Подобно тому, как Православная Греческая Церковь установила совокупное торжество трем великим святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, хотя они жили и не в одно время и скончались в разных местах, — так и древняя Пермская Церковь, подражая Греческой и царствующему граду Москве, издавна установившей одновременное празднество трем святителям 11 февраля, накануне праздника святителей вселенских вспоминает и прославляет подвиги трех своих архипастырей — Герасима, Питирима и Ионы. Эти три епископа преемственно продолжали апостольские труды великого просветителя Перми — святого Стефана, и святые мощи их покоятся под одной ракой в бывшем их кафедральном соборе в Усть-Выми.
День празднуемой общей их памяти — 11 февраля, установлен по соборному определению святого патриарха Гермогена и повелению царя Василия Иоанновича Шуйского.
Святой Герасим – третий епископ зырянского народа, достойный последователь святителя Стефана, просветителя Пермского. На Пермскую кафедру возведен после 1416 года, когда только часть зырян была обращена в христианство. С великой ревностью он заботился о своей пастве, страдавшей от непрестанных набегов новгородцев и язычников-вогулов. Он безбоязненно входил в станы вогулов, убеждая их прекратить грабить беззащитных пермяков-христиан. Во время одной из таких поездок скончался мученической смертью – был убит (по преданию – задушен омофором) своим слугой-вогулом в 1441 году. Погребен был в Благовещенской церкви села Усть-Вымь, недалеко от города Яренска, на реке Вычегде (память 24 января).
Преемником святителя Герасима был ученый архимандрит Питирим. И в его время вогулы не переставали нападать на мирных зырян, населявших Пермскую страну. Епископ Питирим, так же как и его предшественники, стал заступником своих пасомых. В 1447 году он в Москве лично просил великого князя об оказании помощи зырянам. Святитель часто посещал свою паству, рассеянную на огромной территории, наставляя ее Словом Божиим и приходя на помощь в ее бедствиях. Для просвещения язычников-вогулов он предпринимал далекие путешествия, во время которых жизнь его нередко подвергалась опасностям, так как ему приходилось терпеть всевозможные лишения. Но святитель не жалел своих сил, просвещая людей и поучая в домах, храмах, на открытых местах.
Своей проповедью он обратил в христианство многих вогулов, живших по притокам реки Печоры. Этим он возбудил страшный гнев предводителя вогулов – Асыки, который убил святителя на поле во время совершения им молебствия. Произошло это недалеко от Усть-Выми 19 августа 1455 года. Святитель Питирим составил житие святителя Алексия и канон на обретение мощей его.
После святителя Питирима на Пермскую кафедру вступил епископ Иона. Он обратил в христианство остальную часть Великой Перми, то есть языческие племена, жившие по рекам Вишере, Каме, Чусовой и другим. Его стараниями были истреблены идолы и на их местах сооружены храмы, при которых святитель открывал училища. К новообращенным из Усть-Выми были переведены опытные пастыри, которые проповедовали и преподавали в этих училищах.
Преставился святитель Иона 6 июня 1470 года.
Мощи его почивают вместе с мощами святителей Герасима и Питирима в Благовещенском храме в Усть-Выми (в Вологодской области).
Общая память святителей является признанием их апостольской деятельности в восточных пределах России.
Тропарь, глас 4
Первопресто́льницы Пе́рмстии /и и́стиннии храни́телие апо́стольских преда́ний, /столпи́ непоколеби́мии, /благоче́стия учи́телие, Пе́рмстии наста́вницы, /Гера́симе, Питири́ме и Ио́но, /Влады́ку всех моли́те мир вселе́нней дарова́ти //и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 4
Во святи́телех благоче́стно пожи́вше /и Пе́рмския лю́ди к Богоразу́мию наста́вивше, /до́бре Бо́гу угоди́сте. /Сего́ ра́ди Устьвы́мь и земля́ Зыря́нская хва́лятся, /име́юще мо́щи ва́ша /я́ко исто́чник исцеле́ний /всем, с ве́рою притека́ющим к вам, /вы бо чудесы́ просла́вистеся, //я́ко ученицы́ Бо́жия благода́ти.
Величание
Велича́ем вас, /святи́телие Христо́вы Гера́симе, Питири́ме и Ио́но, /и чтим святу́ю па́мять ва́шу, /вы бо мо́лите о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва святителям Герасиму, Питириму, Ионе, епископам Великопермским
О святи́телие Христо́вы, Гера́симе, Питири́ме и Ио́но! К вам я́ко ча́до ко отце́м, в смире́нии се́рдца с ве́рою и любо́вию вси притека́ем и умиле́нно мо́лимся: предста́тельством ва́шим со равноапо́стольным Стефа́ном испроси́те у Го́спода нам покая́ние и проще́ние всех во́льных и нево́льных согреше́ний на́ших, да, преуспева́юще в и́стинней ве́ре и благоче́стии, яви́мся досто́йни ми́лости Его́ неизрече́нныя. Бу́дите, святи́телие Христо́вы, те́плии о нас пред Бо́гом засту́пницы, да умири́т и укрепи́т Госпо́дь Святу́ю Це́рковь Свою́, да просвети́т лю́ди, седя́щия во тьме и се́ни сме́ртней. Огражда́йте хода́тайствы ва́шими зе́млю Росси́йскую, да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м в ве́це сем, христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шнем суде́ Бо́жием полу́чим и насле́дницы бу́дем Небе́снаго Его́ Ца́рствия во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоносца, епископа (107). Св. Варсимея, еп. Едесского (II). Мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория, Самосатских (297); Сильвана еп., Луки диак. и Мокия чтеца, Эмесских (312). Прп. Афраата Персидского (370). Прп. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского, в Ближних пещерах (1194). Свт. Игнатия, епископа Смоленского (1210). Мч. Димитрия Хиосского (1802). Святого Фафуила. Сщмчч. Иоанна (Гранитова) и Леонтия (Клименко) пресвитеров, Константина (Зверева) диакона и с ними 5 мчч. Алма-Атинских (1920).