Святая Анастасия родилась в знатной римской семье, но в возрасте трех лет осиротела. Ее взяла под свое покровительство настоятельница женской монашествующей общины близ Рима, София. В этом монастыре она и приняла иночество. Анастасии было 20 лет. Она была очень красивой, и многие знатные римляне просили ее руки, но Анастасия всем отказывала, предпочитая остаться невестой Христовой. Язычники вытащили святую Анастасию из монастыря и привели к правителю города Прову. Они обвиняли ее в том, что она не только презирает знатных и богатых женихов, но почитает за Бога распятого Христа.
Правитель повелел ей принести жертву идолам, но Анастасия отказалась отречься от Христа. В наказание ее нагую выставили перед толпой, затем пытали огнем, растянув между 4 столбами и нанося побои, потом подвергли колесованию. Чудесным образом святая осталась невредимой. Святая, истекая кровью, стала изнемогать и попросила воды. Стоявший при ее мучениях некто Кирилл, сжалился и напоил ее водой. Пытки продолжили — Пров приказал подвесить Анастасию и рвать железными крючьями, затем ей отрезали сосцы, вырвали ногти, выбили зубы, отрубили руки и ноги, наконец вырвали язык, которым она непрестанно славила Бога. Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу мечем. Решив, что Кирилл, напоивший мученицу водой, является тайным христианином, мучители схватили его и также казнили.
Тело святой Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но Бог не допустил глумления над святыми останками.
Игумения София, извещенная Господом, нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами предала его земле.
Время мучения святой относят к 250 или 256 году.
На Руси наиболее раннее свидетельство почитания Анастасии Римляныни — упоминание ее памяти под 29 октября в месяцесловах Архангельского Евангелия 1092 года и Мстиславова Евангелия конца XI — начала XII века. Однако память ей 29 октября отсутствует в древнейших списках Студийско-Алексиевского Типикона 1034 года, она появляется в списках данного устава со 2‑й половины XIV века.
В Минеи служба преподобномученице Анастасии Римляныне включена была в конце XIV века. В 1‑й половине XII века на Руси был осуществлен перевод 1‑й редакции нестишного Пролога, в которой краткое житие святой приводится под 12 октября, а 29 октября указывается только память ей.
Во 2‑й редакции нестишного Пролога, сформировавшейся на Руси к началу XIII века, под 29 окт. вместо жития Анастасии Римляныни содержится краткое житие Анастасии Узорешительницы, а под 30 октября помещено житие Анастасии Солунской, которое тождественно по содержанию житию Римляныни, за исключением указания места кончины мученицы. В Великих Минеях Четьих под 29 октября кроме проложных житий включено пространное житие Анастасии Римляныни, озаглавленное как “Житие Анастасии Солунской”.
На начало XXI века календарь греческих Церквей указывает память только Анастасии Римляныни 29 октября/11 ноября, тогда как календарь Русской Православной Церкви 30 октября отмечает также память Анастасии Солунской.
Тропарь, глас 4
А́гница Твоя́, Иису́се, Анастаси́я, /зове́т ве́лиим гла́сом: /Тебе́, Женише́ мой, люблю́ /и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую, /и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́, /и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́, /и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю; /но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя с любо́вию, поже́ршуюся Тебе́. /Тоя́ моли́твами //я́ко Ми́лостив спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 3
Де́вства вода́ми очище́нна, преподо́бная, /му́ченичества кровьми́, Анастаси́е, венча́вшися, /подае́ши су́щим в ну́ждах неду́гов исцеле́ние и спасе́ние, приступа́ющим от се́рдца, /кре́пость бо тебе́ подае́т Христо́с, //источа́я благода́ть приснотеку́щую.
Величание
Велича́ем тя, /страстоте́рпице свята́я Анастаси́е, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши за нас //Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва преподобномученице Анастасии Римляныни
Де́вственниц похвало́ и му́чениц сла́во, Анастаси́е преподо́бная! К тебе́ во умиле́нии серде́ц на́ших припа́даем и твоего́ заступле́ния у Го́спода о нас мо́лим. А́ще бо чистоте́ твое́й не поревнова́хом и безбоя́зненнаго испове́дания твоего́ не приобщи́хомся, па́че же мно́гими прегреше́ньми и лю́тыми паде́ньми и отсту́пствы гнев Бо́жий привлеко́хом, но не хо́щем во гресе́х на́ших умре́ти и, на твоя́ му́жеския по́двиги взира́юще, па́ки на одоле́ние страсте́й на́ших ополча́емся. Сие́ же ве́дуще, я́ко кроме́ благода́тныя по́мощи ничто́ же благо́е сотвори́ти возмо́жем, ту́ю нам от Го́спода пода́ти тебе́ про́сим. Ты бо, преподобному́ченице пресла́вная, ве́лие ко Влады́це дерзнове́ние стяжа́ла еси́, я́ко просла́вившая Его́ в чи́стой души́ твое́й и в телеси́ твое́м страда́льчестем, зане́ вся прельще́ния и преще́ния мучи́теля презре́вши, искорене́ние же зубо́в и ногте́й истерза́ние, и сосце́в и рук и ног отсече́ние сла́дце претерпе́вши, дерзнове́нно вопия́ла еси́: “Христо́с есть бога́тство мое́ и похвала́”. Те́мже от того́ бога́тств и на́шей нищете́ духо́вная пода́ждь дарова́ния и от безме́рных прегреше́ний живо́т наш соблюди́, мир и безмяте́жие нам испроси́, от нужды́ и уны́ния нас предста́тельством твои́м огради́, друг ко дру́гу нас в послуша́нии и братолю́бии наста́ви и ко Го́споду о́чи серде́ц на́ших всегда́ возводи́, во е́же при́сно сла́вити нам Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву, и твое́ те́плое предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прп. Аврамия затв. и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073 – 1077). Прп. Аврамия, затв. Печерского, в Ближ. пещ. (XII – XIII) Прп. Феодосия Сийского (1687). Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826). Сщмч. Николая Пробатова пресв. и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918). Сщмч. Иоанна Рудинского пресв. (1930) Сщмч. Евгения Ивашко пресв. (1937) Мц. Анастасии Лебедевой (после 1937). Сщмч. Леонида Муравьева пресв. (1941).