11 октяб­ря. Свя­той бла­го­вер­ный князь Вяче­слав Чешский
Свя­той бла­го­вер­ный князь Вяче­слав Чеш­ский был вну­ком свя­той муче­ни­цы кня­ги­ни Люд­ми­лы (память 16 сен­тяб­ря) и был вос­пи­тан ею в глу­бо­ком бла­го­че­стии. Он начал кня­жить 18-ти лет после смер­ти сво­е­го отца кня­зя Вра­ти­сла­ва († 920). Несмот­ря на…

Свя­той бла­го­вер­ный князь Вяче­слав Чеш­ский был вну­ком свя­той муче­ни­цы кня­ги­ни Люд­ми­лы (память 16 сен­тяб­ря) и был вос­пи­тан ею в глу­бо­ком бла­го­че­стии. Он начал кня­жить 18-ти лет после смер­ти сво­е­го отца кня­зя Вра­ти­сла­ва († 920). Несмот­ря на моло­дые годы, он управ­лял муд­ро и спра­вед­ли­во и очень забо­тил­ся о хри­сти­ан­ском про­све­ще­нии народа.

Свя­той князь был широ­ко обра­зо­ван­ным чело­ве­ком, изу­чил латин­ский и гре­че­ский язы­ки. Свя­той Вяче­слав был миро­лю­бив, стро­ил и укра­шал церк­ви, соору­дил в сто­ли­це Чехии Пра­ге вели­ко­леп­ный храм во имя свя­то­го Вита и почи­тал духо­вен­ство. Завист­ли­вые вель­мо­жи реши­ли погу­бить свя­то­го и ста­ли сна­ча­ла вос­ста­нав­ли­вать его про­тив мате­ри, а затем под­го­ва­ри­вать млад­ше­го бра­та, Боле­сла­ва, занять кня­же­ский пре­стол. Боле­слав при­гла­сил бра­та на освя­ще­ние церк­ви, затем про­сил его задер­жать­ся, пого­стить еще один день. Несмот­ря на пре­ду­пре­жде­ния слуг, свя­той князь отка­зал­ся верить в заго­вор и пре­дал свою жизнь в волю Божию.

Когда на сле­ду­ю­щий день – 28 сен­тяб­ря 935 года, бла­го­вер­ный Вяче­слав шел к утре­ни, он был зло­дей­ски убит в две­рях церк­ви род­ным бра­том и его слу­га­ми. Тело его было изруб­ле­но и бро­ше­но без погре­бе­ния. Мать, услы­шав об уби­е­нии сына, нашла его и поло­жи­ла в недав­но освя­ще­ной церк­ви при кня­же­ском двор­це. Кровь, про­ли­тую в цер­ков­ных две­рях, не мог­ли отмыть, а через 3 дня она исчез­ла сама.

Рас­ка­яв­ший­ся бра­то­убий­ца пере­нес мощи свя­то­го Вяче­сла­ва в Пра­гу, где они были поло­же­ны в церк­ви во имя свя­то­го Вита, кото­рую создал сам.

Память бла­го­вер­но­го кня­зя Вяче­сла­ва издрев­ле чтит­ся в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Суще­ству­ет пред­по­ло­же­ние, что кон­чи­на бла­го­вер­но­го кня­зя Вяче­сла­ва про­изо­шла в 929 году.

Тро­парь, глас 4

Стра­ны́ Че́ш­ския кня́­же пре­ди́в­ный, /​пра­во­сла́в­ное насле́­дие бла­же́н­ныя Люд­ми́­лы умно́­жи­вый, /​о́бра­зе кро́то­сти и сми­ре́­ния, му́д­ро­сти и без­стра́­шия, /​ве́р­ность за́­по­ве­дем Хри­сто́­вым в жити́и тво­е́м сохра­ни́­вый, /​и́стин­ную ве́­ру в окру­же́­нии язы­́­че­ства утвер­жда́я, /​те́м­же и вене́ц сла́­вы от Царя́ царе́й при­я́л еси́, /​и ны́не пра­во­сла́в­ных ми́­ра все­го́ нази­да́е­ши, /​моли́, свя́­те Вяче­сла́ве, Все­б­ла­га́­го Бо́­га /​/​уми­ри́ти мир и спа­сти́ ду́­ши на́ша.

Кондак, глас 1

С ли́ки А́н­гель­ски­ми пред­сто­я́, /​бла­же́нне кня́­же Вяче­сла́ве, /​насла­жда́е­ши­ся Боже́ствен­ныя и неиз­ре­че́н­ныя доб­ро́ты, /​и отту́­ду бла­го­де́­тель­ныя да́­ры поче́рп чуде́с, /​всем, при­те­ка́­ю­щим ве́рою под тво­ю́ свя­ты­́­ню /​/​исто­ча́е­ши цель­ба́м дарова́ние.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​свя­тый бла­го­вер­ный кня­же Вяче­сла­ве, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва бла­го­вер­но­му кня­зю Вяче­сла­ву Чешскому

О свя­ты­́й бла­го­ве́р­ный кня́­же му́­че­ни­че Вяче­сла́ве, избра́н­ный вое­во́­до зем­ли́ Че́ш­ския и всех хри­сти­а́н сло­ве́н­ских те́п­лый пред Бо́­гом пред­ста́­те­лю! Днесь, в па́­мять тво­ю́ еди­но­ду́ш­но соше́д­ше­ся в чест­не́м хра́­ме сем и пред ико́­ною тво­е́ю уми­ле́н­но моля́­ще­ся, си́­це из глу­би­ны́ се́рд­ца на́­ше­го к тебе́ взы­ва́ем: Ты в жити­и́ тво­е́м рев­ни́­тель и защи́т­ник пра­во­сла́в­ныя ве́­ры был еси́, и нас в ней те́п­лы­ми тво­и́­ми к Бо́­гу моли́тва­ми непо­ко­ле­би́­мы утвер­ди́. Ты вели́кое воз­ло­же́н­ное на тя слу­же́­ние усе́рд­но про­хо­ди́л еси́, и нас тво­е́ю по́­мо­щию пре­бы­ва́ти кое­го́ж­до, в не́м­же при­зва́н есть, наста́ви. Ты супо­ста́тов пол­ки́ от оте́­че­ства тво­е­го́ си́­лою ра́т­ною и му́д­ро­стию упра­ви́­тель­ною отг­на́л еси́, и на нас опол­ча́­ю­щих­ся всех вра­го́в ви́­ди­мых и неви́­ди­мых низ­ло­жи́. Ты в пре­де́­лах стра­ны́ сво­е­я́ пра́в­ду и мир и мило­се́р­дие насаж­да́ти пот­ща́л­ся еси́, и нам от ми́­ло­сти­ва­го Бо́­га в сих доб­ро­де́­те­лех пре­успе­́я­ние испро­си́. Ты без­ви́н­ную кровь тво­ю́ а́ки А́вель от руки́ бра́та сво­е­го́ пред вра­ты́ цер­ко́в­ны­ми про­ли­я́л еси́, и нас, я́ко чад еди́­ныя ма́­те­ре Це́ркве, бра­то­лю́­бию и кро́то­сти научи́. О вели́кий и сла́в­ный кня́­же Вяче­сла́ве, ра́­ди вя́­щ­шия сла́­вы Небе́с­ныя вене́ц зем­на́­го кня­же́­ния оста́ви­вый и вен­це́м му́­че­ни­че­ским пра́вед­но увен­ча́н­ный! Ны́не с му́д­рою наста́в­ни­цею, пра­ма́­те­рию тво­е́ю Люд­ми́­лою, и все­́­ми свя­ты­́­ми у Пре­сто́­ла Бо́­жия пред­сто­я́, не забу́­ди нас си́рых и убо́­гих, я́ко­же в живо­те́ тво­е́м нико­го́­же от тако­вы­́х оста́вил еси́. И пред­ста́­тель­ством тво­и́м жити­е́ ти́­хое и без­гре́ш­ное и к ве́ч­но­му Ца́р­ствию ше́ствие устро́й нам, да про­сла́вим Бо́­га, ди́в­на­го во свя­ты­́х Сво­и́х, Отца́ и Сы́­на и Свя­та́­го Ду́­ха, ны́не и при­́с­но и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Хари­то­на Испо­вед­ни­ка (ок. 350). Прпп. схим. Кирил­ла и схим. Марии (ок. 1337), роди­те­лей прп. Сер­гия Радо­неж­ско­го. Прмцц. вел. кн. Ели­са­ве­ты и ино­ки­ни Вар­ва­ры (обрет. мощей, 1918). Прп. Иро­ди­о­на Ило­е­зер­ско­го (1541). Собор прпп. отцев Кие­во-Печер­ских, в Ближ. пещ. (прп. Анто­ния) почи­ва­ю­щих: Анто­ния, осно­ва­те­ля Лав­ры (1073), Про­хо­ра чуд. (1107), Иоан­на пост­ни­ка (XII), Иули­а­нии девы, кн. Оль­шан­ской (ок. 1550), прмчч. Васи­лия и Фео­до­ра (1098), Поли­кар­па, архим. Печер­ско­го (1182), Вар­ла­а­ма, игум. Печер­ско­го (1065), Дами­а­на пре­св., целеб­ни­ка (1071), Нико­ди­ма просфор­ни­ка (XII), Лав­рен­тия затв., еп. Туров­ско­го (XII), Афа­на­сия затв. (ок. 1176), Ераз­ма (XII), Луки, ико­но­ма Печер­ско­го (XIII), Ага­пи­та, вра­ча без­мезд­но­го (ок. 1095), Фео­фи­ла и Иоан­на (XII), Нек­та­рия (XII), Гри­го­рия ико­но­пис­ца (XII), сщмч. Кук­ши (XII), Алек­сия затв. (XIII), Сав­вы (XIII), Сер­гия Послуш­ли­во­го (XIII), Мер­ку­рия, еп. Смо­лен­ско­го (1239), Пиме­на Мно­го­бо­лез­нен­но­го (1110), Несто­ра Лето­пис­ца (ок. 1114), прмч. Евстра­тия (1097), Елла­дия затв. (XII – XIII), Иере­мии про­зор­ли­во­го (XI), прмч. Мои­сея Угри­на (1031 – 1043), Иоан­на Мно­го­стра­даль­но­го (1160), Мар­ка гро­бо­ко­па­те­ля (XII), Нико­лы Свя­то­ши, кн. Чер­ни­гов­ско­го (1143), мч. Гри­го­рия чуд. (1093), Они­си­ма затв. (XII – XIII), Мат­фея про­зор­ли­во­го (XI), Иса­ии чуд. (1115), Авра­мия тру­до­лю­би­во­го (XII – XIII), Нифон­та, еп. Нов­го­род­ско­го (1156), Силь­ве­ст­ра чуд. (XII), Пиме­на пост­ни­ка (XII), Онуф­рия мол­ча­ли­во­го (XII), Ана­то­лия затв. (XII), Али­пия ико­но­пис­ца (1114), Сисоя затв. (XII – XIII), Фео­фи­ла затв. (XII – XIII), Аре­фы затв. (ок. 1195), Спи­ри­до­на просфор­ни­ка (XII), Они­си­фо­ра исп. (1148), Симо­на, еп. Суз­даль­ско­го (XII), Нико­на, игум. Печер­ско­го (1088), Фео­фа­на пост­ни­ка (XII), Мака­рия (XII), прмч. Ана­ста­сия диак. (XII), 12 масте­ров зод­чих (XI), Авра­мия затв. (XII – XIII), Иса­а­кия затв. (ок. 1190), мч. Иоан­на мла­ден­ца, Илии Муром­ца (ок. 1188), Нико­на Сухо­го (XII), Ефре­ма, еп. Пере­я­с­лав­ско­го (ок. 1098), Тита иером. (1190) Прмч. Мака­рия Канев­ско­го, архим. Овруч­ско­го, Пере­я­с­лав­ско­го (1678). Прор. Вару­ха (VI в. до Р. Х.). Мчч. Алек­сандра, Алфея, Зоси­мы, Мар­ка пас­ты­ря, Нико­на, Нео­на, Или­о­до­ра и про­чих (VI). Прп. Хари­то­на Сян­жем­ско­го (1509). Мц. Анны Лыко­ши­ной (1925). Прмч. Ила­ри­о­на (Гро­мо­ва) иером. (1937) Прмц. Миха­и­лы (Ива­но­вой) мон. (1937) Прмц. Тати­а­ны (Чек­ма­зо­вой) мон. (1942).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму