10 октяб­ря. Пре­по­доб­ный Сав­ва­тий Соловецкий
Пре­по­доб­ный Сав­ва­тий Соло­вец­кий при­шел в Кирил­ло-Бело­е­зер­ский мона­стырь в 1396 году, где при­нял ино­че­ский постриг. Там он под­ви­зал­ся дол­гое вре­мя, бес­пре­ко­слов­но испол­няя все послу­ша­ния. Сми­ре­ние, крот­кая любовь к бра­тии и стро­гая жизнь отли­ча­ли пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия сре­ди дру­гих…

Пре­по­доб­ный Сав­ва­тий Соло­вец­кий при­шел в Кирил­ло-Бело­е­зер­ский мона­стырь в 1396 году, где при­нял ино­че­ский постриг. Там он под­ви­зал­ся дол­гое вре­мя, бес­пре­ко­слов­но испол­няя все послу­ша­ния. Сми­ре­ние, крот­кая любовь к бра­тии и стро­гая жизнь отли­ча­ли пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия сре­ди дру­гих подвиж­ни­ков. Вско­ре он стал тяго­тить­ся вни­ма­ни­ем и ува­же­ни­ем бра­тии и при­хо­див­ших мирян и, узнав, что на Ладож­ском озе­ре есть каме­ни­стый ост­ров Вала­ам, решил пере­се­лить­ся туда. Тяж­ко скор­бя, про­сти­лась бра­тия Кирил­ло-Бело­е­зер­ско­го мона­сты­ря со свя­тым стар­цем. На Вала­а­ме мир­ская сла­ва так­же ста­ла бес­по­ко­ить сми­рен­но­го стар­ца. Меж­ду тем пре­по­доб­ный узнал, что на севе­ре есть необи­та­е­мый Соло­вец­кий ост­ров; он стал про­сить у игу­ме­на бла­го­сло­ве­ния посе­лить­ся там в уеди­не­нии. Одна­ко игу­мен и бра­тия не поже­ла­ли рас­ста­вать­ся со свя­тым стар­цем. По ука­за­нию Божию пре­по­доб­ный Сав­ва­тий ночью оста­вил Вала­ам­скую оби­тель и напра­вил­ся к бере­гам Бело­го моря. Когда он узнал от мест­ных жите­лей, что ост­ров нахо­дит­ся в двух днях пла­ва­ния, что на нем мно­го озер и что на ост­ро­ве никто не живет, он еще боль­ше воз­го­рел­ся жела­ни­ем там посе­лить­ся. Удив­лен­ные жите­ли спра­ши­ва­ли убе­лен­но­го седи­на­ми подвиж­ни­ка, как он будет там жить и чем питать­ся. “У меня такой Вла­ды­ка, – отве­чал пре­по­доб­ный, – Кото­рый и дрях­ло­сти дает силы све­жей юно­сти, и голод­ных пита­ет досы­та”. Неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный Сав­ва­тий оста­вал­ся в часовне, сто­яв­шей вбли­зи устья реки Выги, в местеч­ке Соро­ки. Там он встре­тил­ся с под­ви­зав­шим­ся в отшель­ни­че­стве пре­по­доб­ным Гер­ма­ном, и они вме­сте реши­ли пере­се­лить­ся на ост­ров. На утлой ладье, помо­лив­шись Богу, стар­цы отпра­ви­лись по суро­во­му морю и через три дня достиг­ли Соло­вец­ко­го ост­ро­ва. Подвиж­ни­ки посе­ли­лись око­ло Секир­ной горы, где водру­зи­ли крест и поста­ви­ли кел­лию. В суро­вых усло­ви­ях Севе­ра под­ви­за­лись стар­цы в тече­ние несколь­ких лет и сво­и­ми подви­га­ми освя­ти­ли без­люд­ный ост­ров. И здесь порой враг чело­ве­че­ства – диа­вол иску­шал свя­тых стар­цев. Некий рыбак с женой, дви­жи­мый чув­ством зави­сти, при­был как-то на ост­ров и посе­лил­ся непо­да­ле­ку от подвиж­ни­ков. Но Гос­подь не допу­стил утвер­дить­ся миря­нам рядом со стар­ца­ми. Жене рыба­ка яви­лись два юно­ши со свет­лы­ми лица­ми и высек­ли ее пру­тья­ми. Рыбак испу­гал­ся, быст­ро собрал вещи и поспе­шил вер­нуть­ся на преж­нее место житель­ства. Одна­жды, когда пре­по­доб­ный Гер­ман отпра­вил­ся по келей­ным нуж­дам на реку Оне­гу, пре­по­доб­ный Сав­ва­тий, остав­шись один, почув­ство­вал при­бли­же­ние кон­чи­ны и обра­тил­ся с молит­вой к Богу, что­бы Он спо­до­бил его при­ча­стить­ся Свя­тых Таин. За два дня пре­по­доб­ный доплыл до мате­ри­ка и в деся­ти вер­стах от реки Выги встре­тил игу­ме­на Нафа­наи­ла, шед­ше­го в дале­кое селе­ние при­ча­щать боль­но­го кре­стья­ни­на. Игу­мен Нафа­наил обра­до­вал­ся встре­че с пре­по­доб­ным, испол­нил его жела­ние и выслу­шал при этом рас­сказ о подви­гах на ост­ро­ве. Про­стив­шись, они усло­ви­лись встре­тить­ся в хра­ме на реке Выге.

При­дя в храм, свя­той ста­рец молит­вен­но бла­го­да­рил Бога за при­ча­ще­ние; он затво­рил­ся в кел­лии, нахо­див­шей­ся при хра­ме, и стал гото­вить­ся к отше­ствию в веч­ные селе­ния. В то вре­мя к бере­гу при­стал нов­го­род­ский купец Иоанн и, покло­нив­шись свя­тым ико­нам в хра­ме, при­шел к свя­то­му стар­цу. Полу­чив бла­го­сло­ве­ние и настав­ле­ние, он пред­ло­жил пре­по­доб­но­му часть сво­е­го богат­ства и был опе­ча­лен, когда услы­шал отказ. Желая уте­шить куп­ца, пре­по­доб­ный Сав­ва­тий пред­ло­жил ему остать­ся до утра и обе­щал бла­го­по­лу­чие в даль­ней­шем пути. Но Иоанн спе­шил отплыть. Вне­зап­но нача­лось зем­ле­тря­се­ние и на море под­нял­ся шторм. Испу­гав­шись, купец остал­ся, а утром, вой­дя в кел­лию для бла­го­сло­ве­ния, уви­дел, что ста­рец уже пре­ста­вил­ся. Вме­сте с подо­шед­шим игу­ме­ном Нафа­наи­лом они погреб­ли пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия в часовне и соста­ви­ли опи­са­ние его жития. Это совер­ши­лось 27 сен­тяб­ря 1435 года. Через 30 лет свя­тые мощи пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия были пере­не­се­ны пре­по­доб­ным Зоси­мой († 1478) и бра­ти­ей на Соло­вец­кий ост­ров и поло­же­ны в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме. В 1566 году мощи пре­по­доб­ных Сав­ва­тия и Зоси­мы были пере­не­се­ны в цер­ковь, назван­ную в их честь (сов­мест­ная память 21 августа).

Тро­парь, глас 3

Удали́вся ми́ра и водвори́вся в пусты́ню, /​до́брым по́двигом подвиза́лся еси́, /​злострада́нием, и внима́нием, и моли́твами, /​отону́дуже и по сме́рти источа́еши исцеле́ния, /​Савва́тие о́тче наш, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га, /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Жите́йския мол­вы́ отбе́г, /​всели́лся еси́ в морски́й о́стров, му́дре, /​и крест твой взе́м, Хри­сту́ после́довал еси́, /​в моли́твах, и во бде́ниих, и в поще́ниих /​злострада́ньми плоть твою́ изнуря́я. /​Тем был еси́ преподо́бных удобре́ние. /​Сего́ ра́ди любо́вию па́мять твою́ пра́зднуем, /​преподо́бне Савва́тие, /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́га непреста́нно о всех нас.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Савва́тие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Сав­ва­тию Соловецкому

О преподо́бне о́тче, уго́дниче Христо́в Савва́тие, все́ю душе́ю Го́спода возлюби́вый и удали́выйся в пусты́ню сию́ и тече́ние по́двига спаси́тельнаго соверши́вый. О ве́рный ра́бе Царя́ Небе́снаго, учи́телю доброде́телей, о́браз смире́ния, граждани́не пусты́н­ный, А́нгелом собесе́дниче, Херуви́ме земны́й, челове́че Небе́сный. О све́те немра́чный ото́ка Солове́цкаго, па́че же ве́лие свети́ло всея́ Це́ркви правове́рных. Молю́ся ти, пречестны́й, аз, многогре́шный (имя рек): услы́ши убо́гое мое́ моле́ние, раба́ тво­е­го́, вон­ми́ глаго́лам нечи́стых усте́н мои́х, тво­ея́ ны́не по́мощи тре́бующаго. Се бо враг прелука́вый на вся́ко вре́мя тщи́тся мя погуби́ти, иски́й го́рько поглоти́ти ду́шу мою́ и несть мне спасе́ния, иде́же по́мощь прия́ти, зане́ не́мощию пло́ти моея́ обложе́н есмь и страстьми́ весь до́лу преклони́хся, не и́мам к Бо́гу дерзнове́ния. Ны́не же то́чию к тво­е­му́ поверга́ю себе́ заступле́нию: поми́луй мя, омраче́ннаго все́ми злы́ми де́лы, воз­де­жи́ о мне всечестне́и твои́ ру́це ко Го́споду, о моли́твенниче те́плый, Савва́тие преподо́бне. Да за благоутро́бие щедро́т Свои́х пода́ст ми грехо́в оставле́ние и в день Су́дный изба́вит мя ве́чнаго муче́ния и Ца́рствию Сво­е­му́ сподо́бит благода́тию Свое́ю, Ему́же бу́ди все­гда́ сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Кал­ли­стра­та и дру­жи­ны его: Гим­на­сия и иных (304). Сщмч. Пет­ра, митр. Кру­тиц­ко­го (1937). Прпп. Сер­гия и Нико­на Радо­неж­ских (в 3‑й день празд­ни­ка прп. Сер­гия). Апп. от 70 Мар­ка, Ари­стар­ха и Зины (I). Мц. Епи­ха­рии (284 – 305). Прп. Игна­тия, игум. Глу­бо­ко­ре­чен­ско­го, Кап­па­до­кий­ско­го (963 – 975). Сщмч. Анфи­ма Иве­ря­ни­на, митр. Валаш­ско­го (1716; румын.). Сщмч. Димит­рия Шишо­ки­на пре­св. (1918) Сщмч. Гер­ма­на, еп. Воль­ско­го (1919). Сщмч. Миха­и­ла Пла­то­но­ва пре­св. (1919) Сщмч. Фео­до­ра Бого­яв­лен­ско­го пре­св. (1937)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму