Святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый родился в 715 году в Константинополе в благочестивой христианской семье. Родители его, имея двух дочерей, молили Господа о рождении сына. Новорожденного Стефана мать принесла во Влахернский храм во имя Пресвятой Богородицы и посвятила Богу.
В то время император Лев Исавр (716 – 741) начал гонение на святые иконы и на их почитателей. Сторонники иконоборческой ереси при поддержке царя захватывали главенствующие позиции в империи и Церкви. Гонимое сильными мира сего Православие сохранялось в отдаленных от столицы монастырях, в уединенных келлиях и в сердцах мужественных и верных своих последователей. Православные родители святого Стефана, тяготясь окружающим нечестием, удалились из Константинополя в Вифинию, а своего шестнадцатилетнего сына отдали в послушание блаженному Иоанну, подвизавшемуся в уединенном месте на горе святого Авксентия. Более 15 лет пробыл святой Стефан у блаженного Иоанна, целиком предав свою волю этому духоносному старцу, обучаясь у него иноческому деланию. Здесь же Стефан получил известие о том, что умер его отец, а мать и сестры приняли монашеский постриг.
Через некоторое время скончался и наставник святого, блаженный Иоанн. С глубокой печалью Стефан предал погребению его честное тело, а сам продолжал иноческий подвиг в его пещере. Вскоре к подвижнику стали приходить иноки, желавшие учиться у него добродетельной и спасительной жизни, постепенно образовался монастырь, игуменом которого стал святой Стефан.
В сорокадвухлетнем возрасте игумен Стефан покинул созданную им обитель и ушел на другую гору, на вершине которой, в уединенной келлии, пребывал в глубоком затворе. Однако и здесь вскоре создалась община иноков, ищущих духовного наставничества святого Стефана.
Льва Исавра на императорском престоле сменил Константин Копроним (741 – 775), еще более яростный гонитель православного благочестия, еще более ревностный иконоборец. Император созвал иконоборческий собор, на котором присутствовали 358 епископов из восточных провинций. Однако, кроме архиепископа Константинопольского Константина, незаконно возведенного на церковный престол властью Копронима, ни один из патриархов не захотел участвовать в злочестивых деяниях этого собора, который тем не менее именовал себя вселенским. Собор еретиков, по предложению царя и архиепископа, объявил иконы идолами, предал анафеме всех, православно поклоняющихся им, объявил иконопочитание ересью.
Между тем, обитель святого Стефана и ее игумен стали известны в столице. Императору рассказывали о подвижнической жизни иноков, об их православном благочестии, о даре чудотворений игумена Стефана, о том, что молва о святом Стефане распространилась далеко за пределы монастыря, а имя настоятеля окружено всеобщим почетом и любовью. Императора особенно разгневало открытое поощрение иконопочитания и порицание гонителей Православия в обители святого Стефана. Архиепископ Константин понял, что в лице игумена Стефана имеет сильного и непримиримого противника его иконоборческим устремлениям, и употребил много сил, чтобы привлечь его на свою сторону или погубить.
Святого Стефана пытались переманить в стан иконоборцев, сначала лестью и подкупом, затем угрозами, но тщетно. Но святой легко опроверг все доводы еретиков и остался верен Православию.
Тогда император приказал изгнать святого на один из островов в Мраморном море. Преподобный поселился в пещере, и туда вскоре собрались его ученики. Через некоторое время святой оставил братию и принял на себя подвиг столпничества. Слава о подвижнике Стефане и чудесах, творимых по его молитвам, разносилась по всей империи и укрепляла веру и дух Православия в народе.
Император приказал перевести Стефана в темницу на остров Фарос, а затем представить его на суд.
Император, узнав, что святой и в темнице создал монастырь, где постоянно идет моление и почитаются святые иконы, послал двух своих самых любимых слуг, братьев-близнецов, чтобы они до смерти забили святого. Когда братья вошли в темницу и увидели осиянное Божественным светом лицо преподобного, они упали ему в ноги, просили прощения и его молитв, а царю сказали, что исполнили приказ. Но император узнал правду и прибегнул еще к одной лжи. Сказав своим воинам, что святой якобы хочет свергнуть его с престола, он направил их в темницу. Святой исповедник сам вышел навстречу разъяренным воинам, которые схватили его и поволокли по улицам города. Истерзанное тело мученика бросили в яму, где хоронили преступников.
На следующее утро над Авксентиевой горой появилось огненное облако, затем мгла густая опустилась на столицу и пронеслась жестокая буря, поразившая многих.
Тропарь, глас 4
По́стнически предподвиза́вся на горе́, /у́мная враго́в ополче́ния /всеору́жием Креста́ погуби́л еси́, всеблаже́нне, /па́ки же ко страда́льчеству му́жески вооружи́лся еси́, /уби́в Копрони́ма мече́м ве́ры, /и обои́х ра́ди венча́лся еси́ от Бо́га, //преподобному́чениче Стефа́не приснопа́мятне.
Кондак, глас 3
Из непло́дна, преподо́бне, ко́рене /возрасте́ ветвь /первострада́льцу тезоимени́те, /мона́хов наста́вник вели́к, о́тче, яви́лся еси́ /и, я́рости не убоя́вся царя́, /не хотя́ща Христо́в чествова́ти о́браз, /сего́ ра́ди сконча́вся, //му́ченический вене́ц прия́л еси́, Стефа́не.
Величание
Ублажа́ем тя, /преподобному́чениче Стефа́не, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /наста́вниче мона́хов //и собесе́дниче а́нгелов.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Мч. Иринарха и с ним свв. семи жен (303). Свт. Феодора, архиеп. Ростовского (1394). Сщмч. Серафима (Чичаго́ва), митр. Петроградского (1937). Прмчч. Рафаила (Тюпина) и Викентия (Никольского) Оптинских (1937). Мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII). Сщмч. Алексия Веселовского пресв. (1937) Сщмч. Алексия Смирнова пресв. (1937) Сщмч. Василия Завгороднего пресв. (1937) Мц. Анисии Маслановой (1937). Мц. Параскевы Федоровой (1938). Сщмч. Николая Крылова пресв. (1941) Присп. Сергия (Сребрянского) архим. (обрет. мощей, 2000)