10 декаб­ря. Ико­на Божи­ей Мате­ри “Зна­ме­ние”
Ико­на Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мая “Зна­ме­ние”, изоб­ра­жа­ет Пре­свя­тую Бого­ро­ди­цу, сидя­щую и молит­вен­но подъ­ем­лю­щую руки Свои; на гру­ди Ее, на фоне круг­ло­го щита (или сфе­ры) бла­го­слов­ля­ю­щий Боже­ствен­ный Мла­де­нец – Спас-Эмма­ну­ил. Такое изоб­ра­же­ние Бого­ма­те­ри отно­сит­ся к чис­лу самых пер­вых…

Ико­на Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мая “Зна­ме­ние”, изоб­ра­жа­ет Пре­свя­тую Бого­ро­ди­цу, сидя­щую и молит­вен­но подъ­ем­лю­щую руки Свои; на гру­ди Ее, на фоне круг­ло­го щита (или сфе­ры) бла­го­слов­ля­ю­щий Боже­ствен­ный Мла­де­нец – Спас-Эмма­ну­ил. Такое изоб­ра­же­ние Бого­ма­те­ри отно­сит­ся к чис­лу самых пер­вых Ее ико­но­пис­ных обра­зов. В усы­паль­ни­це свя­той Агнии в Риме есть изоб­ра­же­ние Бого­ма­те­ри с рас­про­стер­ты­ми в молит­ве рука­ми и с Мла­ден­цем, сидя­щим на Ее коле­нях. Это изоб­ра­же­ние отно­сит­ся к IV веку. Кро­ме того, изве­стен древ­ний визан­тий­ский образ Бого­ма­те­ри “Нико­пеи”, VI века, где Пре­свя­тая Бого­ро­ди­ца изоб­ра­же­на сидя­щей на троне и дер­жа­щей обе­и­ми рука­ми перед Собой оваль­ный щит с обра­зом Спа­са-Эмма­ну­и­ла. Ико­ны Божи­ей Мате­ри, извест­ные под име­нем “Зна­ме­ние”, появи­лись на Руси в ХI-ХII веках, а назы­вать­ся так ста­ли после чудес­но­го зна­ме­ния от Нов­го­род­ской ико­ны, слу­чив­ше­го­ся в 1170 году.

В этот год соеди­нен­ные силы рус­ских удель­ных кня­зей, воз­глав­ля­е­мые сыном Суз­даль­ско­го кня­зя Андрея Бого­люб­ско­го, подо­шли под сте­ны Вели­ко­го Нов­го­ро­да. Нов­го­род­цам оста­ва­лось упо­вать лишь на Божию помощь. Дни и ночи моли­лись они, умо­ляя Гос­по­да не остав­лять их. На тре­тью ночь услы­шал архи­епи­скоп Нов­го­род­ский Илия див­ный голос, пове­ле­ва­ю­щий ему взять из Церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Ильи­ной ули­це образ Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы и выне­сти его на город­скую сте­ну. Когда ико­ну пере­но­си­ли, – вра­ги пусти­ли в крест­ный ход тучу стрел, и одна из них вон­зи­лась в ико­но­пис­ный лик Бого­ро­ди­цы. Из глаз Ее истек­ли сле­зы, и ико­на повер­ну­лась ликом к городу.

После тако­го Боже­ствен­но­го зна­ме­ния на вра­гов вне­зап­но напал неизъ­яс­ни­мый ужас, они ста­ли поби­вать друг дру­га, а обод­рен­ные Гос­по­дом нов­го­род­цы бес­страш­но устре­ми­лись в бой и побе­ди­ли. В вос­по­ми­на­ние чудес­но­го заступ­ни­че­ства Цари­цы Небес­ной, архи­епи­скоп Илия тогда же уста­но­вил празд­ник в честь Зна­ме­ния Божи­ей Мате­ри, кото­рый и доныне празд­ну­ет вся Рус­ская Цер­ковь. Афон­ский иеро­мо­нах Пахо­мий Лого­фет, при­сут­ство­вав­ший на празд­но­ва­нии иконе в Рос­сии, напи­сал на этот празд­ник два кано­на. На неко­то­рых Нов­го­род­ских ико­нах “Зна­ме­ния”, кро­ме Бого­ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем, изоб­ра­жа­ют­ся и чудес­ные собы­тия 1170 года.

Чудо­твор­ная ико­на 186 лет после явле­ния зна­ме­ния нахо­ди­лась в той же церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Ильи­ной улице.

В 1356 году для нее был выстро­ен в Нов­го­ро­де храм Зна­ме­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, став­ший собо­ром Зна­мен­ско­го монастыря.

Мно­го­чис­лен­ные спис­ки с ико­ны “Зна­ме­ния” извест­ны по всей Рос­сии. Мно­гие из них про­си­я­ли чуде­са­ми в мест­ных хра­мах и были наиме­но­ва­ны по месту явле­ния чудес. К таким спис­кам отно­сят­ся ико­ны Дио­ни­си­е­во-Глу­шиц­кая, Аба­лац­кая, Кур­ская-Корен­ная, Сера­фи­мо-Поне­та­ев­ская и другие.

Тро­парь, глас 4

Я́ко необо­ри́­мую сте́­ну и исто́ч­ник чуде́с /​стя­жа́в­ше Тя раби́ Тво­и́, /​Бого­ро́­ди­це пре­чи́стая, /​сопро­ти́в­ных опол­че́­ния низ­ла­га́ем. /​Те́м­же мо́­лим Тя: /​мир гра́­ду Тво­е­му́ да́руй /​/​и душа́м на́­шим ве́­лию ми́лость.

Кондак, глас 4

Чест­на́­го о́бра­за Тво­е­го́ зна́­ме­ние /​пра́зд­ну­ю­ще лю́­дие Тво­и́, Бого­ро­ди́­тель­ни­це, /​и́м­же ди́в­ную побе́­ду на сопро­ти́в­ныя гра́­ду Тво­е­му́ даро­ва́­ла еси́. /​Те́м­же Тебе́ ве́рою взы­ва́ем: /​/​ра́­дуй­ся, Де́во, хри­сти­а́н похвало́.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем Тя, /​Пре­свя­та́я Де́во, /​Бого­из­бра́н­ная Отро­ко­ви́­це, /​и чтим о́браз Твой свя­ты­́й, /​и́м­же ди́в­ную побе́­ду на сопро­ти́в­ныя /​/​гра́­ду Тво­е­му́ даро­ва́­ла еси́.

Молит­ва Пре­свя­той Бого­ро­ди­це пред ико­ной Ея «Зна­ме­ние»

О, Пре­свя­та́я Вла­ды­́­чи­це Бого­ро́­ди­це, Небе́с­на­го Царя́ Ма́ти, Бого­из­бра́н­ная Отро­ко­ви́­це! Нена­де́ж­ных наде́я­ние, боль­ны­́х исце­ле́­ние, си́­рым пред­ста́­тель­ни­це, скор­бя́­щим уте­ше́­ние и ра́­дость, оби́­ди­мым покро­ви́­тель­ни­це и всем в беда́х и напа́­стях су́­щим ско́рое помо­же́­ние и заступле́­ние! Помо­зи́, о Ма́ти Бо́­жия, и нам гре́ш­ным в ско́р­би на́­шей, воз­ве­се­ли́ ра́­до­стию серд­ца́ люде́й Тво­и́х; упра́ви в ми́­ре и тиши­не́ жизнь на́­шу и не да́ждь во отча́я­ние впа́­сти. Ты бо Еди́­на еси́ па́­че всех свя­ты­́х и па́­че всех Го́р­них умо́в Пред­ста́­тель­ни­ца на́­ша к Бо́­гу, я́ко Все­б­ла­га́­го Царя́ Бла­га́я Ма́ти. Те́м­же мы, гре́ш­нии, на Пре­чи́­стый Твой о́браз Зна́­ме­ния взи­ра́­ю­ще, уми­ле́н­но пре­кло­ня́ем коле́­на и, бла­го­го­ве́й­но лобы­за­́­ю­ще, мо́­лим Тя, Бла­го­се́р­дая Ма́ти: не отри́­ни сми­ре́н­на­го моле́­ния на́­ше­го и яви́ нам зна́­ме­ние ми́­ло­сти Тво­е­я́: ник­то́­же бо, к Тебе́ при­бе­га́я со упо­ва́­ни­ем, исхо́­дит от Тебе́ посра́м­лен, но про́­сит бла­го­да́ти и при­е́м­лет дар к поле́з­но­му про­ше́­нию, про­слав­ля́я Сы́­на Тво­е­го́ и Бо́­га, и Тебе́ с Ним, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Вмч. Иако­ва Пер­си­я­ни­на (421). Прп. Пал­ла­дия (VI – VII). Блгв. кн. Нов­го­род­ско­го Все­во­ло­да, во св. Кре­ще­нии Гав­ри­и­ла, Псков­ско­го, чуд. (обрет. мощей, 1192) Свт. Иако­ва, еп. Ростов­ско­го (1392). Прп. Фео­до­сия Тер­нов­ско­го (1363). Аба­лак­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (1637). Прмч. Кро­ни­да (Люби­мо­ва), архим. Радо­неж­ско­го (1937). Сщмч. Иоан­на Смир­но­ва пре­св. (1937) Прмч. Нико­на (Беля­е­ва) архим. (1937) Собор ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Радо­неж­ских. Прмчч. мона­хов 17 в Индии (IV). Прп. Рома­на Антио­хий­ско­го (V). Блж. Андрея Сим­бир­ско­го (1841). Сщмч. Нико­лая, архи­еп. Вла­ди­мир­ско­го (1937). Сщмч. Васи­лия Соко­ло­ва пре­св. (1937) Сщмч. Бори­са Ива­нов­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Фео­до­ра Доро­фе­е­ва пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Андре­ева пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сия Спе­ран­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Глаз­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Сер­гия Ама­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Хру­ста­ле­ва пре­св. (1937) Сщмч. Сер­гия Бред­ни­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Покров­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Димит­рия Беля­е­ва пре­св. (1937) Сщмч. Вла­ди­ми­ра Смир­но­ва пре­св. (1937) Прмч. Иоаса­фа (Бое­ва) архим. (1937) Прмч. Нико­лая (Сал­ты­ко­ва) игум. (1937) Прмч. Ксе­но­фон­та (Бон­да­рен­ко) иером. (1937) Прмч. Алек­сия (Гаври­на) мон. (1937) Прмч. Апол­ло­са (Федо­се­е­ва) иером. (1937) Прмч. Сера­фи­ма (Кре­стья­ни­но­ва) игум. (1937) Мч. Иоан­на Еме­лья­но­ва (1937). Икон Божи­ей Мате­ри «Зна́­ме­ние»: Кур­ской-Корен­ной (1295), Цар­ско­сель­ской, Сера­фи­мо-Поне­та­ев­ской (1879), Верх­не­та­гиль­ской (1753) и име­ну­е­мой «Кор­чем­ная» (XVIII).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму