11 декаб­ря. Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник и испо­вед­ник Сте­фан Новый
Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник и испо­вед­ник Сте­фан Новый родил­ся в 715 году в Кон­стан­ти­но­по­ле в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской семье. Роди­те­ли его, имея двух доче­рей, моли­ли Гос­по­да о рож­де­нии сына. Ново­рож­ден­но­го Сте­фа­на мать при­нес­ла во Вла­херн­ский храм во имя Пре­свя­той…

Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник и испо­вед­ник Сте­фан Новый родил­ся в 715 году в Кон­стан­ти­но­по­ле в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской семье. Роди­те­ли его, имея двух доче­рей, моли­ли Гос­по­да о рож­де­нии сына. Ново­рож­ден­но­го Сте­фа­на мать при­нес­ла во Вла­херн­ский храм во имя Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы и посвя­ти­ла Богу.

В то вре­мя импе­ра­тор Лев Исавр (716 – 741) начал гоне­ние на свя­тые ико­ны и на их почи­та­те­лей. Сто­рон­ни­ки ико­но­бор­че­ской ере­си при под­держ­ке царя захва­ты­ва­ли гла­вен­ству­ю­щие пози­ции в импе­рии и Церк­ви. Гони­мое силь­ны­ми мира сего Пра­во­сла­вие сохра­ня­лось в отда­лен­ных от сто­ли­цы мона­сты­рях, в уеди­нен­ных кел­ли­ях и в серд­цах муже­ствен­ных и вер­ных сво­их после­до­ва­те­лей. Пра­во­слав­ные роди­те­ли свя­то­го Сте­фа­на, тяго­тясь окру­жа­ю­щим нече­сти­ем, уда­ли­лись из Кон­стан­ти­но­по­ля в Вифи­нию, а сво­е­го шест­на­дца­ти­лет­не­го сына отда­ли в послу­ша­ние бла­жен­но­му Иоан­ну, под­ви­зав­ше­му­ся в уеди­нен­ном месте на горе свя­то­го Авк­сен­тия. Более 15 лет про­был свя­той Сте­фан у бла­жен­но­го Иоан­на, цели­ком пре­дав свою волю это­му духо­нос­но­му стар­цу, обу­ча­ясь у него ино­че­ско­му дела­нию. Здесь же Сте­фан полу­чил изве­стие о том, что умер его отец, а мать и сест­ры при­ня­ли мона­ше­ский постриг.

Через неко­то­рое вре­мя скон­чал­ся и настав­ник свя­то­го, бла­жен­ный Иоанн. С глу­бо­кой печа­лью Сте­фан пре­дал погре­бе­нию его чест­ное тело, а сам про­дол­жал ино­че­ский подвиг в его пеще­ре. Вско­ре к подвиж­ни­ку ста­ли при­хо­дить ино­ки, желав­шие учить­ся у него доб­ро­де­тель­ной и спа­си­тель­ной жиз­ни, посте­пен­но обра­зо­вал­ся мона­стырь, игу­ме­ном кото­ро­го стал свя­той Стефан.

В соро­ка­двух­лет­нем воз­расте игу­мен Сте­фан поки­нул создан­ную им оби­тель и ушел на дру­гую гору, на вер­шине кото­рой, в уеди­нен­ной кел­лии, пре­бы­вал в глу­бо­ком затво­ре. Одна­ко и здесь вско­ре созда­лась общи­на ино­ков, ищу­щих духов­но­го настав­ни­че­ства свя­то­го Стефана.

Льва Исав­ра на импе­ра­тор­ском пре­сто­ле сме­нил Кон­стан­тин Копро­ним (741 – 775), еще более ярост­ный гони­тель пра­во­слав­но­го бла­го­че­стия, еще более рев­ност­ный ико­но­бо­рец. Импе­ра­тор созвал ико­но­бор­че­ский собор, на кото­ром при­сут­ство­ва­ли 358 епи­ско­пов из восточ­ных про­вин­ций. Одна­ко, кро­ме архи­епи­ско­па Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Кон­стан­ти­на, неза­кон­но воз­ве­ден­но­го на цер­ков­ный пре­стол вла­стью Копро­ни­ма, ни один из пат­ри­ар­хов не захо­тел участ­во­вать в зло­че­сти­вых дея­ни­ях это­го собо­ра, кото­рый тем не менее име­но­вал себя все­лен­ским. Собор ере­ти­ков, по пред­ло­же­нию царя и архи­епи­ско­па, объ­явил ико­ны идо­ла­ми, пре­дал ана­фе­ме всех, пра­во­слав­но покло­ня­ю­щих­ся им, объ­явил ико­но­по­чи­та­ние ересью.

Меж­ду тем, оби­тель свя­то­го Сте­фа­на и ее игу­мен ста­ли извест­ны в сто­ли­це. Импе­ра­то­ру рас­ска­зы­ва­ли о подвиж­ни­че­ской жиз­ни ино­ков, об их пра­во­слав­ном бла­го­че­стии, о даре чудо­тво­ре­ний игу­ме­на Сте­фа­на, о том, что мол­ва о свя­том Сте­фане рас­про­стра­ни­лась дале­ко за пре­де­лы мона­сты­ря, а имя насто­я­те­ля окру­же­но все­об­щим поче­том и любо­вью. Импе­ра­то­ра осо­бен­но раз­гне­ва­ло откры­тое поощ­ре­ние ико­но­по­чи­та­ния и пори­ца­ние гони­те­лей Пра­во­сла­вия в оби­те­ли свя­то­го Сте­фа­на. Архи­епи­скоп Кон­стан­тин понял, что в лице игу­ме­на Сте­фа­на име­ет силь­но­го и непри­ми­ри­мо­го про­тив­ни­ка его ико­но­бор­че­ским устрем­ле­ни­ям, и упо­тре­бил мно­го сил, что­бы при­влечь его на свою сто­ро­ну или погубить.

Свя­то­го Сте­фа­на пыта­лись пере­ма­нить в стан ико­но­бор­цев, сна­ча­ла лестью и под­ку­пом, затем угро­за­ми, но тщет­но. Но свя­той лег­ко опро­верг все дово­ды ере­ти­ков и остал­ся верен Православию.

Тогда импе­ра­тор при­ка­зал изгнать свя­то­го на один из ост­ро­вов в Мра­мор­ном море. Пре­по­доб­ный посе­лил­ся в пеще­ре, и туда вско­ре собра­лись его уче­ни­ки. Через неко­то­рое вре­мя свя­той оста­вил бра­тию и при­нял на себя подвиг столп­ни­че­ства. Сла­ва о подвиж­ни­ке Сте­фане и чуде­сах, тво­ри­мых по его молит­вам, раз­но­си­лась по всей импе­рии и укреп­ля­ла веру и дух Пра­во­сла­вия в народе.

Импе­ра­тор при­ка­зал пере­ве­сти Сте­фа­на в тем­ни­цу на ост­ров Фарос, а затем пред­ста­вить его на суд.

Импе­ра­тор, узнав, что свя­той и в тем­ни­це создал мона­стырь, где посто­ян­но идет моле­ние и почи­та­ют­ся свя­тые ико­ны, послал двух сво­их самых люби­мых слуг, бра­тьев-близ­не­цов, что­бы они до смер­ти заби­ли свя­то­го. Когда бра­тья вошли в тем­ни­цу и уви­де­ли оси­ян­ное Боже­ствен­ным све­том лицо пре­по­доб­но­го, они упа­ли ему в ноги, про­си­ли про­ще­ния и его молитв, а царю ска­за­ли, что испол­ни­ли при­каз. Но импе­ра­тор узнал прав­ду и при­бег­нул еще к одной лжи. Ска­зав сво­им вои­нам, что свя­той яко­бы хочет сверг­нуть его с пре­сто­ла, он напра­вил их в тем­ни­цу. Свя­той испо­вед­ник сам вышел навстре­чу разъ­ярен­ным вои­нам, кото­рые схва­ти­ли его и пово­лок­ли по ули­цам горо­да. Истер­зан­ное тело муче­ни­ка бро­си­ли в яму, где хоро­ни­ли преступников.

На сле­ду­ю­щее утро над Авк­сен­ти­е­вой горой появи­лось огнен­ное обла­ко, затем мгла густая опу­сти­лась на сто­ли­цу и про­нес­лась жесто­кая буря, пора­зив­шая многих.

Тро­парь, глас 4

По́стнически предподвиза́вся на горе́, /​у́мная враго́в ополче́ния /​всеору́жием Кре­ста́ погуби́л еси́, всеблаже́нне, /​па́ки же ко страда́льчеству му́жески вооружи́лся еси́, /​уби́в Копрони́ма мече́м ве́ры, /​и обои́х ра́ди венча́лся еси́ от Бо́га, /​/​преподобному́чениче Стефа́не приснопа́мятне.

Кондак, глас 3

Из непло́дна, преподо́бне, ко́рене /​воз­расте́ ветвь /​первострада́льцу тезоимени́те, /​мона́хов наста́вник вели́к, о́тче, яви́лся еси́ /​и, я́рости не убоя́вся царя́, /​не хотя́ща Христо́в чествова́ти о́браз, /​сего́ ра́ди сконча́вся, /​/​му́ченический вене́ц прия́л еси́, Стефа́не.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподобному́чениче Стефа́не, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Ири­нар­ха и с ним свв. семи жен (303). Свт. Фео­до­ра, архи­еп. Ростов­ско­го (1394). Сщмч. Сера­фи­ма (Чичаго́ва), митр. Пет­ро­град­ско­го (1937). Прмчч. Рафа­и­ла (Тюпи­на) и Викен­тия (Николь­ско­го) Оптин­ских (1937). Мчч. Сте­фа­на, Васи­лия, Гри­го­рия, дру­го­го Гри­го­рия, Иоан­на и иных мно­гих (VIII). Сщмч. Алек­сия Весе­лов­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сия Смир­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Зав­го­род­не­го пре­св. (1937) Мц. Ани­сии Мас­ла­но­вой (1937). Мц. Парас­ке­вы Федо­ро­вой (1938). Сщмч. Нико­лая Кры­ло­ва пре­св. (1941) При­сп. Сер­гия (Среб­рян­ско­го) архим. (обрет. мощей, 2000)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму