10 фев­ра­ля. Пре­по­доб­ный Фео­до­сий Тотемский
Родил­ся в Волог­де око­ло 1530 года и был вос­пи­тан в бла­го­че­стии и стра­хе Божи­ем. Достиг­нув совер­шен­но­ле­тия, по насто­я­нию роди­те­лей Фео­до­сий всту­пил в брак и имел дочь, но семей­ная жизнь не отвле­ка­ла его от дея­тель­ной люб­ви к…

Родил­ся в Волог­де око­ло 1530 года и был вос­пи­тан в бла­го­че­стии и стра­хе Божи­ем. Достиг­нув совер­шен­но­ле­тия, по насто­я­нию роди­те­лей Фео­до­сий всту­пил в брак и имел дочь, но семей­ная жизнь не отвле­ка­ла его от дея­тель­ной люб­ви к Богу. Он усерд­но посе­щал цер­ковь, мно­го молил­ся дома, осо­бен­но ночью. По смер­ти роди­те­лей и супру­ги, отдав все свое состо­я­ние род­ствен­ни­кам на вос­пи­та­ние доче­ри, Фео­до­сий уда­лил­ся в Воло­год­ский Пре­об­ра­жен­ский мона­стырь пре­по­доб­но­го Димит­рия При­луц­ко­го и, при­няв здесь постриг, сми­рен­но нес все нелег­кие мона­стыр­ские послу­ша­ния: колол дро­ва, пек хле­бы, молол муку, испол­няя все с усердием.

Отпра­вив­шись по пору­че­нию игу­ме­на оби­те­ли в То́тьму смот­реть за мона­стыр­ски­ми соле­вар­ня­ми, он забот­ли­во отно­сил­ся к рабо­чим и был к ним кро­ток и мило­стив. Управ­ле­ние его было тако­во, что нико­гда преж­де соле­вар­ни не при­но­си­ли столь­ко дохо­да, как при нем. После того, как жите­ли Тотьмы ста­ли пере­се­лять­ся на новое место, пре­по­доб­ный поже­лал осно­вать в этих местах мона­стырь. Насе­ле­ние Тотьмы и окрест­ных дере­вень, знав­шее и любив­шее пре­по­доб­но­го Фео­до­сия еще на вар­ни­цах, услы­шав об этом, при­хо­ди­ло к нему и при­но­си­ло все необ­хо­ди­мое для жизни.

В 1554 году, полу­чив цар­скую несу­ди­мую гра­мо­ту и в бла­го­сло­ве­ние от При­луц­ко­го мона­сты­ря ико­ну Бого­ма­те­ри (извест­ную теперь под име­нем «Сумо­рин­ской» чудо­твор­ной), пре­по­доб­ный Фео­до­сий при­сту­пил к устро­е­нию мона­сты­ря и в тече­ние одно­го года, при помо­щи сосед­них жите­лей поста­вил дере­вян­ную цер­ковь, тра­пе­зу, кельи и дру­гие необ­хо­ди­мые постройки.

Сам полу­чив­ший в юно­сти хоро­шее обра­зо­ва­ние, свя­той стре­мил­ся к духов­но­му про­све­ще­нию бра­тии и со вре­ме­нем собрал в оби­те­ли обшир­ную биб­лио­те­ку. Ста­ра­ни­ем пре­по­доб­но­го была вос­ста­нов­ле­на и запу­стев­шая Ефре­мо­ва пустынь в том же Тотем­ском окру­ге. Будучи насто­я­те­лем теперь уже двух оби­те­лей, пре­по­доб­ный Фео­до­сий посто­ян­но нахо­дил­ся в молит­ве и тру­дах, являя при­мер бра­тии. Про­ви­дя ско­рую кон­чи­ну, свя­той оста­вил духов­ное заве­ща­ние, в кото­ром, в част­но­сти, настой­чи­во под­чер­ки­вал необ­хо­ди­мость цер­ков­ной молит­вы за всех усопших.

Скон­чал­ся 28 янва­ря 1568 года. Извест­но око­ло 150 посмерт­ных чудес преподобного.

Тро­парь, глас 1

От ю́ности, преподо́бне Феодо́сие, /​жела́ние твое́ ко Хри­сту́ Бо́гу впери́л еси́, /​его́же ра́ди град и оте́чество оста́вль /​и сла́ву су́етную, я́ко прах вмени́в, /​после́довал еси́ преподо́бному Дими́трию /​и оби́тели его́ сожи́тель был еси́, /​пресели́вся ко гра́ду То́тьме /​и в междоре́чие всели́вся, /​посто́м и бде́нием, и власяны́м одея́нием, /​и вери́гами те́ло твое́ удручи́л еси́. /​Сего́ ра́ди Бог, ви́дев твоя́ тру­ды́, /​по преставле́нии твое́м чуде­сы́ обо­га­ти́ тя: /​бе́сы изгоня́еши и слепы́я просвеща́еши, /​от вся́ких неду́г и бед избавля́еши приходя́щия к тебе́ с ве́рою и вопию́щия: /​сла́ва Да́вшему ти кре́пость, /​сла́ва Венча́вшему тя, /​/​сла́ва Даю́щему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак, глас 8

Воздержа́нием плоть изнури́л еси́/ и непреста́нными моли́твами, я́ко А́нгел, возвы́сился еси́, /​струя́ми же сле́зными бесо́вския пол­ки́ погрузи́л еси́. /​И ны́не во Све́те невече́рнем лику́еши у Хри­ста́ Бо́га /​и приходя́щим ко свято́му тво­е­му́ гро́бу неоску́дно исцеле́ние подае́ши, /​ве́рою вопию́щим тебе́: /​/​ра́дуйся, о́тче Феодо́сие, Богому́дре.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Феодо́сие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Феодосию

О до́брый наш па́стырю и Богому́дрый наста́вниче, преподо́бне о́тче Феодо́сие! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и призыва́ющих в по́мощь ско́рое предста́тельство твое́: виждь нас гре́шных в толи́цех обстоя́ниих су́щих, виждь нас не́мощных отвсю́ду уловля́емых, вся́каго бла́га лише́нных и умо́м от малоду́шия помраче́нных; потщи́ся уго́дниче Бо́жий, не оста́вити нас в грехо́внем пле­ну́ бы́ти, да не бу́дем в ра́дость враго́м на́шым, и не у́мрем в лука́вых дея́ниих на́ших. Моли́ о нас недосто́йных Спа́са Го́спода, Ему́же ты со безпло́тными ли́ки предстои́ши. Ми́лостива к нам сотво­ри́ Соде́теля на́шего в ны́нешнем ве́це и в бу́дущем, да не возда́ст нам по дело́м на́шым, и по нечи­сто­те́ серде́ц на́ших, но по Свое́й бла́гости возда́ст нам: на твое́ бо хода́тайство упова́юще, твои́м предста́тельством хва́лимся, твое́ заступле́ние на по́мощь призыва́ем и к цельбоно́сному гро́бу тво­е­му́ припа́дающе недосто́йнии исцеле́ния про́сим: изба́ви нас, уго́дниче Христо́в, от злых находя́щих на нас, и укро­ти́ во́лны страсте́й и бед востаю́щих на нас, да ра́ди святы́х твои́х моли́тв не объи́мет нас на́пасть, и не погря́знем в пучи́не грехо́вней и в ти́не страсте́й на́ших. Моли́, преподо́бне о́тче Феодо́сие, Хри­ста́ Бо́га на́шего: стра́ждущую стра­ну́ Росси́йскую от лю́тых безбо́жник и вла́сти их Госпо́дь да свободи́т, и да возста́вит престо́л правосла́вных прави́телей; ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш; да пода́ст нам ми́рное жи́тельство, оставле́ние грехо́в, душа́м на́шым спасе́ние и ве́лию ми́лость. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Ефре­ма Сири­на (373 – 379). Прп. Ефре­ма Ново­торж­ско­го (1053). Прп. Пал­ла­дия пустын­ни­ка (IV). Прп. Иса­а­ка Сири­на, еп. Нине­вий­ско­го (VII). Мчч. Плу­то­до­ра, Хариссы, 2‑х муче­ниц, мате­ри и дще­ри, мечом усе­чен­ных. Св. Геор­гия Угри­на (1015), бра­та прп. Ефре­ма Ново­торж­ско­го. Прп. Ефре­ма Печер­ско­го, еп. Пере­я­с­лав­ско­го (ок. 1098). Св. Фео­до­ра исп., пре­сви­те­ра (1933). Сщмч. Игна­тия, епи­ско­па Ско­пин­ско­го, Вла­ди­ми­ра (Пищу­ли­на) пре­сви­те­ра и прп­мч. Вар­фо­ло­мея (Рат­ных) (1938). Сщмч. Пав­ла (Доб­ро­мыс­ло­ва) пре­сви­те­ра, Алма-Атин­ско­го (1940). Прп. Леон­тия (Ста­се­ви­ча) исп., Ива­нов­ско­го (1972). Ико­ны Божи­ей Мате­ри: Сумо­рин­ской-Тотем­ской (XVI).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму