1 октяб­ря. Ико­на Божи­ей Мате­ри “Цели­тель­ни­ца”
Явле­ние одной из древ­ней­ших икон Божи­ей Мате­ри “Цели­тель­ни­ца” про­изо­шло во вре­ме­на свя­той рав­ноап­о­столь­ной Нины, про­све­ти­тель­ни­цы Гру­зии (IV век). Ико­на нахо­ди­лась в Цил­кан­ском хра­ме в мест­но­сти Карталинии. Несмот­ря на то, что к Пре­свя­той Деве за помо­щью в…

Явле­ние одной из древ­ней­ших икон Божи­ей Мате­ри “Цели­тель­ни­ца” про­изо­шло во вре­ме­на свя­той рав­ноап­о­столь­ной Нины, про­све­ти­тель­ни­цы Гру­зии (IV век). Ико­на нахо­ди­лась в Цил­кан­ском хра­ме в мест­но­сти Карталинии.

Несмот­ря на то, что к Пре­свя­той Деве за помо­щью в исце­ле­нии от раз­лич­ных неду­гов веру­ю­щие обра­ща­лись издав­на, лишь в кон­це XVIII века в Рос­сии про­сла­вил­ся спи­сок чудо­твор­но­го обра­за под назва­ни­ем “Бого­ма­терь Цели­тель­ни­ца”, нахо­див­ший­ся в мос­ков­ском Алек­се­ев­ском жен­ском монастыре.

Ико­на изоб­ра­жа­ет Божию Матерь, сто­я­щую у посте­ли боль­но­го кли­ри­ка. Ико­но­гра­фи­че­ским сюже­том для чудо­твор­но­го обра­за послу­жи­ло пре­да­ние о чудес­ном исце­ле­нии, опи­сан­ном в сочи­не­нии свя­ти­те­ля Димит­рия Ростов­ско­го “Руно Оро­шен­ное”. Некий Викен­тий Буль­ви­нен­ский, кли­рик Невер­нин­ской Церк­ви, при каж­дом вхо­де и выхо­де из хра­ма пре­кло­нял коле­ни перед обра­зом Божи­ей Мате­ри и про­из­но­сил молит­ву: “Радуй­ся, Бла­го­дат­ная! Гос­подь с Тобою! Бла­жен­но чре­во, носив­шее Хри­ста, и сос­цы, питав­шие Гос­по­да Бога и Спа­са нашего!”.

Одна­жды он тяже­ло забо­лел: от силь­ной боли в язы­ке он не мог гово­рить и даже терял созна­ние. Тяж­ко стра­дая, боль­ной кли­рик мыс­лен­но читал свою обык­но­вен­ную молит­ву и вдруг у изго­ло­вья уви­дел пре­крас­но­го юно­шу, взи­ра­ю­ще­го на него с состра­да­ни­ем – сво­е­го Анге­ла-Хра­ни­те­ля. Ангел стал молить Пре­свя­тую Бого­ро­ди­цу об исце­ле­нии несчаст­но­го страж­ду­ще­го. В ответ на горя­чую молит­ву яви­лась Сама Матерь Божия и посла­ла зна­ме­ние Сво­ей неиз­ре­чен­ной люб­ви и мило­сти: боль­ной полу­чил совер­шен­ное исце­ле­ние, тот­час же пошел в цер­ковь и, встав на кли­рос вме­сте с пою­щи­ми, при­вел в изум­ле­ние всех окружающих.

На неко­то­рых спис­ках чудо­твор­но­го обра­за в ниж­ней части поме­щен рас­сказ о чуде, похо­жий на текст, изло­жен­ный в сочи­не­нии свя­ти­те­ля Димит­рия Ростов­ско­го. На полях обра­за ино­гда при­сут­ству­ют изоб­ра­же­ния свя­тых муче­ни­ков бес­среб­ре­ни­ков Кос­мы и Дами­а­на, свя­щен­но­му­че­ни­ка Анти­пы, епи­ско­па Пер­гам­ско­го, муче­ни­ков Кири­ка и Иулитты.

В доре­во­лю­ци­он­ное вре­мя в Рос­сии ико­на Божи­ей Мате­ри “Цели­тель­ни­ца” вызы­ва­ла осо­бое почи­та­ние веру­ю­щих. Сре­ди исто­ри­че­ских све­де­ний того вре­ме­ни мож­но обна­ру­жить сле­ду­ю­щую инфор­ма­цию: “…спи­сок с той ико­ны при­не­сен был в Моск­ву, в Алек­се­ев­ский деви­чий мона­стырь, но в кото­ром имен­но году, исто­ри­че­ских доку­мен­тов не най­де­но. В подроб­ной опи­си мона­стыр­ско­го иму­ще­ства, состав­лен­ной в 1757 году при поступ­ле­нии новой игу­ме­нии Ири­нар­хии на место покой­ной Фео­фа­нии (18 июня 1757 г.), ико­ны Бого­ма­те­ри с наиме­но­ва­ни­ем “Цели­тель­ни­ца” не встре­ча­ет­ся, но в то же вре­мя извест­но, что в кон­це XVIII века эта ико­на уже была в Алек­се­ев­ском деви­чьем мона­сты­ре и про­сла­ви­лась чудотворениями.

Эта ико­на – един­ствен­ная в Москве чудо­твор­ная ико­на Бого­ма­те­ри с таким наименованием.

Раз­ме­ром она неболь­шая: в выши­ну семь, а в шири­ну шесть верш­ков; поме­ще­на в сереб­ря­но-вызо­ло­чен­ный скла­день с эма­ле­вы­ми укра­ше­ни­я­ми. На ство­рах склад­ня нахо­дят­ся изоб­ра­же­ния: на левом – Архан­ге­ла Миха­и­ла, на пра­вом – Архан­ге­ла Гав­ри­и­ла, как бы под­дер­жи­ва­ю­щих ико­ну. Риза укра­ше­на мно­же­ством брил­ли­ан­тов и дру­гих дра­го­цен­ных кам­ней; одеж­да на Бого­ма­те­ри сплошь низа­на жем­чу­гом. Цен­ность укра­ше­ний дохо­дит до четы­рех тысяч руб.

Ико­на нахо­дит­ся в Кре­сто­воз­дви­жен­ской церк­ви, или в собор­ном мона­стыр­ском хра­ме, как ино­гда назы­ва­ют эту цер­ковь, на южной сто­роне. Самый скла­день с ико­ною встав­лен в камен­ном стол­бе, под­дер­жи­ва­ю­щем свод собо­ра; пред ико­ною – осо­бый помост, име­ю­щий с двух сто­рон неболь­шие камен­ные сту­пе­ни; перед ико­ною под­свеч­ник с девя­тью лам­па­да­ми” (Ток­ма­ков И. Исто­ри­че­ское и архео­ло­ги­че­ское опи­са­ние Мос­ков­ско­го Алек­се­ев­ско­го мона­сты­ря. М., 1889).

В насто­я­щее вре­мя мест­но­чти­мую ико­ну Божи­ей Мате­ри “Цели­тель­ни­ца” мож­но уви­деть по левую сто­ро­ну от алта­ря в хра­ме Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в Сокольниках.

В 1992 году в честь ико­ны “Цели­тель­ни­цы” был освя­щен новый боль­нич­ный храм при НИИ Кли­ни­че­ской пси­хи­ат­рии на Кашир­ском шос­се. Люди в скорб­ных жиз­нен­ных обсто­я­тель­ствах при­хо­дят помо­лить­ся в этот храм перед бла­го­дат­ной ико­ной Божи­ей Матери.

Тро­парь, глас 4

Я́ко Пресве́тлая Звез­до́, /​про­сия́ Боже́ственными чуде­сы́ /​святы́й Тво́й о́браз, Цели́тельнице, /​пода́ждь у́бо и на́м, Богоро́дице Мари́е, /​исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных, /​/​спасе́ние и ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 6

Пред­ста­тель­ство хри­сти­ан непо­стыд­ное, /​хода­тай­ство ко Твор­цу непре­лож­ное, /​не пре­зри греш­ных моле­ний гла­сы, /​но пред­ва­ри, яко Бла­гая, на помощь нас, вер­но зову­щих Ти: /​уско­ри на молит­ву, и пот­щи­ся на умо­ле­ние, /​/​предстательствующи прис­но, Бого­ро­ди­це, чту­щих Тя.

Вели­ча­ние

Велича́ем Тя, /​Пресвята́я Де́во, /​Богоизбра́нная Отрокови́це, /​и чтим о́браз Твой святы́й, /​и́мже то́чиши исцеле́ния /​/​всем с ве́рою притека́ющим.

Молит­ва пред ико­ной Божи­ей Мате­ри “Цели­тель­ни­ца” 

О, Пре­свя­тая Гос­по­же Цари­це Бого­ро­ди­це, выс­шая всех небес­ных сил и свя­тей­шая всех свя­тых! При­па­да­ем и покло­ня­ем­ся Тебе пред все­чест­ным и цель­бо­нос­ным обра­зом Тво­им, вос­по­ми­на­ю­ще див­ное явле­ние Твое боля­ще­му кли­ри­ку Викен­тию, и усерд­но молим Тя, все­силь­ную рода наше­го заступ­ни­цу и помощ­ни­цу: яко­же древ­ле пода­ла исце­ле­ние тому кли­ри­ку, тако и ныне исце­ли наша души и теле­са, болез­ну­ю­щия рана­ми гре­хов и стра­стей мно­го­раз­лич­ных, изба­ви нас от вся­ких напа­стей, бед, скор­бей и веч­на­го осуж­де­ния, сохра­ни от душе­па­губ­ных уче­ний и без­ве­рия, от льсти­вых и наг­лых напа­де­ний неви­ди­мых вра­гов, подаждь нам хри­сти­ан­скую кон­чи­ну, без­бо­лез­нен­ну, мир­ну, непо­стыд­ну, Свя­тых Таин при­част­ну и спо­до­би нас на нели­це­при­ят­нем суди­щи Хри­сто­ве ста­ти одес­ную Все­пра­вед­на­го Судии и бла­жен­ный глас Его услы­ша­ти: «При­и­ди­те, бла­го­сло­вен­нии Отца Мое­го, насле­дуй­те уго­то­ван­ное вам Цар­ствие от сло­же­ния мира». Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Евме­ния, еп. Гор­тин­ско­го (VII). Муче­ниц Ари­ад­ны (ок. 117 – 161); Софии и Ири­ны (III). Свя­ти­те­ля Арка­дия, епи­ско­па Нов­го­род­ско­го (1162). Муче­ни­ков Касто­ра; Бид­зи­на, Шал­вы и Элиз­ба­ра, кня­зей Ксан­ских, Гру­зин­ских (1660). Пре­по­доб­но­го Ила­ри­о­на Оптин­ско­го (1873). Свя­щен­но­му­че­ни­ков Алек­сия и Пет­ра пре­сви­те­ров (1918); Амфи­ли­хия (Сквор­цо­ва), епи­ско­па Крас­но­яр­ско­го, Иоан­на (Васи­лье­ва), Бори­са (Бого­ле­по­ва), Миха­и­ла (Ско­бе­ле­ва), Вла­ди­ми­ра (Чека­ло­ва), Вени­а­ми­на (Бла­го­на­деж­ди­на), Кон­стан­ти­на пре­сви­те­ров и муче­ни­ка Сер­гия (Ведер­ни­ко­ва), Твер­ских (1937). Икон Божи­ей Мате­ри Мол­чен­ской (1405); Ста­ро­рус­ской (воз­вра­ще­ние ее в Ста­рую Рус­су, 1888).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму