11 октяб­ря. Пре­по­доб­ный Хари­тон Исповедник
Пре­по­доб­ный Хари­тон Испо­вед­ник постра­дал в Ико­нии во вре­мя одно­го из гоне­ний на хри­сти­ан при импе­ра­то­рах Гале­рии (305 – 311), Мак­си­ми­ане (305 – 313) или Лики­нии (311 – 324). В испо­вед­ни­че­ском подви­ге его укреп­лял бла­го­дат­ный при­мер свя­той пер­во­му­че­ни­цы Фек­лы, уро­жен­ки его род­но­го горо­да,…

Пре­по­доб­ный Хари­тон Испо­вед­ник постра­дал в Ико­нии во вре­мя одно­го из гоне­ний на хри­сти­ан при импе­ра­то­рах Гале­рии (305 – 311), Мак­си­ми­ане (305 – 313) или Лики­нии (311 – 324). В испо­вед­ни­че­ском подви­ге его укреп­лял бла­го­дат­ный при­мер свя­той пер­во­му­че­ни­цы Фек­лы, уро­жен­ки его род­но­го горо­да, память кото­рой он осо­бен­но глу­бо­ко чтил. Свя­той Хари­тон муже­ствен­но обли­чил язы­че­ских богов и твер­до испо­ве­дал веру в Еди­но­го Истин­но­го Бога – Хри­ста – Спа­си­те­ля. Свя­той Испо­вед­ник пре­тер­пел жесто­кие муче­ния, но, по Про­мыс­лу Божию, остал­ся жив. Когда гоне­ния утих­ли, свя­той был осво­бож­ден из заклю­че­ния и всю свою жизнь посвя­тил слу­же­нию Господу.

Направ­ля­ясь в Иеру­са­лим на покло­не­ние свя­тым местам, он попал в руки раз­бой­ни­ков. Они свя­за­ли его и бро­си­ли в пеще­ру, наме­ре­ва­ясь затем убить, а сами поспе­ши­ли на про­мы­сел. В ожи­да­нии смер­ти свя­той горя­чо молил­ся, бла­го­да­рил Бога и про­сил Его сотво­рить с ним по воле Сво­ей. В это вре­мя в пеще­ру заполз­ла змея и ста­ла пить вино из сто­яв­ше­го там сосу­да, отра­ви­ла его сво­им смер­то­нос­ным ядом. Вер­нув­шись в пеще­ру, раз­бой­ни­ки напи­лись отрав­лен­но­го вина и все до одно­го погиб­ли. Пре­по­доб­ный Хари­тон, воз­дав бла­го­да­ре­ние Богу, стал под­ви­зать­ся на месте сво­е­го чудес­но­го спа­се­ния. Награб­лен­ное раз­бой­ни­ка­ми золо­то он раз­дал нищим и в мона­сты­ри, а в раз­бой­ни­чьей пеще­ре устро­ил цер­ковь, вокруг кото­рой со вре­ме­нем обра­зо­вал­ся мона­стырь – зна­ме­ни­тая в Пале­стине Фаран­ская Лавра.

Пре­по­доб­ный Хари­тон сам соста­вил стро­гий устав для сво­ей оби­те­ли. Стре­мясь к уеди­не­нию, пре­по­доб­ный ушел даль­ше в пусты­ню, но и там не отвер­гал тех, кто нуж­дал­ся в его духов­ном руко­вод­стве, и осно­вал еще две оби­те­ли – Иери­хон­скую и Сукий­скую, име­ну­е­мую “Вет­хой Гав­рой”. В кон­це жиз­ни пре­по­доб­ный Хари­тон под­ви­зал­ся в пеще­ре на горе, близ Сукий­ской оби­те­ли, но не остав­лял руко­вод­ства бра­ти­ей всех трех осно­ван­ных им оби­те­лей. По пре­да­нию, пре­по­доб­ный Хари­тон соста­вил чин ино­че­ско­го пострижения.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Хари­тон Испо­вед­ник в глу­бо­кой ста­ро­сти и был погре­бен, по его заве­ща­нию, в Фаран­ской оби­те­ли, в церк­ви, постро­ен­ной на месте раз­бой­ни­чьей пещеры.

Тро­парь, глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́, /​и и́же из глу­би­ны́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́, /​и был еси́ свети́льник вселе́нныя, /​сия́я чуде­сы́, Харито́не о́тче наш. /​/​Моли́ Хри­ста́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Наслади́вся, Богому́дре, воздержа́ния, /​и пло́ти тво­ея́ вожделе́ния обузда́в, /​яви́лся еси́ ве́рою возраща́емь, /​и я́ко жи́зни дре́во посре­де́ рая́ процве́л еси́, /​/​Харито́не всеблаже́нне, свяще́ннейший.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Харито́не, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Хари­то­ну Исповеднику

О свя­щен­ная гла­во, пре­по­добне отче, преб­ла­женне авво Хари­тоне! Не забу­ди убо­гих тво­их до кон­ца, но поми­най нас все­гда во свя­тых тво­их и бла­го­при­ят­ных молит­вах к Богу. Помя­ни ста­до твое, еже сам упасл еси, и не забу­ди посе­ща­ти чад тво­их. Моли за ны, отче свя­щен­ный, за дети твоя духов­ныя, яко име­яй дерз­но­ве­ние к Небес­но­му Царю, не пре­мол­чи за ны ко Гос­по­ду, и не пре­зри нас, недо­стой­ных, верою и любо­вию чту­щих тя. Поми­най нас у Пре­сто­ла Все­дер­жи­те­ле­ва, и не пре­стай моля­ся о нас ко Хри­сту Богу, ибо дана тебе бысть бла­го­дать за ны моли­ти­ся. Не мним бо тя суща мерт­ва, аще бо телом и пре­ста­вил­ся еси от нас, но и по смер­ти жив сый пре­бы­ва­е­ши. Не отсту­пай от нас духом, сохра­няя нас от стрел вра­жи­их, и вся­кия пре­ле­сти бесов­ския, и коз­ней диа­воль­ских, пас­ты­рю наш доб­рый. Веду­ще убо тя воис­ти­ну и по смер­ти жива суща, тебе при­па­да­ем и тебе молим­ся: моли­ся о нас Все­силь­но­му Богу, о поль­зе душ наших и испро­си нам вре­мя на пока­я­ние, да невоз­бран­но прейдем от зем­ли на небо, от мытарств же горь­ких, бесов, воз­душ­ных кня­зей и от веч­ныя муки да изба­вим­ся, и Небес­на­го Цар­ствия наслед­ни­цы да будем со все­ми пра­вед­ны­ми, от века уго­див­ши­ми Гос­по­ду наше­му Иису­су Хри­сту, Ему­же подо­ба­ет вся­кая сла­ва, честь и покло­не­ние, со Без­на­чаль­ным Его Отцем и с Пре­свя­тым и Бла­гим и Живо­тво­ря­щим Его Духом, ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прпп. схим. Кирил­ла и схим. Марии (ок. 1337), роди­те­лей прп. Сер­гия Радо­неж­ско­го. Прмцц. вел. кн. Ели­са­ве­ты и ино­ки­ни Вар­ва­ры (обрет. мощей). Блгв. кн. Вяче­сла­ва Чеш­ско­го (935). Прп. Иро­ди­о­на Ило­е­зер­ско­го (1541). Собор прпп. отцев Кие­во-Печер­ских, в Ближ. пещ. (прп. Анто­ния) почи­ва­ю­щих: Анто­ния, осно­ва­те­ля Лав­ры (1073), Про­хо­ра чуд. (1107), Иоан­на пост­ни­ка (XII), Иули­а­нии девы, кн. Оль­шан­ской (ок. 1550), прмчч. Васи­лия и Фео­до­ра (1098), Поли­кар­па, архим. Печер­ско­го (1182), Вар­ла­а­ма, игум. Печер­ско­го (1065), Дами­а­на пре­св., целеб­ни­ка (1071), Нико­ди­ма просфор­ни­ка (XII), Лав­рен­тия затв., еп. Туров­ско­го (XII), Афа­на­сия затв. (ок. 1176), Ераз­ма (XII), Луки, ико­но­ма Печер­ско­го (XIII), Ага­пи­та, вра­ча без­мезд­но­го (ок. 1095), Фео­фи­ла и Иоан­на (XII), Нек­та­рия (XII), Гри­го­рия ико­но­пис­ца (XII), сщмч. Кук­ши (XII), Алек­сия затв. (XIII), Сав­вы (XIII), Сер­гия Послуш­ли­во­го (XIII), Мер­ку­рия, еп. Смо­лен­ско­го (1239), Пиме­на Мно­го­бо­лез­нен­но­го (1110), Несто­ра Лето­пис­ца (ок. 1114), прмч. Евстра­тия (1097), Елла­дия затв. (XII – XIII), Иере­мии про­зор­ли­во­го (XI), прмч. Мои­сея Угри­на (1031 – 1043), Иоан­на Мно­го­стра­даль­но­го (1160), Мар­ка гро­бо­ко­па­те­ля (XII), Нико­лы Свя­то­ши, кн. Чер­ни­гов­ско­го (1143), мч. Гри­го­рия чуд. (1093), Они­си­ма затв. (XII – XIII), Мат­фея про­зор­ли­во­го (XI), Иса­ии чуд. (1115), Авра­мия тру­до­лю­би­во­го (XII – XIII), Нифон­та, еп. Нов­го­род­ско­го (1156), Силь­ве­ст­ра чуд. (XII), Пиме­на пост­ни­ка (XII), Онуф­рия мол­ча­ли­во­го (XII), Ана­то­лия затв. (XII), Али­пия ико­но­пис­ца (1114), Сисоя затв. (XII – XIII), Фео­фи­ла затв. (XII – XIII), Аре­фы затв. (ок. 1195), Спи­ри­до­на просфор­ни­ка (XII), Они­си­фо­ра исп. (1148), Симо­на, еп. Суз­даль­ско­го (XII), Нико­на, игум. Печер­ско­го (1088), Фео­фа­на пост­ни­ка (XII), Мака­рия (XII), прмч. Ана­ста­сия диак. (XII), 12 масте­ров зод­чих (XI), Авра­мия затв. (XII – XIII), Иса­а­кия затв. (ок. 1190), мч. Иоан­на мла­ден­ца, Илии Муром­ца (ок. 1188), Нико­на Сухо­го (XII), Ефре­ма, еп. Пере­я­с­лав­ско­го (ок. 1098), Тита иером. (1190) Прмч. Мака­рия Канев­ско­го, архим. Овруч­ско­го, Пере­я­с­лав­ско­го (1678). Прор. Вару­ха (VI в. до Р. Х.). Мчч. Алек­сандра, Алфея, Зоси­мы, Мар­ка пас­ты­ря, Нико­на, Нео­на, Или­о­до­ра и про­чих (VI). Прп. Хари­то­на Сян­жем­ско­го (1509). Мц. Анны Лыко­ши­ной (1925). Прмч. Ила­ри­о­на (Гро­мо­ва) иером. (1937) Прмц. Миха­и­лы (Ива­но­вой) мон. (1937) Прмц. Тати­а­ны (Чек­ма­зо­вой) мон. (1942)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму