Преподобный Савва Крыпецкий был пострижен на Афоне, откуда прибыл в Псков. Он начал подвизаться на Снетной горе в Богородичной обители, близ Пскова, затем перешел в более уединенное место на речку Толву, в обитель преподобного Евфросина (память 15 мая). Наконец, он удалился на совершенное безмолвие в Крыпецкую пустынь, за 15 верст от Толвы, и поселился один при небольшом озере в непроходимом лесу. Пищею отшельника были хлеб и вода, а в среду и пятницу он ничего не вкушал. В отшельнической жизни много он претерпел от нечистых духов, но всегда побеждал их молитвой. Спустя несколько лет уединенной жизни к преподобному Савве стали собираться ревнители пустынной жизни. Они упросили его учредить обитель и построить храм в честь апостола Иоанна Богослова. Преподобный отказался быть игуменом обители и поручил управление иноку Кассиану. К строгому старцу приходили многие из Пскова, которых он исцелял и увещевал, но ни от кого не принимал даров.
Мирян преподобный учил соблюдать чистоту, напоминая о суде Апостольском против сквернителей тела. Богатым и судьям говорил, чтобы не кормились за счет бедных и соблюдали правду. Часто напоминал всем уклоняться от ссор и вражды, сохранять любовь и мир и покрывать ошибки других снисхождением, дабы и нас простили.
Благодарный князь построил через мхи и болота мост к обители длиною в 1400 сажен.
После своей кончины преподобный Савва не оставил обители, а много раз оказывал защиту. Однажды ночью к монастырю подошли разбойники. Но они увидели благолепного старца, который, держа в руке жезл, грозно велел им покаяться. Наутро узнали, что в монастыре такого старца не было, и поняли, что это являлся сам преподобный Савва. Предводитель разбойников покаялся игумену и остался жить в монастыре.
Преподобный Савва был высок ростом, с бородой седой, как снег, круглою, густою и не очень долгою. В таком виде он явился в середине ХVI века иноку Исаии, указав, где находятся его нетленные мощи. Тогда же, в 1555 году, по просьбе Крыпецкой братии, псковский священник Василий написал житие преподобного Саввы и ему было установлено празднование.
Тропарь, глас 7
От мирска́го жития́ изше́д, /отверже́нием же ми́ра Христу́ после́довал еси́/ и, в пусты́ни все́лься, /равноа́нгельное житие́ пожи́л еси́, /отону́дуже, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом, /и ны́не, со Áнгелы Влады́чню Престо́лу предстоя́, /помина́й нас, чад свои́х, /я́же собра́л еси́, богому́дре, /да ра́достию от ду́ши вопие́м: /ра́дуйся, Са́вво, //о́тче преблаже́ннейший.
Кондак, глас 1
Возсия́ от пусты́ни сла́вному гра́ду Пско́ву /но́вое све́тлое со́лнце, /чуде́с луча́ми всех озаря́ющее /и благода́тне согрева́ющее, /тьму же вся́ких искуше́ний и наве́тов /и хлад грехо́вный отженя́ющее. /прииди́те у́бо, пра́зднующе блаже́нную па́мять /сего́ свети́льника на́шего, воспои́м: /сла́ва Бо́гу, та́ко промышля́ющему о нас, /сла́ва уго́днику Его́, сохраня́ющу нас! /Ты же, преподо́бне о́тче Са́вво, /о и́же твою́ при́сно па́мять почита́ющих /моли́ Христа́ Бо́га, //я́ко да ми́лостив бу́дет нам и в День Су́дный.
Величание
Ублажа́ем тя, /преподо́бне о́тче Са́вво, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /наста́вниче мона́хов //и собесе́дниче ангелов.
Молитва преподобному Савве Крыпецкому
О преподо́бне о́тче Са́вво, пусты́нный подви́жниче, в телеси́ А́нгеле, во́ине Христо́в до́блественне, ве́ры пра́вило, Це́ркви утвержде́ние, благоче́стия о́бразе, доброде́телей свети́ло, трудо́в, поста́, воздержа́ния, чистоты́ и целому́дрия предводи́телю, помо́щниче всем нужда́ющимся, стра́нствующим вождю́, пла́вающим ко́рмчию, обурева́емым приста́нище, ослабева́ющим по́моще, оби́димым заступле́ние, печа́льным утеше́ние, вдови́цам и си́рым покро́ве, а́лчущим пита́ние, наги́м одея́ние, пла́чущим утеше́ние, боля́щим исцеле́ние, ненаде́ющимся наде́яние, христиа́н всех хода́тайство, предста́тельство и защище́ние! При́зри ми́лостивно на ны, припа́дающия к святы́м моще́м твои́м, внемли́ моли́твам на́шим и пода́ждь коему́ждо от нас благопотре́бная, проси́мая от тебе́. Ве́мы, свя́тче Бо́жий, я́ко и́маши дерзнове́ние ко Влады́це Христу́ Бо́гу, и ели́ко а́ще воспро́сиши у Него́, пода́ст нам. А́ще же и недосто́йни есмы́ благода́ти Его́, оба́че твоя́ же моли́тва да сотвори́т ны ея́ досто́йны, мно́го бо мо́жет приле́жная моли́тва пра́веднаго, я́коже рече́ апо́стол. Сам у́бо ты воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя, неве́рныя просвети́, еретики́ обрати́, заблу́дшия в нас от Правосла́вия к позна́нию и́стинныя ве́ры наста́ви, всей же Це́ркви исхода́тайствуй мир и святы́ню, единомы́слие в ве́ре, умо́в благопостоя́ние, соревнова́ние в благоче́стии, единоду́шие в братолю́бии, ве́рность к оте́честву, пре́данность предержа́щей вла́сти, нача́льствующим пра́вду и суд, подчине́нным же безро́потное повинове́ние, госпо́дствующим кро́тость и человеколю́бие, рабо́м же нестропти́вость, роди́телем благопопече́ние о ча́дех, ча́дом же страх и послуша́ние, де́вствующим чистоту́ и целому́дрие, бра́чным же ве́рность и непоро́чность ло́жа; всем же гре́шным покая́ние, ка́ющимся проще́ние, в злоключе́ниих же терпе́ние и упова́ние, в наде́жде же спасе́ние да́руй. Изба́ви же всех нас от гла́да, губи́тельства, от тру́са и пото́па, от огня́ и меча́, от нахожде́ния иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, и от нападе́ния вра́жия, и от тлетво́рных ветр, и от смертоно́сныя я́звы, и от напра́сныя сме́рти, и от вся́каго зла, да, та́ко вси тобо́ю просвеща́еми, наставля́еми, утеша́еми, утвержда́еми и сохраня́еми, сла́вим просла́вльшаго тя Бо́га Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, и твое́ предста́тельство всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прав. Анны пророчицы, дщери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском (I). Прп. Моисея Мурина (ок. 400). Собор прпп. отцев Киево-Печерских, в Дальн. пещ. (прп. Феодосия) почивающих. Прп. Иова, игум. Почаевского (обрет. мощей, 1659). Вмц. Шушаники (Шушаник), царицы Ранской (475; груз.). Сщмч. Алексия Будрина пресв. (1918) Прмчч. Казанских: Сергия (Зайцева), Лаврентия (Никитина), Серафима (Кузьмина), Феодосия (Александрова), Леонтия (Карягина), Стефана, Георгия (Тимофеева), Илариона (Правдина), Иоанна (Сретенского) и Сергия (Галина) (1918). Сщмч. Александра Медведева диак. (1918) Сщмч. Николая Георгиевского пресв. (1931) Сщмч. Василия Сокольского пресв. (1937)