10 нояб­ря. Свя­тая муче­ни­ца Парас­ке­ва, наре­чен­ная Пятницею
Свя­тая муче­ни­ца Парас­ке­ва, наре­чен­ная Пят­ни­цею, жила в III веке в Ико­нии в бога­той и бла­го­че­сти­вой семье. Роди­те­ли свя­той осо­бен­но почи­та­ли день стра­да­ний Гос­под­них – пят­ни­цу, поэто­му и назва­ли дочь, родив­шу­ю­ся в этот день, Парас­ке­вою, что в…

Свя­тая муче­ни­ца Парас­ке­ва, наре­чен­ная Пят­ни­цею, жила в III веке в Ико­нии в бога­той и бла­го­че­сти­вой семье. Роди­те­ли свя­той осо­бен­но почи­та­ли день стра­да­ний Гос­под­них – пят­ни­цу, поэто­му и назва­ли дочь, родив­шу­ю­ся в этот день, Парас­ке­вою, что в пере­во­де с гре­че­ско­го и озна­ча­ет – Пят­ни­ца. Всем серд­цем воз­лю­би­ла юная Парас­ке­ва чисто­ту и высо­кую нрав­ствен­ность дев­ствен­ной жиз­ни и дала обет без­бра­чия. Она захо­те­ла посвя­тить всю свою жизнь Богу и про­све­ще­нию языч­ни­ков све­том веры Хри­сто­вой. На этом пра­вед­ном пути суж­де­но было Парас­ке­ве, носив­шей в име­ни сво­ем память о дне вели­ких Стра­стей Иису­со­вых, при­об­щить­ся и в жиз­ни Стра­стям Хри­сто­вым через телес­ные муки. За испо­ве­да­ние пра­во­слав­ной веры озло­бив­ши­е­ся языч­ни­ки схва­ти­ли ее и при­ве­ли к город­ско­му вла­сти­те­лю. Здесь ей пред­ло­жи­ли при­не­сти бого­мерз­кую жерт­ву язы­че­ско­му идо­лу. С твер­дым серд­цем, упо­вая на Бога, отверг­ла пре­по­доб­ная это пред­ло­же­ние. За это она пре­тер­пе­ла вели­кие муче­ния: при­вя­зав ее к дере­ву, мучи­те­ли тер­за­ли ее чистое тело желез­ны­ми гвоз­дя­ми, а затем, устав от мучи­тель­ства, всю изъ­язв­лен­ную до костей, бро­си­ли в тем­ни­цу. Но Бог не оста­вил свя­тую стра­да­ли­цу и чудес­но исце­лил ее истер­зан­ное тело. Не вра­зу­мив­шись этим Боже­ствен­ным зна­ме­ни­ем, пала­чи про­дол­жа­ли мучить Парас­ке­ву и, нако­нец, отсек­ли ей голову.

Свя­тая Парас­ке­ва Пят­ни­ца все­гда поль­зо­ва­лась у пра­во­слав­но­го наро­да осо­бой любо­вью и почи­та­ни­ем. С ее памя­тью соеди­ня­ет­ся мно­же­ство бла­го­че­сти­вых обы­ча­ев и обря­дов. В древ­них рус­ских меся­це­сло­вах и свят­цах имя муче­ни­цы пишет­ся так: “Свя­тая Парас­ке­ва, наре­чен­ная Пят­ни­ца”. Хра­мы во имя свя­той Парас­ке­вы назы­ва­лись в древ­но­сти Пят­ни­ца­ми. Наиме­но­ва­ние Пят­ниц полу­ча­ли в ста­ри­ну на Руси неболь­шие при­до­рож­ные часов­ни. Про­стой рус­ский народ назы­вал муче­ни­цу Парас­ке­ву Пят­ни­цей, Пяти­ной, Пет­кой. Ико­ны свя­той Парас­ке­вы осо­бен­но почи­та­лись и укра­ша­лись наши­ми пред­ка­ми. Рус­ские ико­но­пис­цы обык­но­вен­но изоб­ра­жа­ли муче­ни­цу суро­вой подвиж­ни­цей, высо­ко­го роста, с луче­зар­ным вен­ком на голо­ве. Ико­ны свя­той муче­ни­цы охра­ня­ют семей­ное бла­го­по­лу­чие и сча­стье. По цер­ков­но­му веро­ва­нию, свя­тая Парас­ке­ва – покро­ви­тель­ни­ца полей и ско­та. Поэто­му в день ее памя­ти при­ня­то при­но­сить в цер­ковь для осве­ще­ния пло­ды, кото­рые хра­нят­ся потом как свя­ты­ня до сле­ду­ю­ще­го года. Кро­ме того, свя­той Парас­ке­ве молят­ся о сохра­не­нии ско­та от паде­жа. Свя­тая муче­ни­ца – цели­тель­ни­ца людей от самых тяже­лых душев­ных и телес­ных недугов.

Тро­парь, глас 4

Прему́драя и всехва́льная Христо́ва му́ченица Параске́ва, /​му́жескую кре́пость прии́мши,/ же́нскую же не́мощь отве́ргши, /​диа́вола побе­ди́ и мучи́теля посра­ми́, /​вопию́щи и глаго́лющи: /​прииди́те, те́ло мое́ мече́м ссецы́те и огне́м сожги́те, /​аз бо, ра́дующися, иду́ ко Хри­сту́, Жени­ху́ мое­му́. /​Тоя́ моли́твами, Хри­сте́ Бо́же, /​/​спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 3

Всесвято́е и непоро́чное муче́ние прине́сши, /​я́ко ве́но пречестно́е, безсме́ртному Жени­ху́ Хри­сту́, /​А́нгельское ликостоя́ние возвесели́ла еси́ /​и победи́ла еси́ де́монския ко́зни. /​Сего́ ра́ди тя че́стно ве́рою чтим, /​/​му́ченице Параске́во многострада́льная.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​страстоте́рпица Христо́ва Параске́во, /​и чтим честно́е страда́ние твое́, /​я́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́ла еси́.

Молит­ва муче­ни­це Парас­ке­ве, наре­чен­ной Пятницею

О свята́я и преблаже́нная му́ченице Христо́ва Параске́во, кра­со­то́ деви́ческая, му́чеников похва­ло́, чисто­ты́ о́бразе, великоду́шных зерца́ло, прему́дрых удивле́ние, ве́ры христиа́нския храни́тельнице, и́дольския льсти́ обличи́тельнице, Ева́нгелия Боже́ственнаго побо́рнице, за́поведей Госпо́дних ревни́тельнице, сподо́бльшаяся при­и­ти́ ко приста́нищу ве́чнаго поко́я и в черто́зе Жени­ха́ тво­е­го́ Хри­ста́ Бо́га све́тло веселя́щаяся, сугу́бым венце́м де́вства и му́ченичества украше́нная! Мо́лим тя, свята́я му́ченице, бу́ди о нас печа́льница ко Хри­сту́ Бо́гу, Его́же преблаже́ннейшим зре́нием при́сно весели́тися; моли́ Всеми́лостиваго, и́же сло́вом о́чи слепы́м отве́рзе, да изба́вит нас от боле́зни оче́с на́ших, теле́сных вку́пе и душе́вных; раз­же­ни́ твои́ми святы́ми моли́твами те́мный мрак прибы́вший от грехо́в на́ших, испро­си́ у Отца́ Све́та свет благода́ти душе́вным и теле́сным очесе́м на́шим; про­све­ти́ нас, омраче́нных грех­ми́, све́том Бо́жия благода́ти, да твои́х ра́ди святы́х моли́тв да́стся безоче́сным сла́дкое зре́ние. О вели́кая уго́дница Бо́жия! О му́жественнейшая де́во! О кре́пкая му́ченице свята́я Параске́во! Святы́ми твои́ми моли́твами бу́ди нам гре́шным помо́щница, хода́тайствуй и моли́ся о окая́нных и зело́ неради́вых гре́шницех, уско­ри́ на по́мощь нам, и́бо зело́ немощ­ны́ есмы́. Моли́ Го́спода, чи́стая деви́це, моли́ Милосе́рдаго, свята́я му́ченице, моли́ Жени­ха́ тво­е­го́, непоро́чная Христо́ва неве́сто, да твои́ми моли́твами посо́бствоваши, мра́ка же грехо́внаго избы́вше, во све́те и́стинныя ве́ры и дея́ний Боже́ственных вни́дем во свет ве́чный дне невече́рняго, во град весе́лия при́снаго, в не́мже ты ны́не све́тло блиста́еши сла́вою и весе́лием безконе́чным, славосло́вящи и воспева́ющи со все́ми Небе́сными Си́лами Трисвяти́тельное Еди́ное Боже­ство́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мчч. Терен­тия и Неонил­лы и чад их: Сар­ви­ла, Фота, Фео­ду­ла, Иерак­са, Нита, Вила и Евни­кии (249 – 250). Прп. Сте­фа­на Сав­ва­и­та, твор­ца кано­нов (IX). Свт. Арсе­ния I, архи­еп. Серб­ско­го (1266). Прп. Иова, игум. Поча­ев­ско­го (1651). Свт. Димит­рия, митр. Ростов­ско­го (1709). Мчч. Афри­ка­на, Терен­тия, Мак­си­ма, Пом­пия и иных 36 (III). Сщмч. Кири­а­ка, патр. Иеру­са­лим­ско­го (363). Прп. Иоан­на Хозе­ви­та, еп. Кеса­рий­ско­го (VI). Сщмч. Нео­фи­та, еп. Урб­нис­ско­го (VI; груз.). Прп. Фео­фи­ла Киев­ско­го, Хри­ста ради юрод. (1853). Прп. Арсе­ния Кап­па­до­кий­ско­го (1924). Сщмч. Иоан­на Вилен­ско­го пре­св. (1918).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму