Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у Ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.
Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: страннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы (Евр.13:2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем вместе со святителем Платоном сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!
Со временем семейство обеднело из-за частых хождений преподобного Кирилла «с князем в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе». Около 1328 г. обедневшие Кирилл и Мария со сродниками, со всем домом своим, переселились из Ростова в Радонеж. «И, пришедши туда, поселился [Кирилл с семейством] около церкви, названной в честь святого Рождества Христова».
Сыновья Кирилла, Стефан и Петр, женились; третий же сын, блаженный юноша Варфоломей, не захотел жениться, а весьма стремился к иноческой жизни. Об этом он многократно просил отца, говоря: «Теперь дай мне, владыка, свое согласие, чтобы с благословением твоим я начал иноческую жизнь». Но родители его ответили ему: «Чадо! Подожди немного и потерпи для нас: мы стары, бедны, больны сейчас, и некому ухаживать за нами. Вот ведь братья твои Стефан и Петр женились и думают, как угодить женам; ты же, неженатый, думаешь, как угодить Богу, — более прекрасную стезю избрал ты, которая не отнимется у тебя. Только поухаживай за нами немного, и когда нас, родителей твоих, проводишь до гроба, тогда сможешь и свой замысел осуществить. Когда нас в гроб положишь и землею засыпешь, тогда и свое желание исполнишь».
Чудесный же юноша Варфоломей с радостью обещал ухаживать за ними до конца их жизни и с того дня старался каждый день всячески угодить родителям своим, чтобы они молились за него и дали ему благословение. Так жил он некоторое время, прислуживая и угождая родителям своим всей душой и от чистого сердца.
Верстах в трех от Радонежа был Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ. В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу.
Блаженный же юноша проводил до гроба родителей своих, и пел над ними надгробные песнопения, и завернул тела их, и поцеловал их, и с большими почестями положил их в гроб, и засыпал землей со слезами как некое бесценное сокровище. И со слезами он почтил умерших отца и мать панихидами и святыми литургиями, отметил память родителей своих и молитвами, и раздачей милостыни убогим, и кормлением нищих. Так до сорокового дня он отмечал память родителей своих». После этого вернулся будущий преподобный Сергий в свой дом и начал расставаться с житейскими заботами этого мира, чтобы скорее начать монашескую жизнь.
К сожалению, после 1917 года Хотько́вский монастырь был ликвидирован.
Но в июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых в котором были прославлены схимонахи Кирилл и Мария.
В 1989 году в Покровском храме монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь начались службы и в него были перенесены мощи праведных родителей преподобного Сергия.
Общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии состоялось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 апреля 1992 г., в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.
Тропарь, глас 3
Блаже́нств Христо́вых прича́стницы, /честна́го супру́жества и попече́ния о ча́дех до́брый о́бразе, /пра́веднии Кири́лле и Мари́е, /плод благоче́стия, Се́ргия преподо́бнаго, нам яви́вшии, /с ни́мже усе́рдно моли́те Го́спода /низпосла́ти нам дух любве́ и смиренному́дрия, /да в ми́ре и единомы́слии //просла́вим Тро́ицу Единосу́щную.
Кондак, глас 4
Днесь, ве́рнии, соше́дшеся, /восхва́лим дво́ицу блаже́нную, благове́рнаго Кири́лла и Мари́ю добронра́вную, /ти́и бо мо́лятся вку́пе со возлю́бленным сы́ном свои́м преподо́бным Се́ргием /ко Еди́ному во Святе́й Тро́ице Бо́гу /оте́чество на́ше в правове́рии утверди́ти, /до́мы ми́ром огради́ти, /ю́ныя от напа́стей и собла́знов изба́вити, /ста́рость укрепи́ти //и спасти́ ду́ши на́ша.
Величание
Ублажа́ем вас, /преподо́бнии Кири́лле и Мари́е, /и чтим святу́ю па́мять ва́шу, /наста́вницы мона́хов, //и собесе́дницы А́нгелов.
Молитва преподобным Кириллу и Марии Радонежским
О раби́ Бо́жии, схимона́ше Кири́лле, схимона́хине Мари́е! А́ще и сконча́ли есте́ вре́менную жизнь свою́ те́лом, но ду́хом не отступа́ете от нас, руково́дствуете же ны ко Христу́ Бо́гу, наставля́ете ше́ствовати по за́поведем Госпо́дним и носи́ти крест свой и после́довати Влады́це на́шему, вы, преподо́бнии, вку́пе с преподо́бным и богоно́сным отце́м на́шим Се́ргием, ва́шим возлю́бленным сы́ном, име́ете дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу на́шему и ко Святе́й Его́ Богома́тери. Бу́дите моли́твенницы и хода́таи о нас, недосто́йных, жи́тельствующих во святе́й оби́тели ва́шей, е́йже вы и нача́льницы. Бу́дите помо́щницы и засту́пницы Бо́гом со́бранней дружи́не сей, да жи́тельствующий на ме́сте сем и приходя́щии с ве́рою, ва́шими моли́твами сохраня́еми, невреди́ми от бесо́в и от челове́к злых пребу́дем, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прп. Харитона Исповедника (ок. 350). Прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары (обрет. мощей, 1918). Прп. Иродиона Илоезерского (1541). Собор прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближ. пещ. (прп. Антония) почивающих: Антония, основателя Лавры (1073), Прохора чуд. (1107), Иоанна постника (XII), Иулиании девы, кн. Ольшанской (ок. 1550), прмчч. Василия и Феодора (1098), Поликарпа, архим. Печерского (1182), Варлаама, игум. Печерского (1065), Дамиана пресв., целебника (1071), Никодима просфорника (XII), Лаврентия затв., еп. Туровского (XII), Афанасия затв. (ок. 1176), Еразма (XII), Луки, иконома Печерского (XIII), Агапита, врача безмездного (ок. 1095), Феофила и Иоанна (XII), Нектария (XII), Григория иконописца (XII), сщмч. Кукши (XII), Алексия затв. (XIII), Саввы (XIII), Сергия Послушливого (XIII), Меркурия, еп. Смоленского (1239), Пимена Многоболезненного (1110), Нестора Летописца (ок. 1114), прмч. Евстратия (1097), Елладия затв. (XII – XIII), Иеремии прозорливого (XI), прмч. Моисея Угрина (1031 – 1043), Иоанна Многострадального (1160), Марка гробокопателя (XII), Николы Святоши, кн. Черниговского (1143), мч. Григория чуд. (1093), Онисима затв. (XII – XIII), Матфея прозорливого (XI), Исаии чуд. (1115), Аврамия трудолюбивого (XII – XIII), Нифонта, еп. Новгородского (1156), Сильвестра чуд. (XII), Пимена постника (XII), Онуфрия молчаливого (XII), Анатолия затв. (XII), Алипия иконописца (1114), Сисоя затв. (XII – XIII), Феофила затв. (XII – XIII), Арефы затв. (ок. 1195), Спиридона просфорника (XII), Онисифора исп. (1148), Симона, еп. Суздальского (XII), Никона, игум. Печерского (1088), Феофана постника (XII), Макария (XII), прмч. Анастасия диак. (XII), 12 мастеров зодчих (XI), Аврамия затв. (XII – XIII), Исаакия затв. (ок. 1190), мч. Иоанна младенца, Илии Муромца (ок. 1188), Никона Сухого (XII), Ефрема, еп. Переяславского (ок. 1098), Тита иером. (1190) Прмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прор. Варуха (VI в. до Р. Х.). Мчч. Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Неона, Илиодора и прочих (VI). Прп. Харитона Сянжемского (1509). Мц. Анны Лыкошиной (1925). Прмч. Илариона (Громова) иером. (1937) Прмц. Михаилы (Ивановой) мон. (1937) Прмц. Татианы (Чекмазовой) мон. (1942).