10 нояб­ря. Свя­ти­тель Димит­рий, мит­ро­по­лит Ростовский
Свя­ти­тель Димит­рий, мит­ро­по­лит Ростов­ский (в миру Дани­ил Сав­вич Туп­та­ло), родил­ся в декаб­ре 1651 года в местеч­ке Мака­ро­во, неда­ле­ко от Кие­ва, в бла­го­че­сти­вой семье и вырос глу­бо­ко веру­ю­щим христианином. В 1662 году, вско­ре после пере­ез­да роди­те­лей в…

Свя­ти­тель Димит­рий, мит­ро­по­лит Ростов­ский (в миру Дани­ил Сав­вич Туп­та­ло), родил­ся в декаб­ре 1651 года в местеч­ке Мака­ро­во, неда­ле­ко от Кие­ва, в бла­го­че­сти­вой семье и вырос глу­бо­ко веру­ю­щим христианином.

В 1662 году, вско­ре после пере­ез­да роди­те­лей в Киев, Дани­ил был отдан в Кие­во-Моги­лян­скую кол­ле­гию, где впер­вые рас­кры­лись даро­ва­ния и неза­у­ряд­ные спо­соб­но­сти талант­ли­во­го юно­ши. Он успеш­но изу­чил гре­че­ский и латин­ский язы­ки и ряд клас­си­че­ских наук. 9 июля 1668 года Дани­ил при­нял мона­ше­ство с име­нем Димит­рий, в честь вели­ко­му­че­ни­ка Димит­рия Солунского.

До вес­ны 1675 года он про­хо­дил ино­че­ское послу­ша­ние в Киев­ском Кирил­ло­вом мона­сты­ре, где нача­лась его лите­ра­тур­ная и про­по­вед­ни­че­ская дея­тель­ность. Чер­ни­гов­ский архи­епи­скоп Лазарь (Бара­но­вич) руко­по­ло­жил Димит­рия 23 мая 1675 года во иеромонаха.

В тече­ние несколь­ких лет иеро­мо­нах Димит­рий под­ви­зал­ся, про­по­ве­дуя Сло­во Божие, в раз­лич­ных мона­сты­рях и хра­мах Укра­и­ны, Лит­вы и Бело­рус­сии. Неко­то­рое вре­мя он был игу­ме­ном Мак­си­мов­ской оби­те­ли, а затем Бату­рин­ско­го Николь­ско­го мона­сты­ря, отку­да в 1684 году был вызван в Кие­во-Печер­скую Лавру.

Насто­я­тель Лав­ры архи­манд­рит Вар­ла­ам (Ясин­ский), зная высо­кую духов­ную настро­ен­ность сво­е­го быв­ше­го уче­ни­ка, его обра­зо­ван­ность, склон­ность к науч­но­му тру­ду, а так­же несо­мнен­ное лите­ра­тур­ное даро­ва­ние, пору­чил иеро­мо­на­ху Димит­рию состав­ле­ние Чети­их-Миней (Житий свя­тых) на весь год.

С того вре­ме­ни вся даль­ней­шая жизнь свя­ти­те­ля Димит­рия была посвя­ще­на выпол­не­нию это­го подвиж­ни­че­ско­го, гран­ди­оз­но­го по сво­им мас­шта­бам тру­да. Рабо­та тре­бо­ва­ла огром­но­го напря­же­ния сил, нуж­но было собрать и про­ана­ли­зи­ро­вать мно­же­ство раз­роз­нен­ных источ­ни­ков и изло­жить их язы­ком, достой­ным высо­ко­го пред­ме­та изло­же­ния и одно­вре­мен­но доступ­ным всем веру­ю­щим. Боже­ствен­ная помощь не остав­ля­ла свя­ти­те­ля на про­тя­же­нии его два­дца­ти­лет­не­го труда.

По сви­де­тель­ству пре­по­доб­но­го, душа его напол­ни­лась обра­за­ми свя­тых, кото­рые укреп­ля­ли его дух и тело, все­ля­ли веру в бла­го­по­луч­ное завер­ше­ние его бла­го­род­но­го тру­да. Одно­вре­мен­но с этим пре­по­доб­ный Димит­рий был насто­я­те­лем несколь­ких мона­сты­рей (пооче­ред­но). Тру­ды подвиж­ни­ка обра­ти­ли на себя вни­ма­ние пат­ри­ар­ха Адриана.

В 1701 году ука­зом Пет­ра I архи­манд­рит Димит­рий был вызван в Моск­ву, где 23 мар­та в Успен­ском собо­ре Крем­ля был хиро­то­ни­сан на Сибир­скую мит­ро­по­ли­чью кафед­ру в город Тобольск. Но через неко­то­рое вре­мя из-за важ­но­сти науч­но­го тру­да и сла­бо­го здо­ро­вья свя­ти­тель полу­чил новое назна­че­ние в Ростов-Яро­слав­ский, куда при­был 1 мар­та 1702 года в каче­стве мит­ро­по­ли­та Ростовского.

Как и преж­де, он про­дол­жал неусып­но забо­тить­ся об укреп­ле­нии един­ства Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, ослаб­лен­но­го ста­ро­об­ряд­че­ским расколом.

В его вдох­но­вен­ных тру­дах и про­по­ве­дях мно­гие поко­ле­ния рус­ских бого­сло­вов чер­па­ют духов­ные силы для твор­че­ства и молит­вы. Для всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан он оста­ет­ся при­ме­ром свя­той, аске­ти­че­ской, нес­тя­жа­тель­ной жиз­ни. По его кон­чине, после­до­вав­шей 28 октяб­ря 1709 года, у него не нашли ника­ко­го иму­ще­ства, кро­ме книг и рукописей.

При­чис­ле­ние свя­ти­те­ля Димит­рия, мит­ро­по­ли­та Ростов­ско­го к лику свя­тых совер­ши­лось 22 апре­ля 1757 года. Празд­не­ство ему уста­нов­ле­но так­же 21 сентября/​4 октяб­ря, в день обре­те­ния мощей.

Тро­парь, глас 8

Правосла́вия ревни́телю и раско́ла искорени́телю, /​Росси́йский целе́бниче, и но́вый к Бо́гу моли́твенниче, /​списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́, /​цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне, /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Звез­ду́ Росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую, /​и чрез Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую, /​всю же стра­ну́ сию́ уче́ньми и чуде­сы́ озари́вшую, /​ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия, /​той бо все́м вся напи­са́, я́же к наставле́нию, /​да всех приобря́щет, я́коже Па́вел Хри­сту́, /​/​и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Дими́трие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Димит­рию, мит­ро­по­ли­ту Ростовскому

О преди́вный и пресла́вный чудотво́рче Дими́трие, исцеля́яй неду́ги челове́ческия! Ты неусы́пно мо́лиши Го́спода Бо́га на́шего о всех гре́шных: молю́ у́бо тя, бу́ди ми хода́тай пред Го́сподем и помо́щник на преоборе́ние страсте́й ненасы́тныя пло́ти моея́ и на одоле́ние стрел сопроти́вника мое­го́ диа́вола, и́миже уязвля́ет немощно́е се́рдце мое́ и, а́ки гла́дный и лю́тый зверь, а́лчет погуби́ти ду́шу мою́. Ты, святи́телю Христо́в, моя́ огра́да, ты мое заступле́ние и ору́жие! За твои́м соде́йствием сокру­шу́ вся во мне сопроти́вная во́ле Царя́ ца́рствующих. Ты, вели́кий чудотво́рче, во дни по́двигов твои́х в ми́ре сем ревну́я о Правосла́вной Це́ркве Бо́жией, я́ко и́стинный и до́брый па́стырь, небла́зненно облича́л еси́ гре­хи́ и неве́жествия людски́я, и уклони́вшихся от сте­зи́ пра́вды в е́реси и раско́лы наставля́л еси́ на путь и́стины. Споспеше́ствуй у́бо и мне испра́вити кратковре́менный путь жи́зни мое́й, да непреткнове́нно пой­ду́ по сте­зи́ за́поведей Бо́жиих и неле́ностно порабо́таю Го́сподеви мое­му́ Иису́су Хри­сту́, я́ко еди́ному Влады́це мое­му́, Искупи́телю и пра́ведному Судии́ мое­му́. К сим же припа́дая, молю́ся Ти, уго́дниче Бо́жий, егда́ изы́ти души́ мое́й из теле­се́ мое­го́, изба́ви ю́ от те́мных мыта́рств, не и́мам бо до́брых дел ко оправда́нию мое­му́, не даждь сатане́ возгорди́тися побе́дою над немощно́ю душе́ю мое́ю. Изба́ви ю́ от гее́ны, иде́же плач и скре́жет зубо́в, и святы́ми моли́твами твои́ми сотво­ри́ мя прича́стника Небе́снаго Ца́рствия в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мчч. Терен­тия и Неонил­лы и чад их: Сар­ви­ла, Фота, Фео­ду­ла, Иерак­са, Нита, Вила и Евни­кии (249 – 250). Мц. Парас­ке­вы, наре­чен­ной Пят­ни­ца (III). Прп. Сте­фа­на Сав­ва­и­та, твор­ца кано­нов (IX). Свт. Арсе­ния I, архи­еп. Серб­ско­го (1266). Прп. Иова, игум. Поча­ев­ско­го (1651). Мчч. Афри­ка­на, Терен­тия, Мак­си­ма, Пом­пия и иных 36 (III). Сщмч. Кири­а­ка, патр. Иеру­са­лим­ско­го (363). Прп. Иоан­на Хозе­ви­та, еп. Кеса­рий­ско­го (VI). Сщмч. Нео­фи­та, еп. Урб­нис­ско­го (VI; груз.). Прп. Фео­фи­ла Киев­ско­го, Хри­ста ради юрод. (1853). Прп. Арсе­ния Кап­па­до­кий­ско­го (1924). Сщмч. Иоан­на Вилен­ско­го пре­св. (1918).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму