10 фев­ра­ля. Пре­по­доб­ный Ефрем Новоторжский
Пре­по­доб­ный Ефрем Ново­торж­ский, осно­ва­тель Бори­со­глеб­ско­го мона­сты­ря в горо­де Торж­ке, был родом из Вен­грии. Вме­сте со сво­и­ми бра­тья­ми свя­тым Мои­се­ем Угри­ном (память 26 июля) и свя­тым Геор­ги­ем он поки­нул роди­ну, воз­мож­но, по при­чине пре­сле­до­ва­ния православных. При­дя на…

Пре­по­доб­ный Ефрем Ново­торж­ский, осно­ва­тель Бори­со­глеб­ско­го мона­сты­ря в горо­де Торж­ке, был родом из Вен­грии. Вме­сте со сво­и­ми бра­тья­ми свя­тым Мои­се­ем Угри­ном (память 26 июля) и свя­тым Геор­ги­ем он поки­нул роди­ну, воз­мож­но, по при­чине пре­сле­до­ва­ния православных.

При­дя на Русь, бра­тья посту­пи­ли на служ­бу к ростов­ско­му кня­зю свя­то­му Бори­су, сыну рав­ноап­о­столь­но­го вели­ко­го кня­зя Владимира.

В 1015 году на реке Аль­те вме­сте со свя­тым кня­зем Бори­сом погиб и брат Ефре­ма Геор­гий. Убий­цы отре­за­ли ему голо­ву, что­бы снять золо­тую грив­ну, кото­рую он носил на шее. Мои­сею уда­лось спа­стись бег­ством, и он посту­пил в чис­ло мона­хов Кие­во-Печер­ско­го монастыря.

Ефрем, нахо­див­ший­ся в это вре­мя, оче­вид­но, в Росто­ве, при­быв на место убий­ства, нашел голо­ву бра­та и взял ее с собой. Оста­вив служ­бу при кня­же­ском дво­ре, пре­по­доб­ный Ефрем уда­лил­ся на реку Твер­цу с тем, что­бы там вести уеди­нен­ную ино­че­скую жизнь. После того как воз­ле него посе­ли­лось несколь­ко мона­ше­ству­ю­щих, он в 1038 году постро­ил мона­стырь в честь свя­тых кня­зей стра­сто­терп­цев Бори­са и Гле­ба. Бра­тия избра­ли его сво­им насто­я­те­лем. Близ мона­сты­ря, рас­по­ло­жен­но­го непо­да­ле­ку от тор­го­во­го пути к Нов­го­ро­ду, был устро­ен стран­но­при­им­ный дом, где бес­плат­но содер­жа­лись бед­ные и странники.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ефрем в глу­бо­кой ста­ро­сти, его тело было погре­бе­но в устро­ен­ном им мона­сты­ре, а в гроб, соглас­но его заве­ща­нию, была поло­же­на голо­ва его бра­та, свя­то­го Георгия.

Мощи пре­по­доб­но­го Ефре­ма были обре­те­ны в 1572 году.

Тро­парь, глас 1

Боже́ствен­ною свы­́­ше пpо­све­ти́в­ся бла­го­да́тию, пpе­по­до́бне, /​мно́­гим теp­пе­́­ни­ем во вpе́­мен­ной жи́з­ни по́­двиг совеp­ши́л еси́. /​Те́м­же исто­ча́е­ши чуде́с бла­го­да́ть /​всем с ве́pою пpи­хо­дя́­щим к моще́м тво­и́м, Ефpе́­ме пpеб­ла­же́нне. /​Сего́ pа́­ди зове́м: /​сла́­ва Да́в­ше­му ти кpе́­пость, /​сла́­ва Вен­ча́в­ше­му тя, /​/​сла́­ва Де́й­ству­ю­ще­му тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак, глас 8

Я́ко Бого­яв­ле́н­ная Рос­си́й­ская звез­да́, /​днесь сия́я чуде­сы́, яви́л­ся еси́, пре­по­до́бне о́т­че Ефре́­ме. /​Тем не пре­ста́й моля́­ся о ста́­де сво­е́м, /​сохра­ня́яй оте́­че­ство тво­е́, град же и лю́­ди, /​и́же тебе́ ве́рою почи­та́­ю­щих /​и к чест­ны­́м моще́м тво­и́м усе́рд­но при­те­ка́­ю­щих, /​да велег­ла́с­но тебе́ вопи­е́м: /​/​ра́­дуй­ся, Бого­му́д­ре Ефре́­ме, о́т­че наш.

Вели­ча­ние

Убла­жа́ем тя, /​пре­по­до́бне о́т­че Ефре́­ме, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​наста́в­ни­че мона́хов/​/​и собе­се́д­ни­че А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Ефре­му Новоторжскому

О, пре­сла́в­ный Гос­по́­день уго́д­ни­че и Бо́­гом со́бран­на­го зде о тебе́ ста́­да Хри­сто́­ва пре­до́брый па́­сты­рю и наста́в­ни­че, пре­по­до́бне и Бого­но́­се о́т­че наш Ефре́­ме! При­и­ми́ убо́­гое сие́ на́­ше и ма́­лое от люб­ви́ душе́в­ныя при­но­си́­мое тебе́ моле́­ние и не пре́зри нас, гре́ш­ных, тре́­бу­ю­щих тво­е­я́ по́­мо­щи и заступле́­ния. Се бо мы, пред­ста́­те­ля тя в ну́ж­дах непо­сты­́д­на­го стя­жа́в­ше, ве́рою несум­не́н­ною тебе́ в хода́тай­ство при­зы­ва́ем, ты же, я́ко ве́­лие име́яй дерз­но­ве́­ние ко Го́с­по­ду и Пре­чи́­стей Его́ Ма́­те­ри, бу́­ди моли́твен­ник, по́­мощ­ник и хода́тай о всех, со тща́­ни­ем в Боже́ствен­ный твой храм при­хо­дя́­щих, чест­ны­́х же и мно­го­це­ле́б­ных моще́й тво­и́х со стра́­хом и бла­го­го­ве́­ни­ем при­ка­са́­ю­щих­ся, услы­́­ши ны, свя́т­че Бо́­жий, и при­́зри ми́­ло­сти­вым о́ком на пред­сто­я́­щия цель­бо­но́с­но­му тво­е­му́ гро́­бу лю́­ди. Ве́­мы бо вои́­сти­ну, я́ко а́ще по отше́ствии тво­е́м пло́тию и раз­лу­чи́л­ся еси́ от нас, но ду́­хом неот­сту́п­но пре­бы­ва́е­ши с на́­ми, тем и вся нам, я́же ко спа­се́­нию поле́з­ная, усе́рдне про­ся́­щим, моли́тва­ми тво­и́­ми пода́ти мо́­же­ши. Про­стри́ у́бо пре­по­до́б­ныя дла́­ни тво­я́, о до́брый и вели́кий наш засту́п­ни­че, и не пре­ста́й моли́ти­ся о стра­не́ на́­шей и о лю́­дях, на вся́ком ме́­сте бла­го­че́ст­но тебе́ на по́­мощь при­зы­ва́­ю­щих. Сохра­ни́ же вся гра́­ды и стра­ны́ Рос­си́й­ския от наше́ствия ино­пле­ме́н­ник, меж­до­усо́б­ныя бра́­ни, тле­тво́р­ных ветр и от вся́ка­го губи́­тель­на­го зла. Всех нас изба́ви от вся́ких бед и скор­бе́й. Я́ко да тобо́ю управ­ля́е­ми, мно­го­мя­те́ж­ное мало­вре́­мен­на­го жити­я́ сего́ мо́­ре без­бе́дне пре­плы­́в­ше, дости́­г­нем в жела́е­мое о́ное Небе́с­ное при­ста́­ни­ще и про­сла́вим Все­свя­ту́ю, Рав­но­че́ст­ную и Еди­но­су́щ­ную Тро́и­цу, Отца́, и Сы́­на, и Свя­та́­го Ду́­ха, ны́не и при­́с­но и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Ефре­ма Сири­на (373 – 379). Прп. Пал­ла­дия пустын­ни­ка (IV). Прп. Иса­а­ка Сири­на, еп. Нине­вий­ско­го (VII). Мчч. Плу­то­до­ра, Хариссы, 2‑х муче­ниц, мате­ри и дще­ри, мечом усе­чен­ных. Св. Геор­гия Угри­на (1015), бра­та прп. Ефре­ма Ново­торж­ско­го. Прп. Ефре­ма Печер­ско­го, еп. Пере­я­с­лав­ско­го (ок. 1098). Прп. Фео­до­сия Тотем­ско­го (1568). Св. Фео­до­ра исп., пре­сви­те­ра (1933). Сщмч. Игна­тия, епи­ско­па Ско­пин­ско­го, Вла­ди­ми­ра (Пищу­ли­на) пре­сви­те­ра и прп­мч. Вар­фо­ло­мея (Рат­ных) (1938). Сщмч. Пав­ла (Доб­ро­мыс­ло­ва) пре­сви­те­ра, Алма-Атин­ско­го (1940). Прп. Леон­тия (Ста­се­ви­ча) исп., Ива­нов­ско­го (1972). Ико­ны Божи­ей Мате­ри: Сумо­рин­ской-Тотем­ской (XVI).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму