10 сен­тяб­ря. Пре­по­доб­ный Сав­ва Кры­пец­кий, Псковский
Пре­по­доб­ный Сав­ва Кры­пец­кий был постри­жен на Афоне, отку­да при­был в Псков. Он начал под­ви­зать­ся на Снет­ной горе в Бого­ро­дич­ной оби­те­ли, близ Пско­ва, затем пере­шел в более уеди­нен­ное место на реч­ку Тол­ву, в оби­тель пре­по­доб­но­го Евфро­си­на (память…

Пре­по­доб­ный Сав­ва Кры­пец­кий был постри­жен на Афоне, отку­да при­был в Псков. Он начал под­ви­зать­ся на Снет­ной горе в Бого­ро­дич­ной оби­те­ли, близ Пско­ва, затем пере­шел в более уеди­нен­ное место на реч­ку Тол­ву, в оби­тель пре­по­доб­но­го Евфро­си­на (память 15 мая). Нако­нец, он уда­лил­ся на совер­шен­ное без­мол­вие в Кры­пец­кую пустынь, за 15 верст от Тол­вы, и посе­лил­ся один при неболь­шом озе­ре в непро­хо­ди­мом лесу. Пищею отшель­ни­ка были хлеб и вода, а в сре­ду и пят­ни­цу он ниче­го не вку­шал. В отшель­ни­че­ской жиз­ни мно­го он пре­тер­пел от нечи­стых духов, но все­гда побеж­дал их молит­вой. Спу­стя несколь­ко лет уеди­нен­ной жиз­ни к пре­по­доб­но­му Сав­ве ста­ли соби­рать­ся рев­ни­те­ли пустын­ной жиз­ни. Они упро­си­ли его учре­дить оби­тель и постро­ить храм в честь апо­сто­ла Иоан­на Бого­сло­ва. Пре­по­доб­ный отка­зал­ся быть игу­ме­ном оби­те­ли и пору­чил управ­ле­ние ино­ку Кас­си­а­ну. К стро­го­му стар­цу при­хо­ди­ли мно­гие из Пско­ва, кото­рых он исце­лял и уве­ще­вал, но ни от кого не при­ни­мал даров.

Мирян пре­по­доб­ный учил соблю­дать чисто­ту, напо­ми­ная о суде Апо­столь­ском про­тив сквер­ни­те­лей тела. Бога­тым и судьям гово­рил, что­бы не кор­ми­лись за счет бед­ных и соблю­да­ли прав­ду. Часто напо­ми­нал всем укло­нять­ся от ссор и враж­ды, сохра­нять любовь и мир и покры­вать ошиб­ки дру­гих снис­хож­де­ни­ем, дабы и нас простили.

Бла­го­дар­ный князь постро­ил через мхи и боло­та мост к оби­те­ли дли­ною в 1400 сажен.

После сво­ей кон­чи­ны пре­по­доб­ный Сав­ва не оста­вил оби­те­ли, а мно­го раз ока­зы­вал защи­ту. Одна­жды ночью к мона­сты­рю подо­шли раз­бой­ни­ки. Но они уви­де­ли бла­го­леп­но­го стар­ца, кото­рый, дер­жа в руке жезл, гроз­но велел им пока­ять­ся. Наут­ро узна­ли, что в мона­сты­ре тако­го стар­ца не было, и поня­ли, что это являл­ся сам пре­по­доб­ный Сав­ва. Пред­во­ди­тель раз­бой­ни­ков пока­ял­ся игу­ме­ну и остал­ся жить в монастыре.

Пре­по­доб­ный Сав­ва был высок ростом, с боро­дой седой, как снег, круг­лою, густою и не очень дол­гою. В таком виде он явил­ся в сере­дине ХVI века ино­ку Иса­ии, ука­зав, где нахо­дят­ся его нетлен­ные мощи. Тогда же, в 1555 году, по прось­бе Кры­пец­кой бра­тии, псков­ский свя­щен­ник Васи­лий напи­сал житие пре­по­доб­но­го Сав­вы и ему было уста­нов­ле­но празднование.

Тро­парь, глас 7

От мирска́го жития́ изше́д, /​отверже́нием же ми́ра Хри­сту́ после́довал еси́/ и, в пусты́ни все́лься, /​равноа́нгельное житие́ пожи́л еси́, /​отону́дуже, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом, /​и ны́не, со Áнге­лы Влады́чню Престо́лу пред­стоя́, /​помина́й нас, чад свои́х, /​я́же собра́л еси́, богому́дре, /​да ра́достию от ду́ши вопие́м: /​ра́дуйся, Са́вво, /​/​о́тче преблаже́ннейший.

Кондак, глас 1

Воз­сия́ от пусты́ни сла́вному гра́ду Пско́ву /​но́вое све́тлое со́лнце, /​чуде́с луча́ми всех озаря́ющее /​и благода́тне согрева́ющее, /​тьму же вся́ких искуше́ний и наве́тов /​и хлад грехо́вный отженя́ющее. /​прииди́те у́бо, пра́зднующе блаже́нную па́мять /​сего́ свети́льника на́шего, воспои́м: /​сла́ва Бо́гу, та́ко промышля́ющему о нас, /​сла́ва уго́днику Его́, сохраня́ющу нас! /​Ты же, преподо́бне о́тче Са́вво, /​о и́же твою́ при́сно па́мять почита́ющих /​моли́ Хри­ста́ Бо́га, /​/​я́ко да ми́лостив бу́дет нам и в День Су́дный.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Са́вво, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче ангелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Сав­ве Крыпецкому

О преподо́бне о́тче Са́вво, пусты́нный подви́жниче, в теле­си́ А́нгеле, во́ине Христо́в до́блественне, ве́ры пра́вило, Це́ркви утвержде́ние, благоче́стия о́бразе, доброде́телей свети́ло, трудо́в, поста́, воздержа́ния, чисто­ты́ и целому́дрия предводи́телю, помо́щниче всем нужда́ющимся, стра́нствующим вождю́, пла́вающим ко́рмчию, обурева́емым приста́нище, ослабева́ющим по́моще, оби́димым заступле́ние, печа́льным утеше́ние, вдови́цам и си́рым покро́ве, а́лчущим пита́ние, наги́м одея́ние, пла́чущим утеше́ние, боля́щим исцеле́ние, ненаде́ющимся наде́яние, христиа́н всех хода́тайство, предста́тельство и защище́ние! При́зри ми́лостивно на ны, припа́дающия к святы́м моще́м твои́м, внем­ли́ моли́твам на́шим и пода́ждь коему́ждо от нас благопотре́бная, проси́мая от тебе́. Ве́мы, свя́тче Бо́жий, я́ко и́маши дерзнове́ние ко Влады́це Хри­сту́ Бо́гу, и ели́ко а́ще воспро́сиши у Него́, пода́ст нам. А́ще же и недосто́йни есмы́ благода́ти Его́, оба́че твоя́ же моли́тва да сотвори́т ны ея́ досто́йны, мно́го бо мо́жет приле́жная моли́тва пра́веднаго, я́коже рече́ апо́стол. Сам у́бо ты воздви́гни нас из глу­би­ны́ грехо́вныя, неве́рныя про­све­ти́, ере­ти­ки́ обра­ти́, заблу́дшия в нас от Правосла́вия к позна́нию и́стинныя ве́ры наста́ви, всей же Це́ркви исхода́тайствуй мир и святы́ню, единомы́слие в ве́ре, умо́в благопостоя́ние, соревнова́ние в благоче́стии, единоду́шие в братолю́бии, ве́рность к оте́честву, пре́данность предержа́щей вла́сти, нача́льствующим пра́вду и суд, подчине́нным же безро́потное повинове́ние, госпо́дствующим кро́тость и человеколю́бие, рабо́м же нестропти́вость, роди́телем благопопече́ние о ча́дех, ча́дом же страх и послуша́ние, де́вствующим чисто­ту́ и целому́дрие, бра́чным же ве́рность и непоро́чность ло́жа; всем же гре́шным покая́ние, ка́ющимся проще́ние, в злоключе́ниих же терпе́ние и упова́ние, в наде́жде же спасе́ние да́руй. Изба́ви же всех нас от гла́да, губи́тельства, от тру́са и пото́па, от огня́ и меча́, от нахожде́ния иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, и от нападе́ния вра́жия, и от тлетво́рных ветр, и от смертоно́сныя я́звы, и от напра́сныя сме́рти, и от вся́каго зла, да, та́ко вси тобо́ю просвеща́еми, наставля́еми, утеша́еми, утвержда́еми и сохраня́еми, сла́вим просла́вльшаго тя Бо́га Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, и твое́ предста́тельство все­гда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прав. Анны про­ро­чи­цы, дще­ри Фану­и­ле­вой, встре­тив­шей Гос­по­да Иису­са Хри­ста в хра­ме Иеру­са­лим­ском (I). Прп. Мои­сея Мури­на (ок. 400). Собор прпп. отцев Кие­во-Печер­ских, в Дальн. пещ. (прп. Фео­до­сия) почи­ва­ю­щих. Прп. Иова, игум. Поча­ев­ско­го (обрет. мощей, 1659). Вмц. Шуша­ни­ки (Шуша­ник), цари­цы Ран­ской (475; груз.). Сщмч. Алек­сия Буд­ри­на пре­св. (1918) Прмчч. Казан­ских: Сер­гия (Зай­це­ва), Лав­рен­тия (Ники­ти­на), Сера­фи­ма (Кузь­ми­на), Фео­до­сия (Алек­сан­дро­ва), Леон­тия (Каря­ги­на), Сте­фа­на, Геор­гия (Тимо­фе­е­ва), Ила­ри­о­на (Прав­ди­на), Иоан­на (Сре­тен­ско­го) и Сер­гия (Гали­на) (1918). Сщмч. Алек­сандра Мед­ве­де­ва диак. (1918) Сщмч. Нико­лая Геор­ги­ев­ско­го пре­св. (1931) Сщмч. Васи­лия Соколь­ско­го пре­св. (1937)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму