10 нояб­ря. Свя­ти­тель Димит­рий, мит­ро­по­лит Ростовский
Свя­ти­тель Димит­рий, мит­ро­по­лит Ростов­ский (в миру Дани­ил Сав­вич Туп­та­ло), родил­ся в декаб­ре 1651 года в местеч­ке Мака­ро­во, неда­ле­ко от Кие­ва, в бла­го­че­сти­вой семье и вырос глу­бо­ко веру­ю­щим христианином. В 1662 году, вско­ре после пере­ез­да роди­те­лей в…

Свя­ти­тель Димит­рий, мит­ро­по­лит Ростов­ский (в миру Дани­ил Сав­вич Туп­та­ло), родил­ся в декаб­ре 1651 года в местеч­ке Мака­ро­во, неда­ле­ко от Кие­ва, в бла­го­че­сти­вой семье и вырос глу­бо­ко веру­ю­щим христианином.

В 1662 году, вско­ре после пере­ез­да роди­те­лей в Киев, Дани­ил был отдан в Кие­во-Моги­лян­скую кол­ле­гию, где впер­вые рас­кры­лись даро­ва­ния и неза­у­ряд­ные спо­соб­но­сти талант­ли­во­го юно­ши. Он успеш­но изу­чил гре­че­ский и латин­ский язы­ки и ряд клас­си­че­ских наук. 9 июля 1668 года Дани­ил при­нял мона­ше­ство с име­нем Димит­рий, в честь вели­ко­му­че­ни­ка Димит­рия Солунского.

До вес­ны 1675 года он про­хо­дил ино­че­ское послу­ша­ние в Киев­ском Кирил­ло­вом мона­сты­ре, где нача­лась его лите­ра­тур­ная и про­по­вед­ни­че­ская дея­тель­ность. Чер­ни­гов­ский архи­епи­скоп Лазарь (Бара­но­вич) руко­по­ло­жил Димит­рия 23 мая 1675 года во иеромонаха.

В тече­ние несколь­ких лет иеро­мо­нах Димит­рий под­ви­зал­ся, про­по­ве­дуя Сло­во Божие, в раз­лич­ных мона­сты­рях и хра­мах Укра­и­ны, Лит­вы и Бело­рус­сии. Неко­то­рое вре­мя он был игу­ме­ном Мак­си­мов­ской оби­те­ли, а затем Бату­рин­ско­го Николь­ско­го мона­сты­ря, отку­да в 1684 году был вызван в Кие­во-Печер­скую Лавру.

Насто­я­тель Лав­ры архи­манд­рит Вар­ла­ам (Ясин­ский), зная высо­кую духов­ную настро­ен­ность сво­е­го быв­ше­го уче­ни­ка, его обра­зо­ван­ность, склон­ность к науч­но­му тру­ду, а так­же несо­мнен­ное лите­ра­тур­ное даро­ва­ние, пору­чил иеро­мо­на­ху Димит­рию состав­ле­ние Чети­их-Миней (Житий свя­тых) на весь год.

С того вре­ме­ни вся даль­ней­шая жизнь свя­ти­те­ля Димит­рия была посвя­ще­на выпол­не­нию это­го подвиж­ни­че­ско­го, гран­ди­оз­но­го по сво­им мас­шта­бам тру­да. Рабо­та тре­бо­ва­ла огром­но­го напря­же­ния сил, нуж­но было собрать и про­ана­ли­зи­ро­вать мно­же­ство раз­роз­нен­ных источ­ни­ков и изло­жить их язы­ком, достой­ным высо­ко­го пред­ме­та изло­же­ния и одно­вре­мен­но доступ­ным всем веру­ю­щим. Боже­ствен­ная помощь не остав­ля­ла свя­ти­те­ля на про­тя­же­нии его два­дца­ти­лет­не­го труда.

По сви­де­тель­ству пре­по­доб­но­го, душа его напол­ни­лась обра­за­ми свя­тых, кото­рые укреп­ля­ли его дух и тело, все­ля­ли веру в бла­го­по­луч­ное завер­ше­ние его бла­го­род­но­го тру­да. Одно­вре­мен­но с этим пре­по­доб­ный Димит­рий был насто­я­те­лем несколь­ких мона­сты­рей (пооче­ред­но). Тру­ды подвиж­ни­ка обра­ти­ли на себя вни­ма­ние пат­ри­ар­ха Адриана.

В 1701 году ука­зом Пет­ра I архи­манд­рит Димит­рий был вызван в Моск­ву, где 23 мар­та в Успен­ском собо­ре Крем­ля был хиро­то­ни­сан на Сибир­скую мит­ро­по­ли­чью кафед­ру в город Тобольск. Но через неко­то­рое вре­мя из-за важ­но­сти науч­но­го тру­да и сла­бо­го здо­ро­вья свя­ти­тель полу­чил новое назна­че­ние в Ростов-Яро­слав­ский, куда при­был 1 мар­та 1702 года в каче­стве мит­ро­по­ли­та Ростовского.

Как и преж­де, он про­дол­жал неусып­но забо­тить­ся об укреп­ле­нии един­ства Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, ослаб­лен­но­го ста­ро­об­ряд­че­ским расколом.

В его вдох­но­вен­ных тру­дах и про­по­ве­дях мно­гие поко­ле­ния рус­ских бого­сло­вов чер­па­ют духов­ные силы для твор­че­ства и молит­вы. Для всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан он оста­ет­ся при­ме­ром свя­той, аске­ти­че­ской, нес­тя­жа­тель­ной жиз­ни. По его кон­чине, после­до­вав­шей 28 октяб­ря 1709 года, у него не нашли ника­ко­го иму­ще­ства, кро­ме книг и рукописей.

При­чис­ле­ние свя­ти­те­ля Димит­рия, мит­ро­по­ли­та Ростов­ско­го к лику свя­тых совер­ши­лось 22 апре­ля 1757 года. Празд­не­ство ему уста­нов­ле­но так­же 21 сентября/​4 октяб­ря, в день обре­те­ния мощей.

Тро­парь, глас 8

Пра­во­сла́вия рев­ни́­те­лю и рас­ко́­ла иско­ре­ни́­те­лю, /​Рос­си́й­ский целе́б­ни­че, и но́­вый к Бо́­гу моли́твен­ни­че, /​спи­са́нь­ми тво­и́­ми бу́их уце­ло­му́д­рил еси́, /​цев­ни́­це духо́в­ная, Дими́трие бла­же́нне, /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́­га спа­сти́­ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Звез­ду́ Рос­си́й­скую от Ки́е­ва воз­си­я́в­шую, /​и чрез Но́в­град Се́вер­ский в Росто́в дости́г­шую, /​всю же стра­ну́ сию́ уче́нь­ми и чуде­сы́ оза­ри́в­шую, /​убла­жи́м зла­то­сло­ве́с­на­го учи́­те­ля Дими́трия, /​той бо все­́м вся напи­са́, я́же к настав­ле́­нию, /​да всех при­об­ря́­щет, я́ко­же Па́вел Хри­сту́, /​/​и спа­се́т пра­во­ве́ри­ем ду́­ши на́ша.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​свя­ти́­те­лю о́т­че Дими́трие, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Димит­рию, мит­ро­по­ли­ту Ростовскому

О пре­ди́в­ный и пре­сла́в­ный чудо­тво́р­че Дими́трие, исце­ля́яй неду́­ги чело­ве́­че­ския! Ты неусы­́п­но мо́­ли­ши Го́с­по­да Бо́­га на́­ше­го о всех гре́ш­ных: молю́ у́бо тя, бу́­ди ми хода́тай пред Го́с­по­дем и помо́щ­ник на пре­обо­ре́­ние страсте́й нена­сы­́т­ныя пло́ти мое­я́ и на одо­ле́­ние стрел сопро­ти́в­ни­ка мое­го́ диа́во­ла, и́ми­же уязв­ля́ет немощ­но́е се́рд­це мое́ и, а́ки гла́д­ный и лю́тый зверь, а́л­чет погу­би́ти ду́­шу мою́. Ты, свя­ти́­те­лю Хри­сто́в, моя́ огра́­да, ты мое заступле́­ние и ору́­жие! За тво­и́м соде́й­стви­ем сокру­шу́ вся во мне сопро­ти́в­ная во́­ле Царя́ ца́р­ству­ю­щих. Ты, вели́кий чудо­тво́р­че, во дни по́­дви­гов тво­и́х в ми́­ре сем рев­ну́я о Пра­во­сла́в­ной Це́ркве Бо́­жи­ей, я́ко и́стин­ный и до́брый па́­стырь, небла́з­нен­но обли­ча́л еси́ гре­хи́ и неве́­же­ствия люд­ски́я, и укло­ни́в­ших­ся от сте­зи́ пра́в­ды в е́ре­си и рас­ко́­лы настав­ля́л еси́ на путь и́сти­ны. Спо­спе­ше́ствуй у́бо и мне испра́ви­ти крат­ко­вре́­мен­ный путь жи́з­ни мое́й, да непре­ткно­ве́н­но пой­ду́ по сте­зи́ за́­по­ве­дей Бо́­жи­их и неле́­ност­но пора­бо́таю Го́с­по­де­ви мое­му́ Иису́­су Хри­сту́, я́ко еди́­но­му Вла­ды­́­це мое­му́, Иску­пи́­те­лю и пра́вед­но­му Суди­и́ мое­му́. К сим же при­па́­дая, молю́­ся Ти, уго́д­ни­че Бо́­жий, егда́ изы­́ти души́ мое́й из теле­се́ мое­го́, изба́ви ю́ от те́м­ных мыта́рств, не и́мам бо до́брых дел ко оправ­да́­нию мое­му́, не даждь сата­не́ воз­гор­ди́ти­ся побе́­дою над немощ­но́ю душе́ю мое́ю. Изба́ви ю́ от гее́­ны, иде́­же плач и скре́­жет зубо́в, и свя­ты­́­ми моли́тва­ми тво­и́­ми сотво­ри́ мя при­ча́ст­ни­ка Небе́с­на­го Ца́р­ствия в Тро́и­це сла́ви­ма­го Бо́­га, Отца́ и Сы́­на и Свя­та́­го Ду́­ха. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мчч. Терен­тия и Неонил­лы и чад их: Сар­ви­ла, Фота, Фео­ду­ла, Иерак­са, Нита, Вила и Евни­кии (249 – 250). Мц. Парас­ке­вы, наре­чен­ной Пят­ни­ца (III). Прп. Сте­фа­на Сав­ва­и­та, твор­ца кано­нов (IX). Свт. Арсе­ния I, архи­еп. Серб­ско­го (1266). Прп. Иова, игум. Поча­ев­ско­го (1651). Мчч. Афри­ка­на, Терен­тия, Мак­си­ма, Пом­пия и иных 36 (III). Сщмч. Кири­а­ка, патр. Иеру­са­лим­ско­го (363). Прп. Иоан­на Хозе­ви­та, еп. Кеса­рий­ско­го (VI). Сщмч. Нео­фи­та, еп. Урб­нис­ско­го (VI; груз.). Прп. Фео­фи­ла Киев­ско­го, Хри­ста ради юрод. (1853). Прп. Арсе­ния Кап­па­до­кий­ско­го (1924). Сщмч. Иоан­на Вилен­ско­го пре­св. (1918).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму