10 декаб­ря. Свя­ти­тель Иаков, епи­скоп Ростовский
Свя­ти­тель Иаков, епи­скоп Ростов­ский, по мест­но­му пре­да­нию, при­нял постриг в Копыр­ском на реке Ухто­ме мона­сты­ре, в 80 кило­мет­рах от Росто­ва. Дол­гое вре­мя он был игу­ме­ном это­го мона­сты­ря, а в 1385 году постав­лен епи­ско­пом Ростов­ским при мит­ро­по­ли­те…

Свя­ти­тель Иаков, епи­скоп Ростов­ский, по мест­но­му пре­да­нию, при­нял постриг в Копыр­ском на реке Ухто­ме мона­сты­ре, в 80 кило­мет­рах от Росто­ва. Дол­гое вре­мя он был игу­ме­ном это­го мона­сты­ря, а в 1385 году постав­лен епи­ско­пом Ростов­ским при мит­ро­по­ли­те Пимене и вели­ком кня­зе Димит­рии Донском.

Защи­щая осуж­ден­ную на казнь жен­щи­ну, свя­ти­тель, сле­дуя при­ме­ру Спа­си­те­ля, велел бро­сить в нее пер­вый камень тому, кто счи­та­ет себя без­греш­ным, и отпра­вил жен­щи­ну на пока­я­ние. Князь и ростов­ские бояре, недо­воль­ные епи­скоп­ским судом, изгна­ли свя­то­го Иако­ва из Ростова.

Вый­дя из горо­да, свя­ти­тель подо­шел к озе­ру Неро, разо­стлал на воде свою свя­ти­тель­скую ман­тию, и, осе­нив себя крест­ным зна­ме­ни­ем, поплыл на ней, как в лод­ке, управ­ля­е­мый бла­го­да­тью Божи­ей. Уда­лив­шись от горо­да вер­сты на пол­то­ры, свя­ти­тель Иаков вышел на берег у места буду­ще­го мона­сты­ря. Князь и народ, рас­ка­яв­шись, про­си­ли про­ще­ния у свя­ти­те­ля. Крот­кий епи­скоп про­стил их, но обрат­но не вернулся.

На бере­гу озе­ра Неро он поста­вил себе келию и постро­ил неболь­шую цер­ковь в честь Зача­тия пра­вед­ной Анной Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, поло­жив нача­ло Зача­тьев­ско­му Иако­влев­ско­му монастырю.

Скон­чал­ся свя­ти­тель Иаков здесь же 27 ноября/​10 декаб­ря 1392 года.

Рас­про­стра­не­но мне­ние, что свя­ти­тель Иаков борол­ся с ико­но­бор­че­ской ере­сью неко­е­го Мар­ки­а­на, появив­шей­ся в Росто­ве в кон­це ХIV века. Древ­нее житие свя­ти­те­ля не сохра­ни­лось, его не знал даже свя­ти­тель Димит­рий Ростовский.

Новей­шие агио­гра­фы ста­ли брать све­де­ния из служ­бы свя­ти­те­лю Иако­ву Ростовскому.

Одна­ко служ­ба, сохра­нив­ша­я­ся в спис­ках ХVI-ХVII вв., была состав­ле­на путем заим­ство­ва­ний из служ­бы на 6 фев­ра­ля свя­ти­те­лю Вуко­лу, кото­рый борол­ся с ере­ти­ком I века Мар­ки­а­ном, и из служ­бы свя­ти­те­лю Сте­фа­ну Сурож­ско­му, кото­рый про­ти­во­стал импе­ра­то­ру Кон­стан­ти­ну Копро­ни­му (741 – 775).

Тро­парь, глас 4

Избра́н от ю́ности Бо́гови быв, /​святи́телю Иа́кове, /​сего́ ра́ди архиере́йства са́ном почте́н, /​упа́сл еси́ лю́ди, я́же тебе́ Бо́гом вруче́нныя. /​Те́мже и по преставле́нии/ чуде́с дарова́ния от Бо́га прия́л еси́ /​исцеля́ти разли́чныя неду́ги. /​Моли́ о нас, соверша́ющих честну́ю па́мять твою́, /​/​да тебе́ непреста́нно велича́ем.

Кондак, глас 8

Я́ко архиере́ев сопресто́льник /​и святи́телем изря́дный побо́рник был еси́, святи́телю Иа́кове, /​непреста́нно сохраня́й оте́чество твое́, град же и лю́ди, /​тебе́ ве́рою почита́ющия и честны́м моще́м твои́м покланя́ющияся, /​да велегла́сно тебе вопие́м: /​/​ра́дуйся, Иа́кове Богому́дре.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Иа́кове, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Иако­ву, епи­ско­пу Ростовскому

О, пречу́дне и преблаже́нне о́тче, святи́телю Христо́в Иа́кове! С ве́рою и любо́вию к тебе́ припа́дающе, мо́лим тя: огра­ди́ нас святы́ми твои́ми моли́твами от вся́кия беды́, ско́рби и боле́зни, и от вся́каго пра́ведно дви́жимаго на нас гне́ва Бо́жия. Испро­си́ нам ти́хое и безмяте́жное житие́, во вся́ком благоче́стии и чисто­те́, и помо­зи́ нам спасе́ние улучи́ти и Ца́рствия Небе́снаго дости́гнути. Ей, уго́дниче Бо́жий и засту́пниче наш! Не пре́зри усе́рднаго моле́ния сего́ на́шего, но при́зри на ны ми́лостивно и умо­ли́ о нас всеще́драго Человеколю́бца Бо́га, да не поги́бнем лю́те в беззако́ниих на́ших, но да сподо́бимся с тобо́ю и все́ми святы́ми сла́вити и воспева́ти всесвято́е и́мя Его́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Вмч. Иако­ва Пе́рсиянина (421). Прп. Пал­ла­дия (VI – VII). Ико­ны Божи­ей Мате­ри «Зна́мение». Зна­ме­ние Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, быв­шее в Нов­го­ро­де Вели­ком в 1170 году. Блгв. кн. Нов­го­род­ско­го Все­во­ло­да, во св. Кре­ще­нии Гав­ри­и­ла, Псков­ско­го, чуд. (обрет. мощей, 1192). Прп. Фео­до­сия Тер­нов­ско­го (1363). Аба­лак­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1637). Прмч. Кро­ни­да (Люби­мо­ва), архим. Радо­неж­ско­го (1937). Сщмч. Иоан­на Смир­но­ва пре­св. (1937) Прмч. Нико­на (Беля­е­ва) архим. (1937) Собор ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Радо­неж­ских. Прмчч. мона­хов 17 в Индии (IV). Прп. Рома­на Антио­хий­ско­го (V). Блж. Андрея Сим­бир­ско­го (1841). Сщмч. Нико­лая, архи­еп. Вла­ди­мир­ско­го (1937). Сщмч. Васи­лия Соко­ло­ва пре­св. (1937) Сщмч. Бори­са Ива­нов­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Фео­до­ра Доро­фе­е­ва пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Андре­ева пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сия Спе­ран­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Глаз­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Сер­гия Ама­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Хру­ста­ле­ва пре­св. (1937) Сщмч. Сер­гия Бред­ни­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Покров­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Димит­рия Беля­е­ва пре­св. (1937) Сщмч. Вла­ди­ми­ра Смир­но­ва пре­св. (1937) Прмч. Иоаса­фа (Бое­ва) архим. (1937) Прмч. Нико­лая (Сал­ты­ко­ва) игум. (1937) Прмч. Ксе­но­фон­та (Бон­да­рен­ко) иером. (1937) Прмч. Алек­сия (Гаври­на) мон. (1937) Прмч. Апол­ло­са (Федо­се­е­ва) иером. (1937) Прмч. Сера­фи­ма (Кре­стья­ни­но­ва) игум. (1937) Мч. Иоан­на Еме­лья­но­ва (1937). Икон Божи­ей Мате­ри «Зна́мение»: Кур­ской-Корен­ной (1295), Цар­ско­сель­ской, Сера­фи­мо-Поне­та­ев­ской (1879), Верх­не­та­гиль­ской (1753) и име­ну­е­мой «Кор­чем­ная» (XVIII).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму