Икона Божией Матери, именуемая “Знамение”, изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди Ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери “Никопеи”, VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащей обеими руками перед Собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем “Знамение”, появились на Руси в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, – враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу.
После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах “Знамения”, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года.
Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице.
В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.
Многочисленные списки с иконы “Знамения” известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская-Коренная, Серафимо-Понетаевская и другие.
Тропарь, глас 4
Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с /стяжа́вше Тя раби́ Твои́, /Богоро́дице пречи́стая, /сопроти́вных ополче́ния низлага́ем. /Те́мже мо́лим Тя: /мир гра́ду Твоему́ да́руй //и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 4
Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение /пра́зднующе лю́дие Твои́, Богороди́тельнице, /и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́. /Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем: //ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.
Величание
Велича́ем Тя, /Пресвята́я Де́во, /Богоизбра́нная Отрокови́це, /и чтим о́браз Твой святы́й, /и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя //гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»
О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Ма́ти, Богоизбра́нная Отрокови́це! Ненаде́жных наде́яние, больны́х исцеле́ние, си́рым предста́тельнице, скорбя́щим утеше́ние и ра́дость, оби́димым покрови́тельнице и всем в беда́х и напа́стях су́щим ско́рое поможе́ние и заступле́ние! Помози́, о Ма́ти Бо́жия, и нам гре́шным в ско́рби на́шей, возвесели́ ра́достию сердца́ люде́й Твои́х; упра́ви в ми́ре и тишине́ жизнь на́шу и не да́ждь во отча́яние впа́сти. Ты бо Еди́на еси́ па́че всех святы́х и па́че всех Го́рних умо́в Предста́тельница на́ша к Бо́гу, я́ко Всеблага́го Царя́ Блага́я Ма́ти. Те́мже мы, гре́шнии, на Пречи́стый Твой о́браз Зна́мения взира́юще, умиле́нно преклоня́ем коле́на и, благогове́йно лобыза́юще, мо́лим Тя, Благосе́рдая Ма́ти: не отри́ни смире́ннаго моле́ния на́шего и яви́ нам зна́мение ми́лости Твоея́: никто́же бо, к Тебе́ прибега́я со упова́нием, исхо́дит от Тебе́ посра́млен, но про́сит благода́ти и прие́млет дар к поле́зному проше́нию, прославля́я Сы́на Твоего́ и Бо́га, и Тебе́ с Ним, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Вмч. Иакова Персиянина (421). Прп. Палладия (VI – VII). Блгв. кн. Новгородского Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского, чуд. (обрет. мощей, 1192) Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Прп. Феодосия Терновского (1363). Абалакской иконы Божией Матери (1637). Прмч. Кронида (Любимова), архим. Радонежского (1937). Сщмч. Иоанна Смирнова пресв. (1937) Прмч. Никона (Беляева) архим. (1937) Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Прмчч. монахов 17 в Индии (IV). Прп. Романа Антиохийского (V). Блж. Андрея Симбирского (1841). Сщмч. Николая, архиеп. Владимирского (1937). Сщмч. Василия Соколова пресв. (1937) Сщмч. Бориса Ивановского пресв. (1937) Сщмч. Феодора Дорофеева пресв. (1937) Сщмч. Николая Андреева пресв. (1937) Сщмч. Алексия Сперанского пресв. (1937) Сщмч. Иоанна Глазкова пресв. (1937) Сщмч. Сергия Аманова пресв. (1937) Сщмч. Иоанна Хрусталева пресв. (1937) Сщмч. Сергия Бредникова пресв. (1937) Сщмч. Николая Покровского пресв. (1937) Сщмч. Димитрия Беляева пресв. (1937) Сщмч. Владимира Смирнова пресв. (1937) Прмч. Иоасафа (Боева) архим. (1937) Прмч. Николая (Салтыкова) игум. (1937) Прмч. Ксенофонта (Бондаренко) иером. (1937) Прмч. Алексия (Гаврина) мон. (1937) Прмч. Аполлоса (Федосеева) иером. (1937) Прмч. Серафима (Крестьянинова) игум. (1937) Мч. Иоанна Емельянова (1937). Икон Божией Матери «Зна́мение»: Курской-Коренной (1295), Царскосельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой «Корчемная» (XVIII).