1 янва­ря. Пре­по­доб­ный Илия Муро­мец, Печерский
Досто­вер­ных све­де­ний о житии пре­по­доб­но­го Илии Муром­ца, Печер­ско­го, сохра­ни­лось до наше­го вре­ме­ни крайне мало. Пред­по­ла­га­ют, что родил­ся он око­ло 1143 года в селе Кара­ча­ро­во под Муро­мом во Вла­ди­мир­ской обла­сти в семье кре­стья­ни­на Ива­на, Тимо­фе­е­ва сына и…

Досто­вер­ных све­де­ний о житии пре­по­доб­но­го Илии Муром­ца, Печер­ско­го, сохра­ни­лось до наше­го вре­ме­ни крайне мало.

Пред­по­ла­га­ют, что родил­ся он око­ло 1143 года в селе Кара­ча­ро­во под Муро­мом во Вла­ди­мир­ской обла­сти в семье кре­стья­ни­на Ива­на, Тимо­фе­е­ва сына и его жены Евфро­си­ньи, доче­ри Яко­ва. Народ­ное пре­да­ние отож­де­стви­ло его со зна­ме­ни­тым бога­ты­рем Ильей Муром­цем, о кото­ром скла­ды­ва­лись мно­го­чис­лен­ные были­ны. Кста­ти, он явля­ет­ся глав­ным дей­ству­ю­щим лицом – могу­чим витя­зем кня­же­ско­го рода Ильей Рус­ским – и гер­ман­ских эпи­че­ских поэм XIII века, осно­ван­ных на более ран­них сказаниях.

С дет­ства и до 30 лет Илья был пара­ли­зо­ван, а потом чудес­ным обра­зом полу­чил исце­ле­ние от трех вещих стар­цев – калик пере­хо­жих (нищих стран­ни­ков), – кото­рые пред­ска­за­ли, что «смерть ему на бою не писа­на». Взяв роди­тель­ское бла­го­сло­ве­ние, Илья мно­го лет состо­ял в дру­жине киев­ско­го кня­зя Вла­ди­ми­ра Моно­ма­ха – был «пер­вый бога­тырь во Кие­ве», не знав­ший поражений.

Илья Муро­мец про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми воин­ски­ми подви­га­ми и неви­дан­ной силой, кото­рую исполь­зо­вал толь­ко для борь­бы с вра­га­ми Оте­че­ства, защи­ты рус­ских людей и вос­ста­нов­ле­ния спра­вед­ли­во­сти. А оби­ды тогда было от кого тер­петь: в сте­пях рыс­ка­ло «Идо­ли­ще пога­ное» (так назы­ва­ли пече­не­гов), леса облю­бо­ва­ли соло­вьи-раз­бой­ни­ки, с хазар­ской сто­ро­ны гро­зил «Жидо­вин проклятый»

Все ска­за­ния сви­де­тель­ству­ют об истин­но хри­сти­ан­ском сми­ре­нии и кро­то­сти Ильи Муром­ца (он нико­гда не пре­воз­но­сил себя!), вели­ча­вом спо­кой­ствии и мире душев­ном: «Я про­стой рус­ский бога­тырь, кре­стьян­ский сын. Я спа­сал вас не из коры­сти, и мне не надо ни сереб­ра, ни золо­та. Я спа­сал рус­ских людей, крас­ных деву­шек, малых дето­чек, ста­рых мате­рей. Не пой­ду я к вам вое­во­дой в богат­стве жить. Мое богат­ство – сила бога­тыр­ская, мое дело – Руси слу­жить, от вра­гов ее оборонять».

Полу­чив в одном из боев с полов­ца­ми неиз­ле­чи­мую рану в грудь и пови­ну­ясь зову серд­ца, Илья при­нял мона­ше­ский постриг в Кие­во-Печер­ском Успен­ском мона­сты­ре. В то вре­мя так посту­па­ли мно­гие вои­ны, заме­няя меч желез­ный мечом духов­ным и про­во­дя свои послед­ние дни в сра­же­нии не за зем­ные цен­но­сти, а за небесные.

Отсут­ствие в Кие­во-Печер­ском пате­ри­ке жития пре­по­доб­но­го Илии кос­вен­но сви­де­тель­ству­ет о том, что в ино­че­ских подви­гах свя­той воин успел про­ве­сти не так мно­го вре­ме­ни. Это дает осно­ва­ние пред­по­ло­жить, что его постриг при­шел­ся на вре­мя игу­мен­ства пре­по­доб­но­го Поли­кар­па Печер­ско­го (1164 – 1182).

Скон­чал­ся Илия Муро­мец око­ло 1188 года, при­мер­но на 45‑м году жиз­ни. Его мощи поко­ят­ся до сего вре­ме­ни в Анто­ни­е­вых пеще­рах Кие­во-Печер­ской лавры.

К лику свя­тых Илия Муро­мец был при­чис­лен в 1643 году в чис­ле 69 подвиж­ни­ков Кие­во-Печер­ской лавры.

Тро­парь, глас 4

При­и­ди­те, вси вер­нии, /​пес­нь­ми духов­ны­ми почтим /​пре­по­доб­на­го отца наше­го Илию Муром­ска­го, /​све­тиль­ни­ка оби­те­ли Печер­ския и всея Рос­сии вели­ка­го заступ­ни­ка, /​образ подви­га воин­ска­го и духов­на­го нам пока­зав­ша­го, /​чудес бла­го­да­тию ныне сия­ю­ща. /​Тем­же при­те­ка­ю­ще к раце мощей его, /​любо­вию целу­ем и вопи­ем: /​моли Хри­ста Бога /​сохра­ни­ти Оте­че­ство наше /​/​и даро­ва­ти нам велию милость.

Кондак, глас 8

Яко све­ти­ло вели­кое Рос­сий­ския зем­ли, /​Небес­на­го Царя вое­во­да непо­бе­дим явил­ся еси, /​и мона­ше­ству­ю­щих бого­дух­но­вен­ное укра­ше­ние. /​Ныне же со Анге­лы Пре­сто­лу Божию пред­стоя, /​Вла­ды­ку Хри­ста, всех Твор­ца, моли /​изба­ви­ти­ся от вся­ких бед и скор­бей /​чту­щим свя­тую память твою, да зовем ти: /​/​радуй­ся, Илие, пре­по­добне отче наш.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Илие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Илие Муромцу

О свя­тый пре­по­доб­ный отче Илие! Руси Свя­той заступ­ни­че, могу­чий рато­бор­че, воине духов­ный и телес­ный ей яви­вый­ся, в житии сво­ем бла­гу наро­да Рус­ска­го и про­слав­ле­нию Бога Хри­сти­ан­ска­го вер­но послу­жи­вый, и по пре­став­ле­нии сво­ем пре­ста­тель­ства сво­е­го о нас не оста­ви­вый, испро­си, свя­те, у Все­ми­ло­сти­ва­го Гос­по­да Оте­че­ству наше­му царя, мир и бла­го­ден­ствие, церк­ви бла­го­устро­е­ние, людем пра­во­слав­ным от нече­сти­вых избав­ле­ние, вои­ном рус­ским в ратех побе­ду и на вра­гов, замыш­ля­ю­щих злая Церк­ви и Оте­че­ству пра­во­слав­но­му, одо­ле­ние, всех же нас засту­пи, и еще про­сим тя, свят­че Божий, разум нам от Бога нис­посли, да позна­ем согре­ше­ния наша, и силу духов­ную, да пока­ем­ся во гре­хах наших, и кре­пость телес­ную, да воз­мо­щи нам житие испра­ви­ти и Русь Свя­тую воз­ро­ди­ти, и в Цар­ствие Небес­ное из нея прейти, да тамо с тобою и все­ми свя­ты­ми спо­до­би­ти­ся непре­станне вос­хва­ля­ти в Тро­и­це сла­ви­ма­го Бога Отца и Сына и Свя­та­го Духа во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Вони­фа­тия (290). Прав. Агла­и­ды, мат­ро­ны Рим­ской (после 290). Мчч. Илии, Про­ва и Ари­са, егип­тян (308). Мчч. Поли­евк­та и Тимо­фея диак. (IV). Свт. Вони­фа­тия Мило­сти­во­го, еп. Ферен­тий­ско­го (VI). Свт. Гри­го­рия, еп. Оми­рит­ско­го (ок. 552). Граж­дан­ский Новый год.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму