Явление одной из древнейших икон Божией Матери “Целительница” произошло во времена святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (IV век). Икона находилась в Цилканском храме в местности Карталинии.
Несмотря на то, что к Пресвятой Деве за помощью в исцелении от различных недугов верующие обращались издавна, лишь в конце XVIII века в России прославился список чудотворного образа под названием “Богоматерь Целительница”, находившийся в московском Алексеевском женском монастыре.
Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. Иконографическим сюжетом для чудотворного образа послужило предание о чудесном исцелении, описанном в сочинении святителя Димитрия Ростовского “Руно Орошенное”. Некий Викентий Бульвиненский, клирик Невернинской Церкви, при каждом входе и выходе из храма преклонял колени перед образом Божией Матери и произносил молитву: “Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спаса нашего!”.
Однажды он тяжело заболел: от сильной боли в языке он не мог говорить и даже терял сознание. Тяжко страдая, больной клирик мысленно читал свою обыкновенную молитву и вдруг у изголовья увидел прекрасного юношу, взирающего на него с состраданием – своего Ангела-Хранителя. Ангел стал молить Пресвятую Богородицу об исцелении несчастного страждущего. В ответ на горячую молитву явилась Сама Матерь Божия и послала знамение Своей неизреченной любви и милости: больной получил совершенное исцеление, тотчас же пошел в церковь и, встав на клирос вместе с поющими, привел в изумление всех окружающих.
На некоторых списках чудотворного образа в нижней части помещен рассказ о чуде, похожий на текст, изложенный в сочинении святителя Димитрия Ростовского. На полях образа иногда присутствуют изображения святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана, священномученика Антипы, епископа Пергамского, мучеников Кирика и Иулитты.
В дореволюционное время в России икона Божией Матери “Целительница” вызывала особое почитание верующих. Среди исторических сведений того времени можно обнаружить следующую информацию: “…список с той иконы принесен был в Москву, в Алексеевский девичий монастырь, но в котором именно году, исторических документов не найдено. В подробной описи монастырского имущества, составленной в 1757 году при поступлении новой игумении Иринархии на место покойной Феофании (18 июня 1757 г.), иконы Богоматери с наименованием “Целительница” не встречается, но в то же время известно, что в конце XVIII века эта икона уже была в Алексеевском девичьем монастыре и прославилась чудотворениями.
Эта икона – единственная в Москве чудотворная икона Богоматери с таким наименованием.
Размером она небольшая: в вышину семь, а в ширину шесть вершков; помещена в серебряно-вызолоченный складень с эмалевыми украшениями. На створах складня находятся изображения: на левом – Архангела Михаила, на правом – Архангела Гавриила, как бы поддерживающих икону. Риза украшена множеством бриллиантов и других драгоценных камней; одежда на Богоматери сплошь низана жемчугом. Ценность украшений доходит до четырех тысяч руб.
Икона находится в Крестовоздвиженской церкви, или в соборном монастырском храме, как иногда называют эту церковь, на южной стороне. Самый складень с иконою вставлен в каменном столбе, поддерживающем свод собора; пред иконою – особый помост, имеющий с двух сторон небольшие каменные ступени; перед иконою подсвечник с девятью лампадами” (Токмаков И. Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского монастыря. М., 1889).
В настоящее время местночтимую икону Божией Матери “Целительница” можно увидеть по левую сторону от алтаря в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
В 1992 году в честь иконы “Целительницы” был освящен новый больничный храм при НИИ Клинической психиатрии на Каширском шоссе. Люди в скорбных жизненных обстоятельствах приходят помолиться в этот храм перед благодатной иконой Божией Матери.
Тропарь, глас 4
Я́ко Пресве́тлая Звездо́, /просия́ Боже́ственными чудесы́ /святы́й Тво́й о́браз, Цели́тельнице, /пода́ждь у́бо и на́м, Богоро́дице Мари́е, /исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных, //спасе́ние и ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, /ходатайство ко Творцу непреложное, /не презри грешных молений гласы, /но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: /ускори на молитву, и потщися на умоление, //предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Величание
Велича́ем Тя, /Пресвята́я Де́во, /Богоизбра́нная Отрокови́це, /и чтим о́браз Твой святы́й, /и́мже то́чиши исцеле́ния //всем с ве́рою притека́ющим.
Молитва пред иконой Божией Матери “Целительница”
О, Пресвятая Госпоже Царице Богородице, высшая всех небесных сил и святейшая всех святых! Припадаем и поклоняемся Тебе пред всечестным и цельбоносным образом Твоим, воспоминающе дивное явление Твое болящему клирику Викентию, и усердно молим Тя, всесильную рода нашего заступницу и помощницу: якоже древле подала исцеление тому клирику, тако и ныне исцели наша души и телеса, болезнующия ранами грехов и страстей многоразличных, избави нас от всяких напастей, бед, скорбей и вечнаго осуждения, сохрани от душепагубных учений и безверия, от льстивых и наглых нападений невидимых врагов, подаждь нам христианскую кончину, безболезненну, мирну, непостыдну, Святых Таин причастну и сподоби нас на нелицеприятнем судищи Христове стати одесную Всеправеднаго Судии и блаженный глас Его услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прп. Евмения, еп. Гортинского (VII). Мучениц Ариадны (ок. 117 – 161); Софии и Ирины (III). Святителя Аркадия, епископа Новгородского (1162). Мучеников Кастора; Бидзина, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских, Грузинских (1660). Преподобного Илариона Оптинского (1873). Священномучеников Алексия и Петра пресвитеров (1918); Амфилихия (Скворцова), епископа Красноярского, Иоанна (Васильева), Бориса (Боголепова), Михаила (Скобелева), Владимира (Чекалова), Вениамина (Благонадеждина), Константина пресвитеров и мученика Сергия (Ведерникова), Тверских (1937). Икон Божией Матери Молченской (1405); Старорусской (возвращение ее в Старую Руссу, 1888).