12 апре­ля. Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник, игу­мен Синайский
Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник почи­та­ет­ся Свя­той Цер­ко­вью как вели­кий подвиж­ник и автор заме­ча­тель­но­го духов­но­го тво­ре­ния, назы­ва­е­мо­го “Лестви­цей”, поэто­му пре­по­доб­ный и полу­чил про­зва­ние Лествичника. О про­ис­хож­де­нии пре­по­доб­но­го Иоан­на почти не сохра­ни­лось све­де­ний. Суще­ству­ет пре­да­ние, что он родил­ся око­ло…

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник почи­та­ет­ся Свя­той Цер­ко­вью как вели­кий подвиж­ник и автор заме­ча­тель­но­го духов­но­го тво­ре­ния, назы­ва­е­мо­го “Лестви­цей”, поэто­му пре­по­доб­ный и полу­чил про­зва­ние Лествичника.

О про­ис­хож­де­нии пре­по­доб­но­го Иоан­на почти не сохра­ни­лось све­де­ний. Суще­ству­ет пре­да­ние, что он родил­ся око­ло 570 года и был сыном свя­тых Ксе­но­фон­та и Марии, память кото­рых празд­ну­ет­ся Цер­ко­вью 26 янва­ря. Шест­на­дца­ти лет отрок Иоанн при­шел в Синай­ский мона­стырь. Настав­ни­ком и руко­во­ди­те­лем пре­по­доб­но­го стал авва Мар­ти­рий. После четы­рех лет пре­бы­ва­ния на Синае свя­той Иоанн Лествич­ник был постри­жен в ино­че­ство. Один из при­сут­ство­вав­ших при постри­ге, авва Стра­ти­гий, пред­ска­зал, что он ста­нет вели­ким све­тиль­ни­ком Церк­ви Хри­сто­вой. В тече­ние 19-ти лет пре­по­доб­ный Иоанн под­ви­зал­ся в послу­ша­нии сво­е­му духов­но­му отцу. После смер­ти аввы Мар­ти­рия пре­по­доб­ный Иоанн избрал отшель­ни­че­скую жизнь, уда­лив­шись в пустын­ное место, назы­ва­е­мое Фола, где про­вел 40 лет в подви­ге без­мол­вия, поста, молит­вы и пока­ян­ных сле­зах. Не слу­чай­но в “Лестви­це” пре­по­доб­ный Иоанн так гово­рит о сле­зах пока­я­ния: “Как огонь сожи­га­ет и уни­что­жа­ет хво­рост, так чистая сле­за омы­ва­ет все нечи­сто­ты, наруж­ные и внутренние”.

Об обра­зе жиз­ни пре­по­доб­но­го Иоан­на извест­но, что питал­ся он тем, что не запре­ща­лось уста­вом пост­ни­че­ской жиз­ни, но – уме­рен­но. Не про­во­дил ночей без сна, хотя спал не более того, сколь­ко необ­хо­ди­мо для под­дер­жа­ния сил, что­бы непре­стан­ным бодр­ство­ва­ни­ем не погу­бить ума. “Я не постил­ся чрез­мер­но, – гово­рит он сам о себе, – и не пре­да­вал­ся уси­лен­но­му ноч­но­му бде­нию, не лежал на зем­ле, но сми­рял­ся.., и Гос­подь ско­ро спас меня”. При­ме­ча­те­лен сле­ду­ю­щий при­мер сми­ре­ния пре­по­доб­но­го Иоан­на Лествич­ни­ка. Ода­рен­ный высо­ким про­ни­ца­тель­ным умом, умуд­рен­ный глу­бо­ким духов­ным опы­том, он с любо­вью поучал всех при­хо­див­ших к нему, руко­во­дя их к спа­се­нию. Но когда яви­лись неко­то­рые, по зави­сти упре­кав­шие его в мно­го­сло­вии, кото­рое они объ­яс­ня­ли тще­сла­ви­ем, то пре­по­доб­ный Иоанн нало­жил на себя мол­ча­ние, что­бы не пода­вать пово­да к осуж­де­нию, и без­молв­ство­вал в тече­ние года. Завист­ни­ки осо­зна­ли свое заблуж­де­ние и сами обра­ти­лись к подвиж­ни­ку с прось­бой не лишать их духов­ной поль­зы собеседования.

Скры­вая свои подви­ги от людей, пре­по­доб­ный Иоанн ино­гда уеди­нял­ся в пеще­ре, но сла­ва о его свя­то­сти рас­про­стра­ни­лась дале­ко за пре­де­лы места подви­гов, и к нему непре­стан­но при­хо­ди­ли посе­ти­те­ли всех зва­ний и состо­я­ний, жаж­дав­шие услы­шать сло­во нази­да­ния и спа­се­ния. В воз­расте 75-ти лет, после соро­ка­лет­не­го подвиж­ни­че­ства в уеди­не­нии, пре­по­доб­ный был избран игу­ме­ном Синай­ской оби­те­ли. Око­ло четы­рех лет управ­лял пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник свя­той оби­те­лью Синая. Гос­подь наде­лил пре­по­доб­но­го к кон­цу его жиз­ни бла­го­дат­ны­ми дара­ми про­зор­ли­во­сти и чудотворений.

Мног­те при­ме­ры, нахо­дя­щи­е­ся в “Лестви­це”, слу­жат образ­цом той свя­той рев­но­сти о сво­ем спа­се­нии, кото­рая необ­хо­ди­ма каж­до­му чело­ве­ку, жела­ю­ще­му жить бла­го­че­сти­во, а пись­мен­ное изло­же­ние его мыс­лей, состав­ля­ю­щих плод мно­гих и утон­чен­ных наблю­де­ний его над сво­ей душою и глу­бо­ко­го духов­но­го опы­та, явля­ет­ся руко­вод­ством и вели­ким посо­би­ем на пути к истине и добру.

Сте­пе­ни “Лестви­цы” – это пре­хож­де­ние из силы в силу на пути стрем­ле­ния чело­ве­ка к совер­шен­ству, кото­рое не вдруг, но толь­ко посте­пен­но может быть дости­га­е­мо, ибо, по сло­ву Спа­си­те­ля, “Цар­ство Небес­ное силою берет­ся, и упо­треб­ля­ю­щие уси­лие вос­хи­ща­ют его” (Мф. 11, 12).

Тро­парь, глас 8

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́, /​и и́же из глу­би­ны́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́, /​и был еси́ свети́льник вселе́нней, /​сия́я чуде­сы́, Иоа́нне, о́тче наш, /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

На высо­те́ Госпо́дь воздержа́ния и́стинна тя поло­жи́, /​я́коже звез­ду́ неле́стную, световодя́щую кон­цы́, /​/​наста́вниче Иоа́нне, о́тче наш.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Иоа́нне, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Сре­те­ние Бого­ро­ди­цы и прав. Ели­са­ве­ты. Св. Евву­лы Нико­ми­дий­ской, мате­ри вмч. Пан­те­ле­и­мо­на (ок. 303). Свт. Софро­ния, еп. Иркут­ско­го (1771). Апп. Сосфе­на, Апол­ло­са, Кифы, Кеса­ря и Епа­ф­ро­ди­та (I). Прп. Иоан­на без­молв­ни­ка, еп. Коло­ний­ско­го (VI). Прп. Зоси­мы, еп. Сира­куз­ско­го (ок. 662).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму