10 сен­тяб­ря. Пре­по­доб­ный Сав­ва Кры­пец­кий, Псковский
Пре­по­доб­ный Сав­ва Кры­пец­кий был постри­жен на Афоне, отку­да при­был в Псков. Он начал под­ви­зать­ся на Снет­ной горе в Бого­ро­дич­ной оби­те­ли, близ Пско­ва, затем пере­шел в более уеди­нен­ное место на реч­ку Тол­ву, в оби­тель пре­по­доб­но­го Евфро­си­на (память…

Пре­по­доб­ный Сав­ва Кры­пец­кий был постри­жен на Афоне, отку­да при­был в Псков. Он начал под­ви­зать­ся на Снет­ной горе в Бого­ро­дич­ной оби­те­ли, близ Пско­ва, затем пере­шел в более уеди­нен­ное место на реч­ку Тол­ву, в оби­тель пре­по­доб­но­го Евфро­си­на (память 15 мая). Нако­нец, он уда­лил­ся на совер­шен­ное без­мол­вие в Кры­пец­кую пустынь, за 15 верст от Тол­вы, и посе­лил­ся один при неболь­шом озе­ре в непро­хо­ди­мом лесу. Пищею отшель­ни­ка были хлеб и вода, а в сре­ду и пят­ни­цу он ниче­го не вку­шал. В отшель­ни­че­ской жиз­ни мно­го он пре­тер­пел от нечи­стых духов, но все­гда побеж­дал их молит­вой. Спу­стя несколь­ко лет уеди­нен­ной жиз­ни к пре­по­доб­но­му Сав­ве ста­ли соби­рать­ся рев­ни­те­ли пустын­ной жиз­ни. Они упро­си­ли его учре­дить оби­тель и постро­ить храм в честь апо­сто­ла Иоан­на Бого­сло­ва. Пре­по­доб­ный отка­зал­ся быть игу­ме­ном оби­те­ли и пору­чил управ­ле­ние ино­ку Кас­си­а­ну. К стро­го­му стар­цу при­хо­ди­ли мно­гие из Пско­ва, кото­рых он исце­лял и уве­ще­вал, но ни от кого не при­ни­мал даров.

Мирян пре­по­доб­ный учил соблю­дать чисто­ту, напо­ми­ная о суде Апо­столь­ском про­тив сквер­ни­те­лей тела. Бога­тым и судьям гово­рил, что­бы не кор­ми­лись за счет бед­ных и соблю­да­ли прав­ду. Часто напо­ми­нал всем укло­нять­ся от ссор и враж­ды, сохра­нять любовь и мир и покры­вать ошиб­ки дру­гих снис­хож­де­ни­ем, дабы и нас простили.

Бла­го­дар­ный князь постро­ил через мхи и боло­та мост к оби­те­ли дли­ною в 1400 сажен.

После сво­ей кон­чи­ны пре­по­доб­ный Сав­ва не оста­вил оби­те­ли, а мно­го раз ока­зы­вал защи­ту. Одна­жды ночью к мона­сты­рю подо­шли раз­бой­ни­ки. Но они уви­де­ли бла­го­леп­но­го стар­ца, кото­рый, дер­жа в руке жезл, гроз­но велел им пока­ять­ся. Наут­ро узна­ли, что в мона­сты­ре тако­го стар­ца не было, и поня­ли, что это являл­ся сам пре­по­доб­ный Сав­ва. Пред­во­ди­тель раз­бой­ни­ков пока­ял­ся игу­ме­ну и остал­ся жить в монастыре.

Пре­по­доб­ный Сав­ва был высок ростом, с боро­дой седой, как снег, круг­лою, густою и не очень дол­гою. В таком виде он явил­ся в сере­дине ХVI века ино­ку Иса­ии, ука­зав, где нахо­дят­ся его нетлен­ные мощи. Тогда же, в 1555 году, по прось­бе Кры­пец­кой бра­тии, псков­ский свя­щен­ник Васи­лий напи­сал житие пре­по­доб­но­го Сав­вы и ему было уста­нов­ле­но празднование.

Тро­парь, глас 7

От мир­ска́­го жити­я́ изше́д, /​отвер­же́­ни­ем же ми́­ра Хри­сту́ после́­до­вал еси́/​и, в пусты­́­ни все­́ль­ся, /​рав­но­а́н­гель­ное жити­е́ пожи́л еси́, /​ото­ну́­ду­же, весе­ля́­ся, пре­ше́л еси́ к Небе́с­ным чер­то́­гом, /​и ны́не, со Áнге­лы Вла­ды­́ч­ню Пре­сто́­лу пред­сто­я́, /​поми­на́й нас, чад сво­и́х, /​я́же собра́л еси́, бого­му́д­ре, /​да ра́­до­стию от ду́­ши вопи­е́м: /​ра́­дуй­ся, Са́вво, /​/​о́т­че преблаже́ннейший.

Кондак, глас 1

Воз­си­я́ от пусты­́­ни сла́в­но­му гра́­ду Пско́ву /​но́вое све́т­лое со́лн­це, /​чуде́с луча́­ми всех оза­ря́­ю­щее /​и бла­го­да́тне согре­ва́­ю­щее, /​тьму же вся́ких иску­ше́­ний и наве́тов /​и хлад гре­хо́в­ный отже­ня́­ю­щее. /​при­и­ди́­те у́бо, пра́зд­ну­ю­ще бла­же́н­ную па́­мять /​сего́ све­ти́ль­ни­ка на́­ше­го, вос­по­и́м: /​сла́­ва Бо́­гу, та́ко про­мыш­ля́­ю­ще­му о нас, /​сла́­ва уго́д­ни­ку Его́, сохра­ня́­ю­щу нас! /​Ты же, пре­по­до́бне о́т­че Са́вво, /​о и́же тво­ю́ при­́с­но па́­мять почи­та́­ю­щих /​моли́ Хри­ста́ Бо́­га, /​/​я́ко да ми́­ло­стив бу́­дет нам и в День Су́дный.

Вели­ча­ние

Убла­жа́ем тя, /​пре­по­до́бне о́т­че Са́вво, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​наста́в­ни­че мона́­хов /​/​и собе­се́д­ни­че ангелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Сав­ве Крыпецкому

О пре­по­до́бне о́т­че Са́вво, пусты­́н­ный подви́ж­ни­че, в теле­си́ А́н­ге­ле, во́ине Хри­сто́в до́б­ле­ственне, ве́­ры пра́ви­ло, Це́рк­ви утвер­жде́­ние, бла­го­че́­стия о́бра­зе, доб­ро­де́­те­лей све­ти́­ло, тру­до́в, поста́, воз­дер­жа́­ния, чисто­ты́ и цело­му́д­рия пред­во­ди́­те­лю, помо́щ­ни­че всем нуж­да́­ю­щим­ся, стра́н­ству­ю­щим вождю́, пла́­ва­ю­щим ко́рм­чию, обу­ре­ва́е­мым при­ста́­ни­ще, осла­бе­ва́­ю­щим по́­мо­ще, оби́­ди­мым заступле́­ние, печа́ль­ным уте­ше́­ние, вдо­ви́­цам и си́­рым покро́ве, а́л­чу­щим пита́­ние, наги́м оде­я́­ние, пла́­чу­щим уте­ше́­ние, боля́­щим исце­ле́­ние, нена­де́­ю­щим­ся наде́я­ние, хри­сти­а́н всех хода́тай­ство, пред­ста́­тель­ство и защи­ще́­ние! При­́зри ми́­ло­стив­но на ны, при­па́­да­ю­щия к свя­ты­́м моще́м тво­и́м, внем­ли́ моли́твам на́­шим и пода́ждь кое­му́ж­до от нас бла­го­по­тре́б­ная, про­си́­мая от тебе́. Ве́­мы, свя́т­че Бо́­жий, я́ко и́ма­ши дерз­но­ве́­ние ко Вла­ды­́­це Хри­сту́ Бо́­гу, и ели́ко а́ще вос­про́­си­ши у Него́, пода́ст нам. А́ще же и недо­сто́й­ни есмы́ бла­го­да́ти Его́, оба́­че тво­я́ же моли́тва да сотво­ри́т ны ея́ досто́й­ны, мно́­го бо мо́­жет при­ле́ж­ная моли́тва пра́вед­на­го, я́ко­же рече́ апо́стол. Сам у́бо ты воз­дви́­г­ни нас из глу­би­ны́ гре­хо́в­ныя, неве́р­ныя про­све­ти́, ере­ти­ки́ обра­ти́, заблу́д­шия в нас от Пра­во­сла́вия к позна́­нию и́стин­ныя ве́­ры наста́ви, всей же Це́рк­ви исхо­да́тай­ствуй мир и свя­ты­́­ню, еди­но­мы­́с­лие в ве́­ре, умо́в бла­го­по­сто­я́­ние, сорев­но­ва́­ние в бла­го­че́­стии, еди­но­ду́­шие в бра­то­лю́­бии, ве́р­ность к оте́­че­ству, пре́­дан­ность пре­дер­жа́­щей вла́­сти, нача́ль­ству­ю­щим пра́в­ду и суд, под­чи­не́н­ным же без­ро́­пот­ное пови­но­ве́­ние, гос­по́д­ству­ю­щим кро́тость и чело­ве­ко­лю́­бие, рабо́м же нестроп­ти́вость, роди́­те­лем бла­го­по­пе­че́­ние о ча́­дех, ча́­дом же страх и послу­ша́­ние, де́в­ству­ю­щим чисто­ту́ и цело­му́д­рие, бра́ч­ным же ве́р­ность и непо­ро́ч­ность ло́­жа; всем же гре́ш­ным пока­я́­ние, ка́­ю­щим­ся про­ще́­ние, в зло­клю­че́­ни­их же тер­пе­́­ние и упо­ва́­ние, в наде́ж­де же спа­се́­ние да́руй. Изба́ви же всех нас от гла́­да, губи́­тель­ства, от тру́­са и пото́­па, от огня́ и меча́, от нахож­де́­ния ино­пле­ме́н­ных и меж­до­усо́б­ныя бра́­ни, и от напа­де́­ния вра́­жия, и от тле­тво́р­ных ветр, и от смер­то­но́с­ныя я́з­вы, и от напра́с­ныя сме́р­ти, и от вся́ка­го зла, да, та́ко вси тобо́ю про­све­ща́е­ми, настав­ля́е­ми, уте­ша́е­ми, утвер­жда́е­ми и сохра­ня́е­ми, сла́вим про­сла́в­ль­ша­го тя Бо́­га Отца́, и Сы́­на, и Свя­та́­го Ду́­ха, и тво­е́ пред­ста́­тель­ство все­гда́, ны́не и при­́с­но и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прав. Анны про­ро­чи­цы, дще­ри Фану­и­ле­вой, встре­тив­шей Гос­по­да Иису­са Хри­ста в хра­ме Иеру­са­лим­ском (I). Прп. Мои­сея Мури­на (ок. 400). Собор прпп. отцев Кие­во-Печер­ских, в Дальн. пещ. (прп. Фео­до­сия) почи­ва­ю­щих. Прп. Иова, игум. Поча­ев­ско­го (обрет. мощей, 1659). Вмц. Шуша­ни­ки (Шуша­ник), цари­цы Ран­ской (475; груз.). Сщмч. Алек­сия Буд­ри­на пре­св. (1918) Прмчч. Казан­ских: Сер­гия (Зай­це­ва), Лав­рен­тия (Ники­ти­на), Сера­фи­ма (Кузь­ми­на), Фео­до­сия (Алек­сан­дро­ва), Леон­тия (Каря­ги­на), Сте­фа­на, Геор­гия (Тимо­фе­е­ва), Ила­ри­о­на (Прав­ди­на), Иоан­на (Сре­тен­ско­го) и Сер­гия (Гали­на) (1918). Сщмч. Алек­сандра Мед­ве­де­ва диак. (1918) Сщмч. Нико­лая Геор­ги­ев­ско­го пре­св. (1931) Сщмч. Васи­лия Соколь­ско­го пре­св. (1937)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму