10 янва­ря. Муче­ни­ков 20 тысяч, в Нико­ми­дии сожженых
В нача­ле IV века импе­ра­тор Мак­си­ми­ан (284 – 305) при­ка­зал раз­ру­шать хри­сти­ан­ские хра­мы, сжи­гать Бого­слу­жеб­ные кни­ги и лишать всех хри­сти­ан граж­дан­ских прав и долж­но­стей. В это вре­мя епи­ско­пом горо­да Нико­ми­дии был свя­той Кирилл, кото­рый про­по­ве­дью и жиз­нью спо­соб­ство­вал…

В нача­ле IV века импе­ра­тор Мак­си­ми­ан (284 – 305) при­ка­зал раз­ру­шать хри­сти­ан­ские хра­мы, сжи­гать Бого­слу­жеб­ные кни­ги и лишать всех хри­сти­ан граж­дан­ских прав и долж­но­стей. В это вре­мя епи­ско­пом горо­да Нико­ми­дии был свя­той Кирилл, кото­рый про­по­ве­дью и жиз­нью спо­соб­ство­вал рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ской веры, так что мно­гие из санов­ни­ков импе­ра­то­ра были тай­ны­ми христианами.

Во двор­це импе­ра­то­ра жила язы­че­ская жри­ца Дом­на. В отсут­ствие Мак­си­ми­а­на она про­чла Дея­ния апо­сто­лов и Посла­ния апо­сто­ла Пав­ла. Серд­це ее заго­ре­лось жела­ни­ем позна­ко­мить­ся с хри­сти­ан­ским уче­ни­ем. При содей­ствии неко­ей юной хри­сти­ан­ки Дом­на тай­но при­шла к епи­ско­пу Кирил­лу в сопро­вож­де­нии вер­но­го слу­ги, евну­ха Инди­са. Свя­той Кирилл огла­сил их, а затем оба при­ня­ли свя­тое Кре­ще­ние. Дом­на ста­ла помо­гать бед­ным: она раз­да­ла свои дра­го­цен­но­сти при помо­щи Инди­са, раз­да­ва­ла она и пищу с цар­ской тра­пезы. Узнав о необыч­ном обра­зе жиз­ни Дом­ны и Инди­са, началь­ник евну­хов, веда­ю­щий цар­ским сто­лом, зато­чил обо­их и морил их голо­дом, но они полу­ча­ли под­креп­ле­ние от Анге­лов и не постра­да­ли. Что­бы боль­ше не жить вме­сте с языч­ни­ка­ми, свя­тая Дом­на при­тво­ри­лась безум­ной. Тогда ее и Инди­са уда­ли­ли из двор­ца, и она посе­ли­лась в деви­чьем мона­сты­ре у игу­ме­нии Ага­фии. Вско­ре игу­ме­нья оде­ла ее в муж­скую одеж­ду, остриг­ла ей воло­сы и отпу­сти­ла из монастыря.

Тем вре­ме­нем импе­ра­тор вер­нул­ся и при­ка­зал повсю­ду разыс­ки­вать быв­шую жри­цу Домну. Сна­ря­жен­ные для это­го вои­ны достиг­ли оби­те­ли и разо­ри­ли ее. Сест­ры были бро­ше­ны в тем­ни­цы, пре­да­ны на муче­ния и пору­га­ние, но ни одна из них не под­верг­лась осквер­не­нию. Отдан­ная в пуб­лич­ный дом, свя­тая Фео­фи­ла помо­щью Анге­ла Гос­под­ня и там сохра­ни­ла дев­ство: Ангел вывел ее из блу­ди­ли­ща. Одна­жды импе­ра­тор устро­ил на город­ской пло­ща­ди жерт­во­при­но­ше­ние язы­че­ским богам. Когда нача­лось окроп­ле­ние тол­пы кро­вью жерт­вен­ных живот­ных, хри­сти­ане ста­ли ухо­дить с пло­ща­ди. Видя это, импе­ра­тор раз­гне­вал­ся, но не дал воли сво­им чув­ствам, ибо вне­зап­но поко­ле­ба­лась зем­ля. Через неко­то­рое вре­мя Мак­си­ми­ан вошел в цер­ковь и при­ка­зал отречь­ся от Хри­ста; за отказ он обе­щал сжечь цер­ковь и умерт­вить хри­сти­ан. Хри­сти­ан­ский пре­сви­тер Гли­ке­рий отве­тил ему, что хри­сти­ане нико­гда не отре­кут­ся от сво­ей веры, какие бы муче­ния им ни гро­зи­ли. Сдер­жи­вая гнев, царь вышел из церк­ви, а через неко­то­рое вре­мя велел при­ве­сти пре­сви­те­ра Гли­ке­рия на суд. Пала­чи истя­за­ли муче­ни­ка, кото­рый не пере­ста­вал молить­ся и при­зы­вать Имя Гос­по­да. Будучи не в силах скло­нить свя­то­го Гли­ке­рия к отре­че­нию, Мак­си­ми­ан при­ка­зал его сжечь.

В празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва 302 года, когда в Нико­ми­дий­ской собор­ной церк­ви собра­лось око­ло 20 000 хри­сти­ан, импе­ра­тор послал в храм гла­ша­тая, кото­рый пере­дал его пове­ле­ние всем хри­сти­а­нам вый­ти из церк­ви и при­не­сти жерт­ву идо­лам, в про­тив­ном слу­чае он угро­жал сжечь храм вме­сте с моля­щи­ми­ся. Одна­ко все при­сут­ство­вав­шие покло­нить­ся идо­лам отка­за­лись. Пока мучи­те­ли гото­ви­лись под­жечь цер­ковь, совер­шав­ший Бого­слу­же­ние епи­скоп Анфим (память 3 сен­тяб­ря) кре­стил всех огла­шен­ных и всех при­ча­стил Свя­тых Таин. Все 20 000 моля­щих­ся скон­ча­лись в огне. Сре­ди них нахо­ди­лись игу­ме­нья Ага­фия и чудом спас­ша­я­ся из при­то­на свя­тая Фео­фи­ла. Епи­ско­пу Анфи­му уда­лось скрыться.

Мак­си­ми­ан счи­тал, что он уни­что­жил всех хри­сти­ан Нико­ми­дии, но вско­ре узнал, что их еще мно­го, что все они по-преж­не­му испо­ве­ду­ют свою веру и гото­вы уме­реть за Хри­ста. Импе­ра­тор заду­мал с ними рас­пра­вить­ся. По его при­ка­зу схва­ти­ли пол­ко­вод­ца Зино­на, все­на­род­но обли­чив­ше­го царя за нече­стие и жесто­кость. Зинон был жесто­ко избит и, нако­нец, обез­глав­лен. Заклю­чи­ли в тем­ни­цу евну­ха Инди­са, идоль­ско­го жре­ца, за отказ участ­во­вать в язы­че­ском празднестве.

Меж­ду тем свя­тая Дом­на укры­ва­лась в пеще­ре и пита­лась рас­те­ни­я­ми. Гоне­ние на хри­сти­ан про­дол­жа­лось. Были бро­ше­ны в тем­ни­цу намест­ник Ита­лии Доро­фей, Мар­до­ний, Мигдо­ний диа­кон и несколь­ко санов­ни­ков. Епи­скоп Анфим укреп­лял их, посы­лая к ним посла­ния. Одно из посла­ний было пере­хва­че­но у диа­ко­на Фео­фи­ла. Домо­га­ясь узнать о епи­ско­пе, его под­верг­ли пыт­кам, но свя­той муче­ник выдер­жал все муки, не открыв ниче­го. Тогда вме­сте с ним каз­ни­ли и тех, к кому обра­щал­ся епи­скоп в послании.

Когда свя­тая Дом­на вер­ну­лась в город, она дол­го пла­ка­ла на пожа­ри­ще, сожа­лея, что не спо­до­би­лась уме­реть со сво­и­ми сест­ра­ми. Затем она пошла на берег моря. В это вре­мя рыба­ки вытя­ну­ли сетя­ми из воды тела муче­ни­ков Инди­са, Гор­го­ния и Пет­ра. Все еще оде­тая в муж­скую одеж­ду, свя­тая Дом­на помо­га­ла рыба­кам тащить сети, и они оста­ви­ли ей тела муче­ни­ков. С бла­го­го­ве­ни­ем гля­де­ла она на свя­тые остан­ки; осо­бен­но ее радо­ва­ло, что она уви­де­ла тело сво­е­го духов­но­го дру­га – муче­ни­ка Инди­са. И после погре­бе­ния она не отхо­ди­ла от доро­гих ее серд­цу могил, еже­днев­но совер­шая перед ними каж­де­ние. Когда импе­ра­то­ру рас­ска­за­ли о неиз­вест­ном юно­ше, кото­рый воз­да­ет поче­сти моги­лам каз­нен­ных хри­сти­ан, тот при­ка­зал отру­бить это­му юно­ше голо­ву. Вме­сте с Дом­ной был каз­нен и свя­той муче­ник Евфимий.

Тро­парь, глас 2

Страстоте́рпцы Госпо́дни, /​блаже́нна зем­ля́, напи́вшаяся кро­вь­ми́ ва́шими, /​и свя́та селе́ния, прии́мшая теле­са́ ва́ша: /​в по́двизе бо вра­га́ победи́сте /​и Хри­ста́ со дерзнове́нием пропове́дасте. /​Того́, я́ко Бла­га, моли́те, /​/​спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Тве́рди душе́ю по ве́ре, святи́и, /​огне́м страда́ние прие́мше, две тьме страда́лец, /​вопию́ще Ро́ждшемуся от Де́вы: /​при­и­ми́ всесожже́ния на́ша за Тя, /​я́коже да́ры пе́рсских царе́й, зла́то, и сми́рну, и лива́н, /​/​Преве́чный Бо́же.

Вели­ча­ние

Велича́ем вас, /​страстоте́рпцы святи́и, /​и чтим честна́я страда́ния ва́ша, /​я́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́ли есте́.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Рож­де­ства Хри­сто­ва. Ап. от 70 Ника­но­ра (34). Прп. Игна­тия Лом­ско­го, Яро­слав­ско­го (1591). Прп. Кор­ни­лия Кры­пец­ко­го (1903). Сщмч. Нико­ди­ма, еп. Бел­го­род­ско­го (1918). Сщмч. Арка­дия Решет­ни­ко­ва диак. (1918). Сщмч. Алек­сандра Дага­е­ва пре­св. (1920.) Сщмч. Фео­к­ти­ста Хопер­с­ко­ва пре­св. (1937). Сщмч. Лео­ни­да Вик­то­ро­ва пре­св. (1937). Сщмч. Нико­лая Роди­мо­ва пре­св. (1937). Сщмч. Аре­фы Насо­но­ва пре­св. (1937). Сщмч. Алек­сандра Цице­ро­но­ва пре­св. (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму