Пророк Ио́иль — один из 12-ти малых пророков. Происходил из колена Рувимова. Предсказал запустения Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертвоприношений. Он же пророчествовал, что придет время, когда на всякую плоть будет изливаться Святой Дух по вере в Иисуса Христа, Спасителя мира (Ио́ил. 2:28 — 32). Написал книгу пророчеств — «Книга пророка Ио́иля».
О личности пророка и времени его жизни ничего не известно. Из-за крайней скупости описания современных ему событий в книге Ио́иля невозможна даже приблизительная датировка его жизни. Однако на основе некоторых стилистических особенностей большинство специалистов считают, что святой пророк Ио́иль жил за 800 лет до Рождества Христова в Иудее. Время его служения чаще всего относят к периоду правления иудейского царя Иоафама (ок. 740 – 731 гг. до Р. Х.). Но это только одна из версий.
Сам пророк, возможно, происходил из священнического рода.
Ио́иль — первый библейский пророк, по преданию оставивший после себя запись своих проповедей (Книга Ио́иля). Поводом к произнесению пророческих речей послужило великое бедствие, постигшее царство Иудейское – продолжительная засуха и налетевшая в громадном количестве саранча, разорившие Иудейскую страну. В связи с этим, пророк призывает народ обратиться к Богу с молитвою о помощи, ибо близок день Господень.
Также пророк Иоиль предсказал сошествие Святого Духа на апостолов: «…излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши… также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоил. 2:28 – 29). Эти слова цитирует апостол Петр в День Пятидесятницы: «Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:16 – 18).
Текст книги пророка Ио́иля достаточно часто упоминается в Новом Завете. Особенное значение имеют строки, относящиеся к последним дням. Так его описание предзнаменований пришествия дня Господня цитируется Иисусом Христом, когда он говорит о пришествии Сына Человеческого (Мф. 24:29, Мк. 13:24 – 25, Лк 21:25). Апостол Павел в “Послании к римлянам”, толкуя стих Ио́ил. 2:32, делает ударение на слове «всякий», то есть так, что к народу Божьему принадлежит всякий, кто призывает имя Божье и кого призвал Господь (Рим.10:12 — 13).
Книга Ио́иля находит множество параллелей и в Откровении Иоанна Богослова.
Тропарь, глас 2
Предве́дый Бо́жие прише́ствие во пло́ти /и наи́тие Ду́ха Свята́го и гряду́щий Суд предсказа́вый, /проро́че Ио́иле: /спаса́й моли́твами твои́ми //чту́щия тя от всех скорбе́й.
Кондак, глас 4
Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце /проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище: /зри́ши бо, я́ко настоя́щая, дале́че су́щая, //сего́ ра́ди тя почита́ем, проро́че, блаже́нне Ио́иле, сла́вне.
Величание
Велича́ем тя, /проро́че Бо́жий Ио́иле, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Мч. Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Прп. Иоанна Рыльского (перенес. мощей, 1238). Блгв. царевича Димитрия Угличского (1582). Сщмч. Садока (Садофа), еп. Персидского, и с ним 128 мчч. (342). Блж. Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Собор святых Архангельской митрополии. Сщмч. Александра Никольского пресв. (1937) Сщмч. Сергия Покровского пресв. (1937).