11 фев­ра­ля. Свя­ти­те­ли Гера­сим, Пити­рим, Иона, епи­ско­пы Вели­ко­перм­ские, Устьвымские
Подоб­но тому, как Пра­во­слав­ная Гре­че­ская Цер­ковь уста­но­ви­ла сово­куп­ное тор­же­ство трем вели­ким свя­ти­те­лям: Васи­лию Вели­ко­му, Гри­го­рию Бого­сло­ву и Иоан­ну Зла­то­усту, хотя они жили и не в одно вре­мя и скон­ча­лись в раз­ных местах, — так и древ­няя Перм­ская Цер­ковь,…

Подоб­но тому, как Пра­во­слав­ная Гре­че­ская Цер­ковь уста­но­ви­ла сово­куп­ное тор­же­ство трем вели­ким свя­ти­те­лям: Васи­лию Вели­ко­му, Гри­го­рию Бого­сло­ву и Иоан­ну Зла­то­усту, хотя они жили и не в одно вре­мя и скон­ча­лись в раз­ных местах, — так и древ­няя Перм­ская Цер­ковь, под­ра­жая Гре­че­ской и цар­ству­ю­ще­му гра­ду Москве, издав­на уста­но­вив­шей одно­вре­мен­ное празд­не­ство трем свя­ти­те­лям 11 фев­ра­ля, нака­нуне празд­ни­ка свя­ти­те­лей все­лен­ских вспо­ми­на­ет и про­слав­ля­ет подви­ги трех сво­их архи­пас­ты­рей — Гера­си­ма, Пити­ри­ма и Ионы. Эти три епи­ско­па пре­ем­ствен­но про­дол­жа­ли апо­столь­ские тру­ды вели­ко­го про­све­ти­те­ля Пер­ми — свя­то­го Сте­фа­на, и свя­тые мощи их поко­ят­ся под одной ракой в быв­шем их кафед­раль­ном собо­ре в Усть-Выми.

День празд­ну­е­мой общей их памя­ти — 11 фев­ра­ля, уста­нов­лен по собор­но­му опре­де­ле­нию свя­то­го пат­ри­ар­ха Гер­мо­ге­на и пове­ле­нию царя Васи­лия Иоан­но­ви­ча Шуйского.

Свя­той Гера­сим – тре­тий епи­скоп зырян­ско­го наро­да, достой­ный после­до­ва­тель свя­ти­те­ля Сте­фа­на, про­све­ти­те­ля Перм­ско­го. На Перм­скую кафед­ру воз­ве­ден после 1416 года, когда толь­ко часть зырян была обра­ще­на в хри­сти­ан­ство. С вели­кой рев­но­стью он забо­тил­ся о сво­ей пастве, стра­дав­шей от непре­стан­ных набе­гов нов­го­род­цев и языч­ни­ков-вогу­лов. Он без­бо­яз­нен­но вхо­дил в ста­ны вогу­лов, убеж­дая их пре­кра­тить гра­бить без­за­щит­ных пер­мя­ков-хри­сти­ан. Во вре­мя одной из таких поез­док скон­чал­ся муче­ни­че­ской смер­тью – был убит (по пре­да­нию – заду­шен омо­фо­ром) сво­им слу­гой-вогу­лом в 1441 году. Погре­бен был в Бла­го­ве­щен­ской церк­ви села Усть-Вымь, неда­ле­ко от горо­да Ярен­ска, на реке Выче­где (память 24 января).

Пре­ем­ни­ком свя­ти­те­ля Гера­си­ма был уче­ный архи­манд­рит Пити­рим. И в его вре­мя вогу­лы не пере­ста­ва­ли напа­дать на мир­ных зырян, насе­ляв­ших Перм­скую стра­ну. Епи­скоп Пити­рим, так же как и его пред­ше­ствен­ни­ки, стал заступ­ни­ком сво­их пасо­мых. В 1447 году он в Москве лич­но про­сил вели­ко­го кня­зя об ока­за­нии помо­щи зыря­нам. Свя­ти­тель часто посе­щал свою паст­ву, рас­се­ян­ную на огром­ной тер­ри­то­рии, настав­ляя ее Сло­вом Божи­им и при­хо­дя на помощь в ее бед­стви­ях. Для про­све­ще­ния языч­ни­ков-вогу­лов он пред­при­ни­мал дале­кие путе­ше­ствия, во вре­мя кото­рых жизнь его неред­ко под­вер­га­лась опас­но­стям, так как ему при­хо­ди­лось тер­петь все­воз­мож­ные лише­ния. Но свя­ти­тель не жалел сво­их сил, про­све­щая людей и поучая в домах, хра­мах, на откры­тых местах.

Сво­ей про­по­ве­дью он обра­тил в хри­сти­ан­ство мно­гих вогу­лов, жив­ших по при­то­кам реки Печо­ры. Этим он воз­бу­дил страш­ный гнев пред­во­ди­те­ля вогу­лов – Асы­ки, кото­рый убил свя­ти­те­ля на поле во вре­мя совер­ше­ния им молеб­ствия. Про­изо­шло это неда­ле­ко от Усть-Выми 19 авгу­ста 1455 года. Свя­ти­тель Пити­рим соста­вил житие свя­ти­те­ля Алек­сия и канон на обре­те­ние мощей его.

После свя­ти­те­ля Пити­ри­ма на Перм­скую кафед­ру всту­пил епи­скоп Иона. Он обра­тил в хри­сти­ан­ство осталь­ную часть Вели­кой Пер­ми, то есть язы­че­ские пле­ме­на, жив­шие по рекам Више­ре, Каме, Чусо­вой и дру­гим. Его ста­ра­ни­я­ми были истреб­ле­ны идо­лы и на их местах соору­же­ны хра­мы, при кото­рых свя­ти­тель откры­вал учи­ли­ща. К ново­об­ра­щен­ным из Усть-Выми были пере­ве­де­ны опыт­ные пас­ты­ри, кото­рые про­по­ве­до­ва­ли и пре­по­да­ва­ли в этих училищах.

Пре­ста­вил­ся свя­ти­тель Иона 6 июня 1470 года.

Мощи его почи­ва­ют вме­сте с моща­ми свя­ти­те­лей Гера­си­ма и Пити­ри­ма в Бла­го­ве­щен­ском хра­ме в Усть-Выми (в Воло­год­ской области).

Общая память свя­ти­те­лей явля­ет­ся при­зна­ни­ем их апо­столь­ской дея­тель­но­сти в восточ­ных пре­де­лах России.

Тро­парь, глас 4

Первопресто́льницы Пе́рмстии /​и и́стиннии храни́телие апо́стольских преда́ний, /​стол­пи́ непоколеби́мии, /​благоче́стия учи́телие, Пе́рмстии наста́вницы, /​Гера́симе, Питири́ме и Ио́но, /​Влады́ку всех моли́те мир вселе́нней дарова́ти /​/​и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4

Во святи́телех благоче́стно пожи́вше /​и Пе́рмския лю́ди к Богоразу́мию наста́вивше, /​до́бре Бо́гу угоди́сте. /​Сего́ ра́ди Устьвы́мь и зем­ля́ Зыря́нская хва́лятся, /​име́юще мо́щи ва́ша /​я́ко исто́чник исцеле́ний /​всем, с ве́рою притека́ющим к вам, /​вы бо чуде­сы́ просла́вистеся, /​/​я́ко уче­ни­цы́ Бо́жия благода́ти.

Вели­ча­ние

Велича́ем вас, /​святи́телие Христо́вы Гера́симе, Питири́ме и Ио́но, /​и чтим святу́ю па́мять ва́шу, /​вы бо мо́лите о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лям Гера­си­му, Пити­ри­му, Ионе, епи­ско­пам Великопермским

О святи́телие Христо́вы, Гера́симе, Питири́ме и Ио́но! К вам я́ко ча́до ко отце́м, в смире́нии се́рдца с ве́рою и любо́вию вси притека́ем и умиле́нно мо́лимся: предста́тельством ва́шим со равноапо́стольным Стефа́ном испроси́те у Го́спода нам покая́ние и проще́ние всех во́льных и нево́льных согреше́ний на́ших, да, преуспева́юще в и́стинней ве́ре и благоче́стии, яви́мся досто́йни ми́лости Его́ неизрече́нныя. Бу́дите, святи́телие Христо́вы, те́плии о нас пред Бо́гом засту́пницы, да умири́т и укрепи́т Госпо́дь Святу́ю Це́рковь Свою́, да просвети́т лю́ди, седя́­щия во тьме и се́ни сме́ртней. Огражда́йте хода́тайствы ва́­шими зе́млю Росси́йскую, да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м в ве́це сем, христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шнем суде́ Бо́жи­ем полу́чим и насле́дницы бу́дем Небе́снаго Его́ Ца́рствия во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пере­не­се­ние мощей сщмч. Игна́тия Бого­нос­ца, епи­ско­па (107). Св. Вар­си­мея, еп. Едес­ско­го (II). Мчч. Рома­на, Иако­ва, Фило­фея, Ипе­ри­хия, Ави­ва, Иули­а­на и Пари­го­рия, Само­сат­ских (297); Силь­ва­на еп., Луки диак. и Мок­ия чте­ца, Эмес­ских (312). Прп. Афра­ата Пер­сид­ско­го (370). Прп. Лав­рен­тия, затвор­ни­ка Печер­ско­го, еп. Туров­ско­го, в Ближ­них пеще­рах (1194). Свт. Игна­тия, епи­ско­па Смо­лен­ско­го (1210). Мч. Димит­рия Хиос­ско­го (1802). Свя­то­го Фафу­и­ла. Сщмчч. Иоан­на (Гра­ни­то­ва) и Леон­тия (Кли­мен­ко) пре­сви­те­ров, Кон­стан­ти­на (Зве­ре­ва) диа­ко­на и с ними 5 мчч. Алма-Атин­ских (1920).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму