11 сен­тяб­ря. Усек­но­ве­ние гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоанна
О муче­ни­че­ской кон­чине свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля в 32 году по Рож­де­стве Хри­сто­вом повест­ву­ют Еван­ге­ли­сты Мат­фей (Мф. 14, 1 – 12) и Марк (Мк. 6, 14 – 29). Кре­стив Иису­са и испол­нив таким обра­зом глав­ную цель сво­е­го слу­же­ния, Иоанн про­дол­жал про­по­ве­до­вать…

О муче­ни­че­ской кон­чине свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля в 32 году по Рож­де­стве Хри­сто­вом повест­ву­ют Еван­ге­ли­сты Мат­фей (Мф. 14, 1 – 12) и Марк (Мк. 6, 14 – 29).

Кре­стив Иису­са и испол­нив таким обра­зом глав­ную цель сво­е­го слу­же­ния, Иоанн про­дол­жал про­по­ве­до­вать пока­я­ние и после это­го, но, как он сам ска­зал о себе и об Иису­се: «Ему подо­ба­ет рас­ти, мне же мали­ти­ся» (Ин. 3, 30).

За свою без­бо­яз­нен­ную про­по­ведь и обли­че­ние Иоанн по при­ка­зу гали­лей­ско­го пра­ви­те­ля Иро­да Анти­пы был зато­чен в мрач­ную тем­ни­цу. К соблаз­ну все­го наро­да, этот пра­ви­тель нахо­дил­ся в без­за­кон­ном бра­ке с женой сво­е­го бра­та Филип­па — Иро­ди­а­дой, и лишь вели­кий про­рок пусты­ни решал­ся, сре­ди обще­го подо­бо­страст­но­го мол­ча­ния, обли­чать его: «Не долж­но тебе иметь жену бра­та тво­е­го». Сам Ирод Анти­па втайне почи­тал про­ро­ка, но закос­не­лая в пре­ступ­ле­нии Иро­ди­а­да при­хо­ди­ла в ярость и иска­ла спо­со­ба погу­бить обли­чи­те­ля. Свя­тое Еван­ге­лие повест­ву­ет, каким имен­но обра­зом это ей уда­лось. Дочь ее Сало­мия во вре­мя рос­кош­но­го пира во двор­це Иро­да Анти­пы смог­ла сво­ей пляс­кой уго­дить ему и испро­си­ла в награ­ду за достав­лен­ное удо­воль­ствие гла­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля. Анти­па был пора­жен неожи­дан­но­стью тако­го тре­бо­ва­ния и опе­ча­лил­ся, но все же послал вои­нов в замок Махер, где томил­ся Иоанн, с нака­зом при­не­сти его голо­ву. Голо­ва про­ро­ка была при­не­се­на и сде­ла­лась пред­ме­том изде­ва­тель­ства Иро­ди­а­ды, а тело его было погре­бе­но его уче­ни­ка­ми. Так вели­чай­ший из рож­ден­ных жена­ми за свое обли­че­ние пал жерт­вой обли­чен­но­го поро­ка. Посколь­ку все вет­хо­за­вет­ные пра­вед­ни­ки, уми­рая, неиз­беж­но схо­ди­ли во ад, что­бы быть «по испол­не­нии вре­мен» изве­ден­ны­ми отту­да Еди­но­род­ным Сыном Божи­им, то Иоанн про­по­ве­до­вал «при­шед­ше­го во пло­ти Хри­ста Бога» не толь­ко живу­щим на зем­ле, но и «сущим в аде».

Впо­след­ствии гла­ва Иоан­на Пред­те­чи три­жды чудес­ным обра­зом явля­лась хри­сти­а­нам, исче­зая во вре­ме­на гоне­ний, избе­гая таким обра­зом поругания.

В лике свя­тых Иоанн Пред­те­ча пер­вый после анге­лов про­слав­ля­ет­ся Цер­ко­вью. По гла­су ея, свя­той Иоанн есть испол­не­ние про­ро­честв, конец Вет­хо­го и нача­ло Ново­го Заве­та, про­ро­ков пре­дел и нача­ло апо­сто­лов, и на гла­ву Того, Кото­ро­го про­чие про­ро­ки толь­ко изда­ле­ка пред­ска­зы­ва­ли, воз­ло­жил руку свою.

В память усек­но­ве­ния гла­вы свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля Цер­ко­вью уста­нов­лен празд­ник и стро­гий пост как выра­же­ние скор­би хри­сти­ан о насиль­ствен­ной смер­ти вели­ко­го Пророка.

В день памя­ти усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи было вос­ста­нов­ле­но Свя­щен­ным Сино­дом 25 июля 2014 года День трезвости.

Тро­парь, глас 2

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми, /​тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че: /​показа́л бо ся еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший, /​я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго. /​Те́мже за и́стину пострада́в, ра́дуяся, /​благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га, я́вльшагося пло́тию, /​взе́млющаго грех ми́ра /​/​и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 5

Предте́чево сла́вное усекнове́ние /​смотре́ние бысть не́кое Боже́ственное, /​да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие. /​Да рыда́ет у́бо Ироди́я, /​беззако́нное уби́йство испроси́вши: /​не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й век воз­лю­би́, /​/​но притво́рный, привре́менный.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​Крести́телю Спа́сов Иоа́нне, /​и почита́ем вси /​честны́я тво­ея́ гла­вы́ /​/​усекнове́ние.

Молит­ва Про­ро­ку и Кре­сти­те­лю Гос­под­ня Иоанну

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ мое­го́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй кон­ца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотво­рю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися вер­ху́ Царя́ Хри­ста́, взе́млющаго гре­хи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, поне­су́ тяго­ту́ благу́ю и при­и­му́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чисто­ты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от тво­е­го́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими гре­хи́. Обно­ви́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обо­е­го́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Муче­ни­ка Ана­ста­сия (1794).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму