1 нояб­ря. Свя­той бла­го­вер­ный царе­вич Димит­рий Угличский
Свя­той бла­го­вер­ный царе­вич Димит­рий Углич­ский родил­ся 19 октября/​1 нояб­ря 1582 года, был сыном царя Иоан­на Васи­лье­ви­ча Гроз­но­го и его седь­мой (пятой вен­чан­ной) жены Марии Федо­ров­ны Нагой. По смер­ти отца и вос­ше­ствии на пре­стол Фео­до­ра Иоан­но­ви­ча, Димит­рий, вме­сте…

Свя­той бла­го­вер­ный царе­вич Димит­рий Углич­ский родил­ся 19 октября/​1 нояб­ря 1582 года, был сыном царя Иоан­на Васи­лье­ви­ча Гроз­но­го и его седь­мой (пятой вен­чан­ной) жены Марии Федо­ров­ны Нагой.

По смер­ти отца и вос­ше­ствии на пре­стол Фео­до­ра Иоан­но­ви­ча, Димит­рий, вме­сте с мате­рью и ее род­ствен­ни­ка­ми, Наги­ми, по реше­нию “всех началь­ней­ших людей”, т. е. бли­жай­ших совет­ни­ков и опе­ку­нов моло­до­го царя, отправ­лен был на житье в Углич. Как мож­но дога­ды­вать­ся, это было сде­ла­но из опа­се­ния, что­бы род­ствен­ни­ки Димит­рия не вос­поль­зо­ва­лись его име­нем и при­сут­стви­ем в Москве для про­из­ве­де­ния сму­ты, направ­лен­ной к низ­вер­же­нию сла­бо­ум­но­го Федо­ра и про­воз­гла­ше­нию царем Димит­рия. Но и живя в Угли­че, Димит­рий пред­став­лял­ся опас­ным, если не для Фео­до­ра, то для Бори­са Году­но­ва, вла­сто­лю­би­во­го бояри­на, имев­ше­го боль­шое вли­я­ние на царя Фео­до­ра. Носи­лись слу­хи, что мало­лет­ний Димит­рий уна­сле­до­вал жесто­кий нрав сво­е­го отца, что Нагие вос­пи­ты­ва­ют его в нена­ви­сти к Году­но­ву; Борис мог серьез­но опа­сать­ся за будущее.

Лето­пис­ное ска­за­ние повест­ву­ет, что Году­нов заду­мал устра­нить со сво­ей доро­ги опас­но­го сопер­ни­ка; спер­ва он попы­тал­ся отра­вить Димит­рия; когда же это не уда­лось, подо­слал в Углич убийц — Миха­и­ла Битя­гов­ско­го с сыном Дани­лой и пле­мян­ни­ком Ники­той Кача­ло­вым. 15 мая 1591 г. два послед­ние, вме­сте с сыном мам­ки Димит­рия, Оси­пом Воло­хо­вым, заре­за­ли царе­ви­ча на дво­ре цар­ско­го двор­ца и вслед за тем были рас­тер­за­ны сбе­жав­шим­ся народом.

Царе­вич Димит­рий был погре­бен в Угли­че, во двор­цо­вом хра­ме в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Мно­же­ство чудес и исце­ле­ний ста­ло совер­шать­ся у его гроб­ни­цы, осо­бен­но часто исце­ля­лись боль­ные глазами.

След­ствие, про­из­во­дить кото­рое назна­че­ны были околь­ни­чий Андрей Клеш­нин и боярин кн. Васи­лий Шуй­ский, пред­ста­ви­ло факт смер­ти Димит­рия в дру­гом све­те: буд­то он, играя “в тыч­ку”, был захва­чен при­пад­ком паду­чей и во вре­мя него сам слу­чай­но наткнул­ся на нож. Такой резуль­тат след­ствия при­вел к суро­во­му нака­за­нию Нагих и угли­чан, как винов­ных в мяте­же и само­управ­стве; пер­вых разо­сла­ли в зато­че­ние по даль­ним горо­дам, из вто­рых мно­гих каз­ни­ли, а боль­шую часть сосла­ли в Сибирь, где насе­ли­ли ими г. Пелым.

С пре­кра­ще­ни­ем дина­стии мос­ков­ских Дани­ло­ви­чей без­дет­ной смер­тью царя Федо­ра, имя Димит­рия, при­ня­тое на себя само­зван­ца­ми, послу­жи­ло пово­дом к нача­лу Смут­но­го вре­ме­ни. Васи­лий Шуй­ский, всту­пив на пре­стол и желая тор­же­ствен­но дока­зать само­зван­ство пер­во­го Лже­д­мит­рия, при­ка­зал пере­не­сти тело Димит­рия из Угли­ча в Моск­ву, что­бы “уста лжу­щия загра­дить и очи неве­ру­ю­щия осле­пить гла­го­лю­щим, яко живый избе­же (царе­вич) от убий­ствен­ных дланей”.

3 июля 1606 г. свя­тые мощи стра­сто­терп­ца царе­ви­ча Димит­рия были обре­те­ны нетлен­ны­ми. Тор­же­ствен­но были пере­не­се­ны свя­тые мощи и поло­же­ны в Архан­гель­ском собо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля, “в при­де­ле Иоан­на Пред­те­чи, иде­же отец и бра­тья его”. После мно­го­чис­лен­ных чудес­ных исце­ле­ний от свя­тых мощей в том же 1606 году “соста­ви­ша празд­не­ство царе­ви­чу Димит­рию три­жды в год — рож­де­ние (19 октяб­ря), уби­е­ние (15 мая), пере­не­се­ние мощей к Москве (3 июня)”.

В 1997 году Мос­ков­ским Пат­ри­ар­ха­том сов­мест­но Рос­сий­ским дет­ским фон­дом учре­жден Орден свя­то­го бла­го­вер­но­го царе­ви­ча Димит­рия. Им награж­да­ют­ся лица, внес­шие зна­чи­тель­ный вклад в дело попе­че­ния и защи­ты страж­ду­щих детей: инва­ли­дов, сирот и безпризорников.

Тро­парь, глас 4

Ца́pскую диади́му обагpи́л еси́ кpо́вию твое́ю, /​Богому́дpе му́чениче, /​за скип­тp кpест в pуку́ пpии́м, /​яви́лся еси́ победоно́сец, /​и же́pтву непоpо́чну Влады́це пpине́сл еси́ себе́, /​я́ко бо а́гнец незло́бив от pаба́ заколе́н еси́, /​и ны́не pа́дуяся пpедстои́ши Святе́й Тpо́ице. /​Моли́ся о деpжа́ве сpо́дников твои́х богоуго́дней бы́ти /​/​и сыново́м росси́йским спасти́ся.

Кондак, глас 8

Воз­сия́ днесь в сла́вней па́мяти твое́й ве́рным весе́лие, /​я́ко бо доброра́сленный грезн, прозя́бл еси́ /​и Хри­сту́ красе́н плод прине́сл еси́ себе́. /​Те́мже и по убие́нии твое́м соблю­де́ те́ло твое́ нетле́нно, /​страда́льчески обагре́ное кро́вию, /​благоро́дне свя́те Дими́трие, /​соблюда́й оте́чество твое́ и град твой невреди́м, /​/​тому́ бо еси́ утвержде́ние.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святы́й благове́рный царе́виче Дими́трие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва бла­го­вер­но­му царе­ви­чу Димит­рию Угличскому

О святы́й му́чениче, благове́рный царе́вичу и кня́же Дими́трие! Я́ко а́гнец незло́бив от раба́ заколе́нный, венце́м ца́рским от Го́спода венча́лся еси́, и сын царе́в быв, му́ченик непобеди́м яви́лся еси́, и вме́сто земны́х и тле́нных на Небе­си́ нетле́нное восприя́л еси́. И ны́не пред­стоя́ в ра́дости Святе́й Тро́ице, посеща́й творя́щыя ве́рно твою́ светоно́сную па́мять: соблюда́й оте́чествие твое́ и град твой невреди́м, тому́ бо еси́ утвержде́ние: утвер­ди́ правосла́вных жи́тельство в ми́ре глубо́це: междоусо́бную брань укро­ти́, и вся поле́зная да́руй все­гда́ лю́дем твои́м моли́твами твои́ми, да ве́рою и любо́вию вопие́м: ти ра́дуйся, свя́те Дими́трие, ве́рных люде́й те́плый засту́пниче и прибе́жище и зем­ли́ Росси́йския украше́ние. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прор. Иои­ля (800 г. до Р. Х.). Мч. Уара и с ним семи учи­те­лей хри­сти­ан­ских (ок. 307). Прп. Иоан­на Рыль­ско­го (пере­нес. мощей, 1238). Сщмч. Садо­ка (Садо­фа), еп. Пер­сид­ско­го, и с ним 128 мчч. (342). Блж. Клео­пат­ры (327) и сына ее Иоан­на (320). Собор свя­тых Архан­гель­ской мит­ро­по­лии. Сщмч. Алек­сандра Николь­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Сер­гия Покров­ско­го пре­св. (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму