11 нояб­ря. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ана­ста­сия Римляныня
Свя­тая Ана­ста­сия роди­лась в знат­ной рим­ской семье, но в воз­расте трех лет оси­ро­те­ла. Ее взя­ла под свое покро­ви­тель­ство насто­я­тель­ни­ца жен­ской мона­ше­ству­ю­щей общи­ны близ Рима, София. В этом мона­сты­ре она и при­ня­ла ино­че­ство. Ана­ста­сии было 20 лет.…

Свя­тая Ана­ста­сия роди­лась в знат­ной рим­ской семье, но в воз­расте трех лет оси­ро­те­ла. Ее взя­ла под свое покро­ви­тель­ство насто­я­тель­ни­ца жен­ской мона­ше­ству­ю­щей общи­ны близ Рима, София. В этом мона­сты­ре она и при­ня­ла ино­че­ство. Ана­ста­сии было 20 лет. Она была очень кра­си­вой, и мно­гие знат­ные рим­ляне про­си­ли ее руки, но Ана­ста­сия всем отка­зы­ва­ла, пред­по­чи­тая остать­ся неве­стой Хри­сто­вой. Языч­ни­ки выта­щи­ли свя­тую Ана­ста­сию из мона­сты­ря и при­ве­ли к пра­ви­те­лю горо­да Про­ву. Они обви­ня­ли ее в том, что она не толь­ко пре­зи­ра­ет знат­ных и бога­тых жени­хов, но почи­та­ет за Бога рас­пя­то­го Христа.

Пра­ви­тель пове­лел ей при­не­сти жерт­ву идо­лам, но Ана­ста­сия отка­за­лась отречь­ся от Хри­ста. В нака­за­ние ее нагую выста­ви­ли перед тол­пой, затем пыта­ли огнем, рас­тя­нув меж­ду 4 стол­ба­ми и нано­ся побои, потом под­верг­ли коле­со­ва­нию. Чудес­ным обра­зом свя­тая оста­лась невре­ди­мой. Свя­тая, исте­кая кро­вью, ста­ла изне­мо­гать и попро­си­ла воды. Сто­яв­ший при ее муче­ни­ях некто Кирилл, сжа­лил­ся и напо­ил ее водой. Пыт­ки про­дол­жи­ли — Пров при­ка­зал под­ве­сить Ана­ста­сию и рвать желез­ны­ми крю­чья­ми, затем ей отре­за­ли сос­цы, вырва­ли ног­ти, выби­ли зубы, отру­би­ли руки и ноги, нако­нец вырва­ли язык, кото­рым она непре­стан­но сла­ви­ла Бога. Народ, видя бес­че­ло­веч­ные изде­ва­тель­ства над свя­той, воз­не­го­до­вал, и пра­ви­те­ли горо­да вынуж­де­ны были пре­кра­тить пыт­ки, обез­гла­вив муче­ни­цу мечем. Решив, что Кирилл, напо­ив­ший муче­ни­цу водой, явля­ет­ся тай­ным хри­сти­а­ни­ном, мучи­те­ли схва­ти­ли его и так­же казнили.

Тело свя­той Ана­ста­сии было бро­ше­но за горо­дом на съе­де­ние диким зве­рям, но Бог не допу­стил глум­ле­ния над свя­ты­ми останками.

Игу­ме­ния София, изве­щен­ная Гос­по­дом, нашла истер­зан­ное тело пре­по­доб­но­му­че­ни­цы и с дву­мя помощ­ни­ка­ми-хри­сти­а­на­ми пре­да­ла его земле.

Вре­мя муче­ния свя­той отно­сят к 250 или 256 году.

На Руси наи­бо­лее ран­нее сви­де­тель­ство почи­та­ния Ана­ста­сии Рим­ля­ны­ни — упо­ми­на­ние ее памя­ти под 29 октяб­ря в меся­це­сло­вах Архан­гель­ско­го Еван­ге­лия 1092 года и Мсти­сла­во­ва Еван­ге­лия кон­ца XI — нача­ла XII века. Одна­ко память ей 29 октяб­ря отсут­ству­ет в древ­ней­ших спис­ках Сту­дий­ско-Алек­си­ев­ско­го Типи­ко­на 1034 года, она появ­ля­ет­ся в спис­ках дан­но­го уста­ва со 2‑й поло­ви­ны XIV века.

В Минеи служ­ба пре­по­доб­но­му­че­ни­це Ана­ста­сии Рим­ля­ныне вклю­че­на была в кон­це XIV века. В 1‑й поло­вине XII века на Руси был осу­ществ­лен пере­вод 1‑й редак­ции нестиш­но­го Про­ло­га, в кото­рой крат­кое житие свя­той при­во­дит­ся под 12 октяб­ря, а 29 октяб­ря ука­зы­ва­ет­ся толь­ко память ей.

