1 сен­тяб­ря. Свя­ти­тель Пити­рим, епи­скоп Великопермский
Свя­ти­тель Пити­рим, епи­скоп Вели­ко­перм­ский, был избран и посвя­щен на Перм­скую кафед­ру после стра­даль­че­ской кон­чи­ны свя­ти­те­ля Перм­ско­го Гера­си­ма († после 1441 г., память 24 янва­ря). До того свя­ти­тель Пити­рим в сане архи­манд­ри­та насто­я­тель­ство­вал в Чудо­вом мона­сты­ре. Поз­же…

Свя­ти­тель Пити­рим, епи­скоп Вели­ко­перм­ский, был избран и посвя­щен на Перм­скую кафед­ру после стра­даль­че­ской кон­чи­ны свя­ти­те­ля Перм­ско­го Гера­си­ма († после 1441 г., память 24 янва­ря). До того свя­ти­тель Пити­рим в сане архи­манд­ри­та насто­я­тель­ство­вал в Чудо­вом мона­сты­ре. Поз­же он стал изве­стен как соста­ви­тель кано­на свя­ти­те­лю Алек­сию, Мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му (память 12 фев­ра­ля), и соби­ра­тель све­де­ний о его житии. При­быв на кафед­ру, свя­ти­тель Пити­рим преж­де все­го занял­ся уста­нов­ле­ни­ем дру­же­ствен­ных отно­ше­ний меж­ду зыря­на­ми и вогу­ла­ми. Он рас­сы­лал уве­ща­тель­ные гра­мо­ты и посла­ния, стре­мясь огра­дить зырян от гра­бе­жа. Одна­ко пред­во­ди­тель вогу­лов Асы­ка, поль­зу­ясь кня­же­ски­ми раз­до­ра­ми и уда­лен­но­стью кафед­ры от сто­ли­цы, разо­рял хри­сти­ан­ские селе­ния и уби­вал без­за­щит­ный народ. Нов­го­род­ские вла­дель­цы земель на реках Выге и Двине, тер­пев­шие убыт­ки от бес­пре­стан­но­го раз­боя, в 1445 году пошли про­тив вогу­лов и взя­ли Асы­ку в плен. Ковар­ный языч­ник клял­ся в дру­же­ствен­ном отно­ше­нии к Пер­ми и обе­щал не тре­во­жить более хри­сти­ан. Отпу­щен­ный на сво­бо­ду, Асы­ка стал выжи­дать удоб­но­го момен­та, что­бы напасть на Усть-Вымь, с целью убить свя­ти­те­ля Пити­ри­ма, кото­ро­му при­пи­сы­вал свое пора­же­ние от нов­го­род­цев. За это вре­мя свя­ти­тель Пити­рим два­жды был в Москве: в 1447 году для состав­ле­ния собор­но­го посла­ния кня­зю Димит­рию Шемя­ке, изме­нив­ше­му клят­вен­ным дого­во­рам (пред­по­ла­га­ют, что соста­ви­те­лем гра­мо­ты был свя­ти­тель Пити­рим), и в 1448 году при постав­ле­нии на Мос­ков­скую мит­ро­по­лию свя­ти­те­ля Ионы (память 31 мар­та). Вос­поль­зо­вав­шись отсут­стви­ем свя­ти­те­ля, Асы­ка сно­ва напал на бли­жай­шие к Печо­ре зырян­ские посе­ле­ния, уби­вая и гра­бя жите­лей. Не толь­ко зыряне, но и вогу­лы, коче­вав­шие по при­то­кам Печо­ры, убе­ди­лись в истине про­по­ве­ди свя­ти­те­ля Пити­ри­ма и нача­ли при­ни­мать Кре­ще­ние. Озлоб­лен­ный этим, Асы­ка совер­шил новое зло­де­я­ние. 19 авгу­ста 1456 года он убил свя­ти­те­ля Пити­ри­ма, когда тот совер­шал освя­ще­ние воды на мысе, обра­зу­е­мом сли­я­ни­ем рек Ваги и Выче­гды. Тело свя­ти­те­ля оста­ва­лось в тече­ние 40 дней в гро­бе на месте кон­чи­ны (так как жда­ли ответ на печаль­ное изве­стие о его пре­став­ле­нии), и, несмот­ря на зной­ное вре­мя, тле­ние не кос­ну­лось его. Свя­ти­тель был погре­бен в Усть-Вым­ском кафед­раль­ном Бла­го­ве­щен­ском собо­ре воз­ле сво­е­го пред­ше­ствен­ни­ка, свя­ти­те­ля Гера­си­ма. Память пре­став­ле­ния его была вне­се­на в устав уже в 1522 году. А с 1607 года была уста­нов­ле­на общая память (29 янва­ря) трем Вели­ко­перм­ским свя­ти­те­лям: Гера­си­му, Пити­ри­му и Ионе, пре­ем­ствен­но сме­нив­шим друг дру­га на Усть-Вым­ской кафедре.

Тро­парь, глас 8

Правосла́вия наста́вниче, /​благоче́стия учи́телю и ми́лости сокро́вище, /​архиере́ев украше́ние, /​люде́й зыря́нских наста́вниче, /​святи́телю Питири́ме, /​ду́шу свою́ за Хри­ста́ положи́вый, /​моли́ Еди́наго Человеколю́бца о па́стве твое́й и о всех /​/​любо́вию чту́щих па́мять твою́.

Кондак, глас 3

Мона́шескими доброде́тельми /​во оби́тели святи́теля Алекси́я пе́рвее украси́вся /​и прославле́нию того́ послужи́в, /​па́стырь яви́лся еси́ лю́дем зыря́нским /​и, я́ко а́гнец чист, прине́слся еси́ Сло́ву Началопа́стырю, /​му́ченик быв, Питири́ме святи́телю всехва́льне. /​Те́мже торжеству́ем вси любо́вию /​/​Боже́ственную па́мять твою́.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Питири́ме, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Пити­ри­му Великопермскому

О святи́телию Христо́в, Питири́ме! К тебе́ я́ко ча́до ко отцу, в смире́нии се́рдца с ве́рою и любо́вию вси притека́ем и умиле́нно мо́лимся: предста́тельством твои́м испро­си́ у Го́спода нам покая́ние и проще́ние всех во́льных и нево́льных согреше́ний на́ших, да, преуспева́юще в и́стинней ве́ре и благоче́стии, яви́мся досто́йни ми́лости Его́ неизрече́нныя. Бу́ди, святи́телю Христо́в, те́плий о нас пред Бо́гом засту́пником, да умири́т и укрепи́т Госпо́дь Святу́ю Це́рковь Свою́, да просвети́т лю́ди, седя́щия во тьме и се́ни сме́ртней. Огра­ди́ хода́тайством твои́ми зе́млю Росси́йскую, да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м в ве́це сем, христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шнем суде́ Бо́жием полу́чим и насле́дницы бу́дем Небе́снаго Его́ Ца́рствия во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Муче­ник Андрей Стра­ти­лат и 2593 муче­ни­ков, с ним постра­дав­ших. Муче­ни­ков Тимо­фея, Ага­пия и Фек­лы. Пре­по­доб­но­го Фео­фа­на Ново­го, Афон­ско­го. Свя­ти­те­ля Пити­ри­ма, епи­ско­па Вели­ко­перм­ско­го. Свя­то­го Кал­ли­стра­та. Свя­то­го Нико­лая (Лебе­де­ва) испо­вед­ни­ка, пре­сви­те­ра, Твер­ско­го. Ико­ны Божи­ей Мате­ри “Дон­ская”.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму