1 сен­тяб­ря. Свя­ти­тель Пити­рим, епи­скоп Великопермский
Свя­ти­тель Пити­рим, епи­скоп Вели­ко­перм­ский, был избран и посвя­щен на Перм­скую кафед­ру после стра­даль­че­ской кон­чи­ны свя­ти­те­ля Перм­ско­го Гера­си­ма († после 1441 г., память 24 янва­ря). До того свя­ти­тель Пити­рим в сане архи­манд­ри­та насто­я­тель­ство­вал в Чудо­вом мона­сты­ре. Поз­же…

Свя­ти­тель Пити­рим, епи­скоп Вели­ко­перм­ский, был избран и посвя­щен на Перм­скую кафед­ру после стра­даль­че­ской кон­чи­ны свя­ти­те­ля Перм­ско­го Гера­си­ма († после 1441 г., память 24 янва­ря). До того свя­ти­тель Пити­рим в сане архи­манд­ри­та насто­я­тель­ство­вал в Чудо­вом мона­сты­ре. Поз­же он стал изве­стен как соста­ви­тель кано­на свя­ти­те­лю Алек­сию, Мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му (память 12 фев­ра­ля), и соби­ра­тель све­де­ний о его житии. При­быв на кафед­ру, свя­ти­тель Пити­рим преж­де все­го занял­ся уста­нов­ле­ни­ем дру­же­ствен­ных отно­ше­ний меж­ду зыря­на­ми и вогу­ла­ми. Он рас­сы­лал уве­ща­тель­ные гра­мо­ты и посла­ния, стре­мясь огра­дить зырян от гра­бе­жа. Одна­ко пред­во­ди­тель вогу­лов Асы­ка, поль­зу­ясь кня­же­ски­ми раз­до­ра­ми и уда­лен­но­стью кафед­ры от сто­ли­цы, разо­рял хри­сти­ан­ские селе­ния и уби­вал без­за­щит­ный народ. Нов­го­род­ские вла­дель­цы земель на реках Выге и Двине, тер­пев­шие убыт­ки от бес­пре­стан­но­го раз­боя, в 1445 году пошли про­тив вогу­лов и взя­ли Асы­ку в плен. Ковар­ный языч­ник клял­ся в дру­же­ствен­ном отно­ше­нии к Пер­ми и обе­щал не тре­во­жить более хри­сти­ан. Отпу­щен­ный на сво­бо­ду, Асы­ка стал выжи­дать удоб­но­го момен­та, что­бы напасть на Усть-Вымь, с целью убить свя­ти­те­ля Пити­ри­ма, кото­ро­му при­пи­сы­вал свое пора­же­ние от нов­го­род­цев. За это вре­мя свя­ти­тель Пити­рим два­жды был в Москве: в 1447 году для состав­ле­ния собор­но­го посла­ния кня­зю Димит­рию Шемя­ке, изме­нив­ше­му клят­вен­ным дого­во­рам (пред­по­ла­га­ют, что соста­ви­те­лем гра­мо­ты был свя­ти­тель Пити­рим), и в 1448 году при постав­ле­нии на Мос­ков­скую мит­ро­по­лию свя­ти­те­ля Ионы (память 31 мар­та). Вос­поль­зо­вав­шись отсут­стви­ем свя­ти­те­ля, Асы­ка сно­ва напал на бли­жай­шие к Печо­ре зырян­ские посе­ле­ния, уби­вая и гра­бя жите­лей. Не толь­ко зыряне, но и вогу­лы, коче­вав­шие по при­то­кам Печо­ры, убе­ди­лись в истине про­по­ве­ди свя­ти­те­ля Пити­ри­ма и нача­ли при­ни­мать Кре­ще­ние. Озлоб­лен­ный этим, Асы­ка совер­шил новое зло­де­я­ние. 19 авгу­ста 1456 года он убил свя­ти­те­ля Пити­ри­ма, когда тот совер­шал освя­ще­ние воды на мысе, обра­зу­е­мом сли­я­ни­ем рек Ваги и Выче­гды. Тело свя­ти­те­ля оста­ва­лось в тече­ние 40 дней в гро­бе на месте кон­чи­ны (так как жда­ли ответ на печаль­ное изве­стие о его пре­став­ле­нии), и, несмот­ря на зной­ное вре­мя, тле­ние не кос­ну­лось его. Свя­ти­тель был погре­бен в Усть-Вым­ском кафед­раль­ном Бла­го­ве­щен­ском собо­ре воз­ле сво­е­го пред­ше­ствен­ни­ка, свя­ти­те­ля Гера­си­ма. Память пре­став­ле­ния его была вне­се­на в устав уже в 1522 году. А с 1607 года была уста­нов­ле­на общая память (29 янва­ря) трем Вели­ко­перм­ским свя­ти­те­лям: Гера­си­му, Пити­ри­му и Ионе, пре­ем­ствен­но сме­нив­шим друг дру­га на Усть-Вым­ской кафедре.

Тро­парь, глас 8

Пра­во­сла́вия наста́в­ни­че, /​бла­го­че́­стия учи́­те­лю и ми́­ло­сти сокро́ви­ще, /​архи­ере́ев укра­ше́­ние, /​люде́й зыря́н­ских наста́в­ни­че, /​свя­ти́­те­лю Пити­ри́­ме, /​ду́­шу сво­ю́ за Хри­ста́ поло­жи́­вый, /​моли́ Еди́­на­го Чело­ве­ко­лю́б­ца о па́стве тво­е́й и о всех /​/​любо́вию чту́­щих па́­мять твою́.

Кондак, глас 3

Мона́­ше­ски­ми доб­ро­де́­тель­ми /​во оби́­те­ли свя­ти́­те­ля Алек­си́я пе́р­вее укра­си́в­ся /​и про­слав­ле́­нию того́ послу­жи́в, /​па́­стырь яви́л­ся еси́ лю́­дем зыря́н­ским /​и, я́ко а́г­нец чист, при­не́сл­ся еси́ Сло́ву Нача­ло­па́­сты­рю, /​му́­че­ник быв, Пити­ри́­ме свя­ти́­те­лю все­хва́льне. /​Те́м­же тор­же­ству́ем вси любо́вию /​/​Боже́ствен­ную па́­мять твою́.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​свя­ти́­те­лю о́т­че Пити­ри́­ме, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Пити­ри­му Великопермскому

О свя­ти́­те­лию Хри­сто́в, Пити­ри́­ме! К тебе́ я́ко ча́­до ко отцу, в сми­ре́­нии се́рд­ца с ве́рою и любо́вию вси при­те­ка́ем и уми­ле́н­но мо́­лим­ся: пред­ста́­тель­ством тво­и́м испро­си́ у Го́с­по­да нам пока­я́­ние и про­ще́­ние всех во́ль­ных и нево́ль­ных согре­ше́­ний на́­ших, да, пре­успе­ва́­ю­ще в и́стин­ней ве́­ре и бла­го­че́­стии, яви́м­ся досто́й­ни ми́­ло­сти Его́ неиз­ре­че́н­ныя. Бу́­ди, свя­ти́­те­лю Хри­сто́в, те́­п­лий о нас пред Бо́­гом засту́п­ни­ком, да уми­ри́т и укре­пи́т Гос­по́дь Свя­ту́ю Це́р­ковь Сво­ю́, да про­све­ти́т лю́­ди, седя́­щия во тьме и се́­ни сме́рт­ней. Огра­ди́ хода́тай­ством тво­и́­ми зе́м­лю Рос­си́й­скую, да ти́­хое и без­мо́лв­ное жити­е́ пожи­ве́м в ве́­це сем, хри­сти­а́н­скую кон­чи́­ну и до́брый отве́т на Стра́ш­нем суде́ Бо́­жи­ем полу́­чим и насле́д­ни­цы бу́­дем Небе́с­на­го Его́ Ца́р­ствия во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Муче­ник Андрей Стра­ти­лат и 2593 муче­ни­ков, с ним постра­дав­ших. Муче­ни­ков Тимо­фея, Ага­пия и Фек­лы. Пре­по­доб­но­го Фео­фа­на Ново­го, Афон­ско­го. Свя­ти­те­ля Пити­ри­ма, епи­ско­па Вели­ко­перм­ско­го. Свя­то­го Кал­ли­стра­та. Свя­то­го Нико­лая (Лебе­де­ва) испо­вед­ни­ка, пре­сви­те­ра, Твер­ско­го. Ико­ны Божи­ей Мате­ри “Дон­ская”.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму