Святой благоверный царевич Димитрий Угличский родился 19 октября/1 ноября 1582 года, был сыном царя Иоанна Васильевича Грозного и его седьмой (пятой венчанной) жены Марии Федоровны Нагой.
По смерти отца и восшествии на престол Феодора Иоанновича, Димитрий, вместе с матерью и ее родственниками, Нагими, по решению “всех начальнейших людей”, т. е. ближайших советников и опекунов молодого царя, отправлен был на житье в Углич. Как можно догадываться, это было сделано из опасения, чтобы родственники Димитрия не воспользовались его именем и присутствием в Москве для произведения смуты, направленной к низвержению слабоумного Федора и провозглашению царем Димитрия. Но и живя в Угличе, Димитрий представлялся опасным, если не для Феодора, то для Бориса Годунова, властолюбивого боярина, имевшего большое влияние на царя Феодора. Носились слухи, что малолетний Димитрий унаследовал жестокий нрав своего отца, что Нагие воспитывают его в ненависти к Годунову; Борис мог серьезно опасаться за будущее.
Летописное сказание повествует, что Годунов задумал устранить со своей дороги опасного соперника; сперва он попытался отравить Димитрия; когда же это не удалось, подослал в Углич убийц — Михаила Битяговского с сыном Данилой и племянником Никитой Качаловым. 15 мая 1591 г. два последние, вместе с сыном мамки Димитрия, Осипом Волоховым, зарезали царевича на дворе царского дворца и вслед за тем были растерзаны сбежавшимся народом.
Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами.
Следствие, производить которое назначены были окольничий Андрей Клешнин и боярин кн. Василий Шуйский, представило факт смерти Димитрия в другом свете: будто он, играя “в тычку”, был захвачен припадком падучей и во время него сам случайно наткнулся на нож. Такой результат следствия привел к суровому наказанию Нагих и угличан, как виновных в мятеже и самоуправстве; первых разослали в заточение по дальним городам, из вторых многих казнили, а большую часть сослали в Сибирь, где населили ими г. Пелым.
С прекращением династии московских Даниловичей бездетной смертью царя Федора, имя Димитрия, принятое на себя самозванцами, послужило поводом к началу Смутного времени. Василий Шуйский, вступив на престол и желая торжественно доказать самозванство первого Лжедмитрия, приказал перенести тело Димитрия из Углича в Москву, чтобы “уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей”.
3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, “в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его”. После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году “составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год — рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)”.
В 1997 году Московским Патриархатом совместно Российским детским фондом учрежден Орден святого благоверного царевича Димитрия. Им награждаются лица, внесшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и безпризорников.
Тропарь, глас 4
Ца́pскую диади́му обагpи́л еси́ кpо́вию твое́ю, /Богому́дpе му́чениче, /за скиптp кpест в pуку́ пpии́м, /яви́лся еси́ победоно́сец, /и же́pтву непоpо́чну Влады́це пpине́сл еси́ себе́, /я́ко бо а́гнец незло́бив от pаба́ заколе́н еси́, /и ны́не pа́дуяся пpедстои́ши Святе́й Тpо́ице. /Моли́ся о деpжа́ве сpо́дников твои́х богоуго́дней бы́ти //и сыново́м росси́йским спасти́ся.
Кондак, глас 8
Возсия́ днесь в сла́вней па́мяти твое́й ве́рным весе́лие, /я́ко бо доброра́сленный грезн, прозя́бл еси́ /и Христу́ красе́н плод прине́сл еси́ себе́. /Те́мже и по убие́нии твое́м соблюде́ те́ло твое́ нетле́нно, /страда́льчески обагре́ное кро́вию, /благоро́дне свя́те Дими́трие, /соблюда́й оте́чество твое́ и град твой невреди́м, //тому́ бо еси́ утвержде́ние.
Величание
Велича́ем тя, /святы́й благове́рный царе́виче Дими́трие, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва благоверному царевичу Димитрию Угличскому
О святы́й му́чениче, благове́рный царе́вичу и кня́же Дими́трие! Я́ко а́гнец незло́бив от раба́ заколе́нный, венце́м ца́рским от Го́спода венча́лся еси́, и сын царе́в быв, му́ченик непобеди́м яви́лся еси́, и вме́сто земны́х и тле́нных на Небеси́ нетле́нное восприя́л еси́. И ны́не предстоя́ в ра́дости Святе́й Тро́ице, посеща́й творя́щыя ве́рно твою́ светоно́сную па́мять: соблюда́й оте́чествие твое́ и град твой невреди́м, тому́ бо еси́ утвержде́ние: утверди́ правосла́вных жи́тельство в ми́ре глубо́це: междоусо́бную брань укроти́, и вся поле́зная да́руй всегда́ лю́дем твои́м моли́твами твои́ми, да ве́рою и любо́вию вопие́м: ти ра́дуйся, свя́те Дими́трие, ве́рных люде́й те́плый засту́пниче и прибе́жище и земли́ Росси́йския украше́ние. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прор. Иоиля (800 г. до Р. Х.). Мч. Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Прп. Иоанна Рыльского (перенес. мощей, 1238). Сщмч. Садока (Садофа), еп. Персидского, и с ним 128 мчч. (342). Блж. Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Собор святых Архангельской митрополии. Сщмч. Александра Никольского пресв. (1937) Сщмч. Сергия Покровского пресв. (1937).