Во 2‑й редак­ции нестиш­но­го Про­ло­га, сфор­ми­ро­вав­шей­ся на Руси к нача­лу XIII века, под 29 окт. вме­сто жития Ана­ста­сии Рим­ля­ны­ни содер­жит­ся крат­кое житие Ана­ста­сии Узо­ре­ши­тель­ни­цы, а под 30 октяб­ря поме­ще­но житие Ана­ста­сии Солун­ской, кото­рое тож­де­ствен­но по содер­жа­нию житию Рим­ля­ны­ни, за исклю­че­ни­ем ука­за­ния места кон­чи­ны муче­ни­цы. В Вели­ких Мине­ях Четьих под 29 октяб­ря кро­ме про­лож­ных житий вклю­че­но про­стран­ное житие Ана­ста­сии Рим­ля­ны­ни, оза­глав­лен­ное как “Житие Ана­ста­сии Солунской”.

На нача­ло XXI века кален­дарь гре­че­ских Церк­вей ука­зы­ва­ет память толь­ко Ана­ста­сии Рим­ля­ны­ни 29 октября/​11 нояб­ря, тогда как кален­дарь Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 30 октяб­ря отме­ча­ет так­же память Ана­ста­сии Солунской.

Тро­парь, глас 4

А́гница Твоя́, Иису́се, Анастаси́я, /​зове́т ве́лиим гла́сом: /​Тебе́, Жени­ше́ мой, люб­лю́ /​и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую, /​и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Тво­е­му́, /​и страж­ду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́, /​и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю; /​но, я́ко же́ртву непоро́чную, при­и­ми́ мя с любо́вию, поже́ршуюся Тебе́. /​Тоя́ моли́твами /​/​я́ко Ми́лостив спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 3

Де́вства вода́ми очище́нна, преподо́бная, /​му́ченичества кро­вь­ми́, Анастаси́е, венча́вшися, /​подае́ши су́щим в ну́ждах неду́гов исцеле́ние и спасе́ние, приступа́ющим от се́рдца, /​кре́пость бо тебе́ подае́т Христо́с, /​/​источа́я благода́ть приснотеку́щую.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​страстоте́рпице свята́я Анастаси́е, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши за нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва пре­по­доб­но­му­че­ни­це Ана­ста­сии Рим­ля­ны­ни 

Де́вственниц похва­ло́ и му́чениц сла́во, Анастаси́е преподо́бная! К тебе́ во умиле́нии серде́ц на́ших припа́даем и тво­е­го́ заступле́ния у Го́спода о нас мо́лим. А́ще бо чисто­те́ твое́й не поревнова́хом и безбоя́зненнаго испове́дания тво­е­го́ не приобщи́хомся, па́че же мно́гими прегреше́ньми и лю́тыми паде́ньми и отсту́пствы гнев Бо́жий привлеко́хом, но не хо́щем во гресе́х на́ших умре́ти и, на твоя́ му́жеския по́двиги взира́юще, па́ки на одоле́ние страсте́й на́ших ополча́емся. Сие́ же ве́дуще, я́ко кро­ме́ благода́тныя по́мощи ничто́ же благо́е сотвори́ти возмо́жем, ту́ю нам от Го́спода пода́ти тебе́ про́сим. Ты бо, преподобному́ченице пресла́вная, ве́лие ко Влады́це дерзнове́ние стяжа́ла еси́, я́ко просла́вившая Его́ в чи́стой души́ твое́й и в теле­си́ твое́м страда́льчестем, зане́ вся прельще́ния и преще́ния мучи́теля презре́вши, искорене́ние же зубо́в и ногте́й истерза́ние, и сосце́в и рук и ног отсече́ние сла́дце претерпе́вши, дерзнове́нно вопия́ла еси́: “Христо́с есть бога́тство мое́ и похва­ла́”. Те́мже от того́ бога́тств и на́шей нище­те́ духо́вная пода́ждь дарова́ния и от безме́рных прегреше́ний живо́т наш соблю­ди́, мир и безмяте́жие нам испро­си́, от нуж­ды́ и уны́ния нас предста́тельством твои́м огра­ди́, друг ко дру́гу нас в послуша́нии и братолю́бии наста́ви и ко Го́споду о́чи серде́ц на́ших все­гда́ воз­во­ди́, во е́же при́сно сла́вити нам Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву, и твое́ те́плое предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Авра­мия затв. и блж. Марии, пле­мян­ни­цы его (ок. 360). Прп. Авра­мия, архим. Ростов­ско­го (1073 – 1077). Прп. Авра­мия, затв. Печер­ско­го, в Ближ. пещ. (XII – XIII) Прп. Фео­до­сия Сий­ско­го (1687). Мчч. Клав­дия, Асте­рия, Нео­на и Фео­нил­лы (285). Прп. Анны (826). Сщмч. Нико­лая Про­ба­то­ва пре­св. и с ним мчч. Агло­ма­зов­ских: Кос­мы, Вик­то­ра Крас­но­ва, Нау­ма, Филип­па, Иоан­на, Пав­ла, Андрея, Пав­ла, Васи­лия, Алек­сия, Иоан­на и мц. Ага­фии (1918). Сщмч. Иоан­на Рудин­ско­го пре­св. (1930) Сщмч. Евге­ния Иваш­ко пре­св. (1937) Мц. Ана­ста­сии Лебе­де­вой (после 1937). Сщмч. Лео­ни­да Мура­вье­ва пре­св. (1941).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму