив­шей­ся ере­сью ори­ге­ни­тов, молит­вой и сло­вом обра­щал обо­льщен­ных на истин­ный путь, укреп­ляя в вере пра­во­слав­ной. Соста­ви­тель Жития пре­по­доб­но­го Кири­а­ка, монах Лав­ры пре­по­доб­но­го Евфи­мия Кирилл, был сви­де­те­лем того, как пре­по­доб­ный пред­ска­зал близ­кую смерть ере­се­на­чаль­ни­ков Нона и Леон­тия, что вско­ре и свер­ши­лось, и ересь пере­ста­ла рас­про­стра­нять­ся. Сама Пре­свя­тая Бого­ро­ди­ца при­зы­ва­ла пре­по­доб­но­го Кири­а­ка блю­сти в чисто­те Пра­во­слав­ное уче­ние: явив­шись ему во сне со свя­ты­ми Иоан­ном Пред­те­чей и Иоан­ном Бого­сло­вом, Она отка­за­лась вой­ти в кел­лию пре­по­доб­но­го, пото­му что в ней нахо­ди­лась кни­га со сло­ва­ми ере­ти­ка Несто­рия. “У тебя в кел­лии – Мой враг”, – ска­за­ла Она (память явле­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы пре­по­доб­но­му Кири­а­ку 8 июня). На 99‑м году жиз­ни пре­по­доб­ный Кири­ак опять уда­лил­ся в Суса­ким и там жил со сво­им уче­ни­ком Иоан­ном. В пустыне пре­по­доб­но­му Кири­а­ку слу­жил огром­ный лев, кото­рый охра­нял его от раз­бой­ни­ков, но не тро­гал при­хо­див­ших бра­тий и ел из рук пре­по­доб­но­го. Одна­жды в лет­нюю жару высох­ла вся вода в яме, куда зимой пустын­ни­ки соби­ра­ли воду, а дру­го­го источ­ни­ка воды не было. Пре­по­доб­ный Кири­ак помо­лил­ся, и тут же в пустыне про­лил­ся обиль­ный дождь, напол­нив­ший яму водой. За два года до смер­ти пре­по­доб­ный Кири­ак вер­нул­ся в мона­стырь и вновь посе­лил­ся в пеще­ре пре­по­доб­но­го Хари­то­на. До кон­ца жиз­ни пра­вед­ный ста­рец сохра­нял бод­рость, с усер­ди­ем пел стоя, нико­гда не бывал без дела: или молил­ся, или рабо­тал. Перед смер­тью пре­по­доб­ный Кири­ак при­звал бра­тию, бла­го­сло­вил всех и с молит­вой тихо ото­шел ко Гос­по­ду, про­жив 109 лет.

Тро­парь, глас 1

Пусты́нный жи́тель, и в теле­си́ А́нгел, /​и чудотво́рец показа́лся еси́, богоно́се о́тче наш Кириа́че, /​посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м, /​исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих к тебе́. /​Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость, /​сла́ва Венча́вшему тя, /​/​сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак, глас 2

Чистото́ю душе́вною боже́ственно вооружи́вся /​и непреста́нную моли́тву, я́ко копие́, вручи́в кре́пко, /​ссекл еси́ де́монская ополче́ния, /​Кириа́че, о́тче наш, /​/​моли́ся непреста́нно о всех нас.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Кириа́че, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Свя­ти­те­ля Агри­ко­лая, архи­епи­ско­па Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской. Мчч. Дады, Гавед­дая, сына Саво­рия, царя Пер­сид­ско­го, и сест­ры его Каз­дои и Каз­доя из дру­жи­ны их (ок. сер. IV); Гуде­лии (IV); Пет­ро­нии. Пре­по­доб­ных Кипри­а­на Устюж­ско­го (1276); Фео­фа­на Мило­сти­во­го. Свя­щен­но­му­че­ни­ка Иоан­на (Пом­ме­ра), архи­епи­ско­па Риж­ско­го (1934). Обре­те­ние мощей свя­ти­те­ля Иоан­на (Мак­си­мо­ви­ча), епи­ско­па Шан­хай­ско­го и Сан-Фран­цис­ско­го, чудо­твор­ца (1993).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму