Преподобный Ефрем Сирин, учитель покаяния, родился в начале IV века (год его рождения точно неизвестен) в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии. Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения.
Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден. В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником. Такой род христианского подвижничества был введен в Низибии учеником преподобного Антония Великого египетским пустынником Евгением. Монахи держали строгий пост, питаясь только скудными пустынными растениями, и трудились, чтобы стяжать добродетели кротости и смирения.
Став отшельником, Ефрем начал глубоко изучать Священное Писание. Он много потрудился над истолкованием Моисеева Пятикнижия, сочинил ряд известных молитв и церковных песнопений.
В 363 году Низибия подпала под власть персов и многие из христиан оставили этот город. Тогда и преподобный Ефрем вознамерился пойти отсюда в город Эдессу.
В пещере под Эдессой преподобный Ефрем подвизался до конца своей жизни.
По словам святого, “кто всегда одержим вспыльчивостью, часто и скоро приводится в гнев даже маловажною вещию, тот пусть слышит, что говорит Апостол: гнев мужа правды Божией не соделовает (Иак. 1, 20). И действительно злополучен и жалок, кто побеждается сими страстями. Ибо гневающийся, как говорят, убивает душу свою. Да и действительно, гневливый убивает и губит душу свою, потому что всю жизнь проводит он в смятениях и далек от спокойствия. Он чужд мира, далек и от здравия; потому что и тело у него непрестанно истаявает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лице покрыто бледностию, и мысль изменяется, и разум изнемогает, и помыслы льются рекою, и всем он ненавистен. Такой человек далек от долготерпения и от любви; пустыми речами легко приводится в смятение, из безделицы заводит ссоры; где нет в нем нужды, там вмешивается в дело и навлекает на себя большую и большую ненависть. Такой человек любит многословие и хвастается за то, что бесполезно. Ему приятно злоречие; для кротости он немощен, а в лукавстве мужествен. И кто не станет плакать о нем? Он мерзок пред Богом и пред людьми. Ибо вспыльчивый во всем несносен. Поэтому остерегайтесь вспыльчивости”.
Тропарь, глас 8
Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́, /и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́, /и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Ефре́ме о́тче наш, //моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 2
Час при́сно прови́дя Суда́, /рыда́л еси́ го́рько, Ефре́ме, я́ко любобезмо́лвный, /де́лателен же был еси́ в де́лех учи́тель, преподо́бне. //Те́мже, о́тче всеми́рный, лени́выя воздвиза́еши к покая́нию.
Величание
Ублажа́ем тя, /преподо́бне о́тче Ефре́ме, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.
Молитва преподобному Ефрему Сирину
О уго́дниче Христо́в, о́тче наш Ефре́ме! Принеси́ моли́тву на́шу к ми́лостивому и всеси́льному Бо́гу и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим, у бла́гости Его́ вся я́же на по́льзу душа́м и телесе́м на́шим, ве́ру пра́ву, наде́жду несумне́нну, любо́вь нелицеме́рну, кро́тость и незло́бие, во искуше́ниях му́жество, в злострада́ниях терпе́ние, во благоче́стии преспе́яние, да не во зло обрати́м дары́ Всеблага́го Бо́га. Не забу́ди, чудотво́рче святы́й, и святы́й храм (дом) сей и прихо́д наш: сохрани́ и соблюди́ их моли́твами твои́ми от вся́каго зла. Ей, свя́тче Бо́жий, сподо́би нас кончи́ну благу́ю улучи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити, да просла́вим ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прп. Ефрема Новоторжского (1053). Прп. Палладия пустынника (IV). Прп. Исаака Сирина, еп. Ниневийского (VII). Мчч. Плутодора, Хариссы, 2‑х мучениц, матери и дщери, мечом усеченных. Св. Георгия Угрина (1015), брата прп. Ефрема Новоторжского. Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского (ок. 1098). Прп. Феодосия Тотемского (1568). Св. Феодора исп., пресвитера (1933). Сщмч. Игнатия, епископа Скопинского, Владимира (Пищулина) пресвитера и прпмч. Варфоломея (Ратных) (1938). Сщмч. Павла (Добромыслова) пресвитера, Алма-Атинского (1940). Прп. Леонтия (Стасевича) исп., Ивановского (1972). Иконы Божией Матери: Суморинской-Тотемской (XVI).