11 октяб­ря. Пре­по­доб­ные схи­мо­нах Кирилл и схи­мо­на­хи­ня Мария, роди­те­ли пре­по­доб­но­го Сер­гия Радонежского
Пре­по­доб­ный Кирилл состо­ял на служ­бе сна­ча­ла у Ростов­ско­го кня­зя Кон­стан­ти­на II Бори­со­ви­ча, а потом у Кон­стан­ти­на III Васи­лье­ви­ча, кото­рых он, как один из самых близ­ких к ним людей, не раз сопро­вож­дал в Золо­тую Орду. Св. Кирилл…

Пре­по­доб­ный Кирилл состо­ял на служ­бе сна­ча­ла у Ростов­ско­го кня­зя Кон­стан­ти­на II Бори­со­ви­ча, а потом у Кон­стан­ти­на III Васи­лье­ви­ча, кото­рых он, как один из самых близ­ких к ним людей, не раз сопро­вож­дал в Золо­тую Орду. Св. Кирилл вла­дел доста­точ­ным по сво­е­му поло­же­нию состо­я­ни­ем, но по про­сто­те тогдаш­них нра­вов, живя в деревне, не пре­не­бре­гал и обыч­ны­ми сель­ски­ми трудами.

Пра­вед­ность Кирил­ла и Марии была извест­на не толь­ко Богу. Будучи стро­ги­ми блю­сти­те­ля­ми всех цер­ков­ных уста­вов, они помо­га­ли бед­ным, но осо­бен­но свя­то хра­ни­ли запо­ведь свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла: стран­но­лю­бия не забы­вай­те, тем бо не ведя­ще неции стран­но­при­я­ша Анге­лы (Евр.13:2). Тому же учи­ли они и сво­их детей, стро­го вну­шая им не упус­кать слу­чая позвать к себе в дом путе­ше­ству­ю­ще­го ино­ка или ино­го уста­ло­го стран­ни­ка. До нас не дошло подроб­ных све­де­ний о бла­го­че­сти­вой жиз­ни этой бла­жен­ной четы, зато мы можем вме­сте со свя­ти­те­лем Пла­то­ном ска­зать, что сам про­ис­шед­ший от них плод пока­зал луч­ше вся­ких крас­но­ре­чи­вых похвал доб­ро­ту бла­го­сло­вен­но­го дре­ва. Счаст­ли­вы роди­те­ли, коих име­на про­слав­ля­ют­ся веч­но в их детях и потом­стве! Счаст­ли­вы и дети, кото­рые не толь­ко не посра­ми­ли, но и при­умно­жи­ли и воз­ве­ли­чи­ли честь и бла­го­род­ство сво­их роди­те­лей и слав­ных пред­ков, ибо истин­ное бла­го­род­ство состо­ит в добродетели!

Со вре­ме­нем семей­ство обед­не­ло из-за частых хож­де­ний пре­по­доб­но­го Кирил­ла «с кня­зем в Орду, из-за частых набе­гов татар­ских на Русь, из-за частых посольств татар­ских, из-за мно­гих даней тяж­ких и сбо­ров ордын­ских, из-за часто­го недо­стат­ка в хле­бе». Око­ло 1328 г. обед­нев­шие Кирилл и Мария со срод­ни­ка­ми, со всем домом сво­им, пере­се­ли­лись из Росто­ва в Радо­неж. «И, при­шед­ши туда, посе­лил­ся [Кирилл с семей­ством] око­ло церк­ви, назван­ной в честь свя­то­го Рож­де­ства Христова».

Сыно­вья Кирил­ла, Сте­фан и Петр, жени­лись; тре­тий же сын, бла­жен­ный юно­ша Вар­фо­ло­мей, не захо­тел женить­ся, а весь­ма стре­мил­ся к ино­че­ской жиз­ни. Об этом он мно­го­крат­но про­сил отца, гово­ря: «Теперь дай мне, вла­ды­ка, свое согла­сие, что­бы с бла­го­сло­ве­ни­ем тво­им я начал ино­че­скую жизнь». Но роди­те­ли его отве­ти­ли ему: «Чадо! Подо­жди немно­го и потер­пи для нас: мы ста­ры, бед­ны, боль­ны сей­час, и неко­му уха­жи­вать за нами. Вот ведь бра­тья твои Сте­фан и Петр жени­лись и дума­ют, как уго­дить женам; ты же, неже­на­тый, дума­ешь, как уго­дить Богу, — более пре­крас­ную сте­зю избрал ты, кото­рая не отни­мет­ся у тебя. Толь­ко поуха­жи­вай за нами немно­го, и когда нас, роди­те­лей тво­их, про­во­дишь до гро­ба, тогда смо­жешь и свой замы­сел осу­ще­ствить. Когда нас в гроб поло­жишь и зем­лею засы­пешь, тогда и свое жела­ние исполнишь».

Чудес­ный же юно­ша Вар­фо­ло­мей с радо­стью обе­щал уха­жи­вать за ними до кон­ца их жиз­ни и с того дня ста­рал­ся каж­дый день вся­че­ски уго­дить роди­те­лям сво­им, что­бы они моли­лись за него и дали ему бла­го­сло­ве­ние. Так жил он неко­то­рое вре­мя, при­слу­жи­вая и уго­ждая роди­те­лям сво­им всей душой и от чисто­го сердца.

Вер­стах в трех от Радо­не­жа был Хоть­ков­ский Покров­ский мона­стырь, в то вре­мя одно­вре­мен­но быв­ший и муж­ским, и жен­ским. По рас­про­стра­нен­но­му на Руси обы­чаю под ста­рость ино­че­ство при­ни­ма­ли и про­сте­цы, и кня­зья, и бояре. Дух ино­че­ства сооб­щил­ся от сына к роди­те­лям: под конец сво­ей мно­госкорб­ной жиз­ни пра­вед­ные Кирилл и Мария поже­ла­ли и сами при­нять ангель­ский образ. В этот мона­стырь и напра­ви­ли они свои сто­пы, что­бы там про­ве­сти оста­ток сво­их дней в подви­ге пока­я­ния, гото­вясь к дру­гой жиз­ни. Но недол­го схим­ни­ки-бояре потру­ди­лись в новом зва­нии. В 1337 г. они с миром ото­шли ко Господу.

Бла­жен­ный же юно­ша про­во­дил до гро­ба роди­те­лей сво­их, и пел над ними над­гроб­ные пес­но­пе­ния, и завер­нул тела их, и поце­ло­вал их, и с боль­ши­ми поче­стя­ми поло­жил их в гроб, и засы­пал зем­лей со сле­за­ми как некое бес­цен­ное сокро­ви­ще. И со сле­за­ми он почтил умер­ших отца и мать пани­хи­да­ми и свя­ты­ми литур­ги­я­ми, отме­тил память роди­те­лей сво­их и молит­ва­ми, и раз­да­чей мило­сты­ни убо­гим, и корм­ле­ни­ем нищих. Так до соро­ко­во­го дня он отме­чал память роди­те­лей сво­их». После это­го вер­нул­ся буду­щий пре­по­доб­ный Сер­гий в свой дом и начал рас­ста­вать­ся с житей­ски­ми забо­та­ми это­го мира, что­бы ско­рее начать мона­ше­скую жизнь.

К сожа­ле­нию, после 1917 года Хотько́вский мона­стырь был ликвидирован.

Но в июле 1981 года было уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние Собо­ра Радо­неж­ских свя­тых в кото­ром были про­слав­ле­ны схи­мо­на­хи Кирилл и Мария.

В 1989 году в Покров­ском хра­ме мона­сты­ря, воз­вра­щен­но­го Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, вновь нача­лись служ­бы и в него были пере­не­се­ны мощи пра­вед­ных роди­те­лей пре­по­доб­но­го Сергия.

Обще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние схи­мо­на­ха Кирил­ла и схи­мо­на­хи­ни Марии состо­я­лось на Архи­ерей­ском Собо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 3 апре­ля 1992 г., в год празд­но­ва­ния 600-летия со дня пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Сер­гия. Кано­ни­за­ция достой­но увен­ча­ла шести­ве­ко­вое почи­та­ние роди­те­лей вели­ко­го подвиж­ни­ка, дав­ших миру обра­зец свя­то­сти и хри­сти­ан­ско­го устро­е­ния семьи.

Тро­парь, глас 3

Блаже́нств Христо́вых прича́стницы, /​честна́го супру́жества и попече́ния о ча́дех до́брый о́бразе, /​пра́веднии Кири́лле и Мари́е, /​плод благоче́стия, Се́ргия преподо́бнаго, нам яви́вшии, /​с ни́мже усе́рдно моли́те Го́спода /​низпосла́ти нам дух люб­ве́ и смиренному́дрия, /​да в ми́ре и единомы́слии /​/​просла́вим Тро́ицу Единосу́щную.

Кондак, глас 4

Днесь, ве́рнии, соше́дшеся, /​восхва́лим дво́ицу блаже́нную, благове́рнаго Кири́лла и Мари́ю добронра́вную, /​ти́и бо мо́лятся вку́пе со возлю́бленным сы́ном свои́м преподо́бным Се́ргием /​ко Еди́ному во Святе́й Тро́ице Бо́гу /​оте́чество на́ше в правове́рии утверди́ти, /​до́мы ми́ром огради́ти, /​ю́ныя от напа́стей и собла́знов изба́вити, /​ста́рость укрепи́ти /​/​и спа­сти́ ду́ши на́ша.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем вас, /​преподо́бнии Кири́лле и Мари́е, /​и чтим святу́ю па́мять ва́шу, /​наста́вницы мона́хов, /​/​и собесе́дницы А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­ным Кирил­лу и Марии Радонежским

О раби́ Бо́жии, схимона́ше Кири́лле, схимона́хине Мари́е! А́ще и сконча́ли есте́ вре́менную жизнь свою́ те́лом, но ду́хом не отступа́ете от нас, руково́дствуете же ны ко Хри­сту́ Бо́гу, наставля́ете ше́ствовати по за́поведем Госпо́дним и носи́ти крест свой и после́довати Влады́це на́шему, вы, преподо́бнии, вку́пе с преподо́бным и богоно́сным отце́м на́шим Се́ргием, ва́шим возлю́бленным сы́ном, име́ете дерзнове́ние ко Хри­сту́ Бо́гу на́шему и ко Святе́й Его́ Богома́тери. Бу́дите моли́твенницы и хода́таи о нас, недосто́йных, жи́тельствующих во святе́й оби́тели ва́шей, е́йже вы и нача́льницы. Бу́дите помо́щницы и засту́пницы Бо́гом со́бранней дружи́не сей, да жи́тель­ствующий на ме́сте сем и приходя́щии с ве́рою, ва́шими моли́твами сохраня́еми, невреди́ми от бесо́в и от челове́к злых пребу́дем, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Хари­то­на Испо­вед­ни­ка (ок. 350). Прмцц. вел. кн. Ели­са­ве­ты и ино­ки­ни Вар­ва­ры (обрет. мощей, 1918). Прп. Иро­ди­о­на Ило­е­зер­ско­го (1541). Собор прпп. отцев Кие­во-Печер­ских, в Ближ. пещ. (прп. Анто­ния) почи­ва­ю­щих: Анто­ния, осно­ва­те­ля Лав­ры (1073), Про­хо­ра чуд. (1107), Иоан­на пост­ни­ка (XII), Иули­а­нии девы, кн. Оль­шан­ской (ок. 1550), прмчч. Васи­лия и Фео­до­ра (1098), Поли­кар­па, архим. Печер­ско­го (1182), Вар­ла­а­ма, игум. Печер­ско­го (1065), Дами­а­на пре­св., целеб­ни­ка (1071), Нико­ди­ма просфор­ни­ка (XII), Лав­рен­тия затв., еп. Туров­ско­го (XII), Афа­на­сия затв. (ок. 1176), Ераз­ма (XII), Луки, ико­но­ма Печер­ско­го (XIII), Ага­пи­та, вра­ча без­мезд­но­го (ок. 1095), Фео­фи­ла и Иоан­на (XII), Нек­та­рия (XII), Гри­го­рия ико­но­пис­ца (XII), сщмч. Кук­ши (XII), Алек­сия затв. (XIII), Сав­вы (XIII), Сер­гия Послуш­ли­во­го (XIII), Мер­ку­рия, еп. Смо­лен­ско­го (1239), Пиме­на Мно­го­бо­лез­нен­но­го (1110), Несто­ра Лето­пис­ца (ок. 1114), прмч. Евстра­тия (1097), Елла­дия затв. (XII – XIII), Иере­мии про­зор­ли­во­го (XI), прмч. Мои­сея Угри­на (1031 – 1043), Иоан­на Мно­го­стра­даль­но­го (1160), Мар­ка гро­бо­ко­па­те­ля (XII), Нико­лы Свя­то­ши, кн. Чер­ни­гов­ско­го (1143), мч. Гри­го­рия чуд. (1093), Они­си­ма затв. (XII – XIII), Мат­фея про­зор­ли­во­го (XI), Иса­ии чуд. (1115), Авра­мия тру­до­лю­би­во­го (XII – XIII), Нифон­та, еп. Нов­го­род­ско­го (1156), Силь­ве­ст­ра чуд. (XII), Пиме­на пост­ни­ка (XII), Онуф­рия мол­ча­ли­во­го (XII), Ана­то­лия затв. (XII), Али­пия ико­но­пис­ца (1114), Сисоя затв. (XII – XIII), Фео­фи­ла затв. (XII – XIII), Аре­фы затв. (ок. 1195), Спи­ри­до­на просфор­ни­ка (XII), Они­си­фо­ра исп. (1148), Симо­на, еп. Суз­даль­ско­го (XII), Нико­на, игум. Печер­ско­го (1088), Фео­фа­на пост­ни­ка (XII), Мака­рия (XII), прмч. Ана­ста­сия диак. (XII), 12 масте­ров зод­чих (XI), Авра­мия затв. (XII – XIII), Иса­а­кия затв. (ок. 1190), мч. Иоан­на мла­ден­ца, Илии Муром­ца (ок. 1188), Нико­на Сухо­го (XII), Ефре­ма, еп. Пере­я­с­лав­ско­го (ок. 1098), Тита иером. (1190) Прмч. Мака­рия Канев­ско­го, архим. Овруч­ско­го, Пере­я­с­лав­ско­го (1678). Прор. Вару­ха (VI в. до Р. Х.). Мчч. Алек­сандра, Алфея, Зоси­мы, Мар­ка пас­ты­ря, Нико­на, Нео­на, Или­о­до­ра и про­чих (VI). Прп. Хари­то­на Сян­жем­ско­го (1509). Мц. Анны Лыко­ши­ной (1925). Прмч. Ила­ри­о­на (Гро­мо­ва) иером. (1937) Прмц. Миха­и­лы (Ива­но­вой) мон. (1937) Прмц. Тати­а­ны (Чек­ма­зо­вой) мон. (1942).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму