1 мар­та. Свя­тые две­на­дцать муче­ни­ков Кесарийских
Свя­тые муче­ни­ки Кеса­рий­ские – Пам­фил пре­сви­тер, Валент (Уалент) диа­кон, Павел, Пор­фи­рий, Селев­кий, Фео­дул, Иули­ан, Саму­ил, Илия, Дани­ил, Иере­мия, Иса­ия постра­да­ли во вре­мя гоне­ния на хри­сти­ан, воз­двиг­ну­то­го импе­ра­то­ром Дио­кли­ти­а­ном в 308 – 309 годах в Кеса­рии Палестинской. Свя­той муче­ник…

Свя­тые муче­ни­ки Кеса­рий­ские – Пам­фил пре­сви­тер, Валент (Уалент) диа­кон, Павел, Пор­фи­рий, Селев­кий, Фео­дул, Иули­ан, Саму­ил, Илия, Дани­ил, Иере­мия, Иса­ия постра­да­ли во вре­мя гоне­ния на хри­сти­ан, воз­двиг­ну­то­го импе­ра­то­ром Дио­кли­ти­а­ном в 308 – 309 годах в Кеса­рии Палестинской.

Свя­той муче­ник Пам­фил, уро­же­нец горо­да Бери­та (Бей­рут), полу­чил обра­зо­ва­ние в Алек­сан­дрии, после чего был постав­лен пре­сви­те­ром в Кеса­рии. Он мно­го потру­дил­ся над сли­че­ни­ем и исправ­ле­ни­ем тек­стов Ново­го Заве­та, повре­жден­ных пере­пис­чи­ка­ми. Исправ­лен­ные копии свя­той Пам­фил пере­пи­сы­вал и рас­сы­лал жела­ю­щим их иметь. Таким обра­зом им были обра­ще­ны ко Хри­сту мно­гие языч­ни­ки. Его тру­да­ми и забо­та­ми в Кеса­рии была собра­на обшир­ная биб­лио­те­ка духов­ных книг, слу­жив­шая хри­сти­ан­ско­му про­све­ще­нию. Бла­жен­ный Иеро­ним (IV нача­ло V в.) очень чтил свя­то­го Пам­фи­ла и счи­тал себя счаст­ли­вым, ибо обрел и хра­нил у себя неко­то­рые его рукописи.

Свя­то­му Пам­фи­лу в бла­го­ве­стии веры Хри­сто­вой дея­тель­но помо­га­ли свя­той Валент, диа­кон Елий­ской церк­ви, чело­век пре­клон­но­го воз­рас­та, пре­крас­но знав­ший Свя­щен­ное Писа­ние, и свя­той Павел, горев­ший верой и любо­вью ко Хри­сту Спа­си­те­лю. Все трое были заклю­че­ны на 2 года в тем­ни­цу пра­ви­те­лем Кеса­рии Пале­стин­ской Урбаном.

В прав­ле­ние его пре­ем­ни­ка Фир­ми­ли­а­на в Егип­те были осуж­де­ны и отправ­ле­ны в Кили­кию (Малая Азия) на золо­то­нос­ные руд­ни­ки 130 хри­сти­ан. Их про­во­жа­ли до места изгна­ния пять юно­шей-бра­тьев. На обрат­ном пути в Еги­пет они были задер­жа­ны в Кеса­рии и бро­ше­ны в тем­ни­цу за испо­ве­да­ние Хри­ста. Юно­шей при­ве­ли на суд к Фир­ми­ли­а­ну вме­сте с заклю­чен­ны­ми ранее свя­ты­ми Пам­фи­лом, Вален­том и Павлом.

Назвав­шись име­на­ми вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков – Илии, Иере­мии, Иса­ии, Саму­и­ла и Дани­и­ла, на вопрос об их оте­че­стве юно­ши отве­ча­ли, что они граж­дане Иеру­са­ли­ма, разу­мея под этим небес­ный Иеру­са­лим. Фир­ми­ли­ан ниче­го не знал о горо­де с таким назва­ни­ем, так как на месте Иеру­са­ли­ма, раз­ру­шен­но­го импе­ра­то­ром Титом в 70 году, был постро­ен импе­ра­то­ром Адри­а­ном (117 – 138) город, име­ну­е­мый в то вре­мя Елий-Адри­ан. Фир­ми­ли­ан дол­го мучил юно­шей, пыта­ясь узнать место­рас­по­ло­же­ние неве­до­мо­го горо­да и скло­нить юно­шей к веро­от­ступ­ни­че­ству; ниче­го не добив­шись, пра­ви­тель пре­дал их усе­че­нию мечом вме­сте с Пам­фи­лом, Вален­том и Пав­лом. Преж­де это­го при­шлось постра­дать слу­ге пре­сви­те­ра Саму­и­ла, 18-лет­не­му юно­ше Пор­фи­рию, крот­ко­му и сми­рен­но­му. Услы­шав о выне­сен­ном смерт­ном при­го­во­ре муче­ни­кам, он про­сил раз­ре­ше­ния у пра­ви­те­ля похо­ро­нить тела при­го­во­рен­ных после их каз­ни, за что был умерщ­влен и пре­дан сожже­нию на костре.

Сви­де­тель это­го муче­ни­че­ства, бла­го­че­сти­вый хри­сти­а­нин Селев­кий, быв­ший воин, при­вет­ствуя подвиг стра­даль­цев, подо­шел к Пам­фи­лу перед каз­нью и рас­ска­зал ему о муче­ни­че­ской кон­чине свя­то­го Пор­фи­рия. Он тут же был схва­чен вои­на­ми и, по пове­ле­нию Фир­ми­ли­а­на, усе­чен мечом вме­сте с приговоренными.

Один из слуг пра­ви­те­ля, Фео­дул, чело­век пре­клон­но­го воз­рас­та и тай­ный хри­сти­а­нин, при­вет­ствуя муче­ни­ков, ведо­мых на казнь, поце­ло­вал их и про­сил помо­лить­ся за него. Он был при­ве­ден вои­на­ми на допрос к Фир­ми­ли­а­ну и по при­ка­зу послед­не­го рас­пят на кресте.

Юно­ша Иули­ан, родом кап­па­до­ки­ец, под­хо­дя к Кеса­рии, уви­дел тела свя­тых, бро­шен­ные без погре­бе­ния на съе­де­ние зве­рям. Подой­дя к ним, Иули­ан пре­кло­нил коле­на и обло­бы­зал тела стра­даль­цев. Сто­яв­шие в сто­роне вои­ны схва­ти­ли его, пове­ли к пра­ви­те­лю, кото­рый осу­дил свя­то­го Иули­а­на на сожжение.

Тела всех 12-ти муче­ни­ков пре­бы­ва­ли без погре­бе­ния в тече­ние 4‑х дней. Ни зве­ри, ни пти­цы не кос­ну­лись их. Сму­щен­ные этим обсто­я­тель­ством, языч­ни­ки поз­во­ли­ли хри­сти­а­нам взять тела муче­ни­ков и похо­ро­нить их.

Тро­парь, глас 4

Муче­ни­цы Твои́, Го́споди, /​во страда́ниих свои́х вен­цы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего, /​иму́ще бо кре́пость Твою́, /​мучи́телей низложи́ша, /​сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости. /​Тех моли́твами /​/​спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

Муче́нием стра́шным предлежа́щим, /​Госпо́дни страда́льцы до́блии /​в небоя́зненном ра́дующеся мудрова́нии, /​сим собесе́доваша, о пло́ти неради́вше, /​те́мже насле́дствоваша ве́чнующую сла́ву, /​о нас моля́щеся при́сно, /​/​восхваля́ющих их по́двиги.

Вели­ча­ние

Велича́ем вас, /​страстоте́рпцы святи́и, /​и чтим честна́я страда́ния ва́ша, /​/​я́же за Хри­ста́ претерпе́ли есте́.

Молит­ва к 12 муче­ни­кам Кесарийским

Святи́и му́ченицы Пам­фи­ле, Уален­те, Пав­ле, Пор­фи­рие, Селев­кие, Фео­ду­ле, Иули­ане, Саму­и­ле, Илие, Дани­и­ле, Иере­мие и Иса­ие! При́зрите с Небе́снаго черто́га на тре́бующих ва́шей по́мощи и не отве́ргните проше́ний на́ших; но я́ко при́снии благоде́тели и хода́таи на́ши, моли́те Хри­ста́ Бо́га, да человеколюби́в и многоми́лостив сый, сохрани́т нас от вся́каго лю́таго обстоя́ния: от тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни. Да не осу́дит нас гре́шных по беззако́ниям на́шим, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от всеще́драго Бо́га, но во сла́ву свята́го и́мени Его́ и в прославле́ние кре́пкаго ва́шего заступле́ния. Да моли́твами ва́шими даст нам Госпо́дь мир по́мыслов, воздержа́ние от па́губных страсте́й и от вся́кия скве́рны; и да укрепи́т во всем ми́ре Свою́ еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь, ю́же стяжа́л есть честно́ю Свое́ю кро́вию. Моли́теся приле́жно, святи́и му́ченицы, да утверди́т Христо́с Бог во Святе́й Свое́й Правосла́вной Це́ркви живы́й дух пра́выя ве́ры и благоче́стия; да вси чле́ны ея́, чи́стии от суему́дрия и суеве́рия, ду́хом и и́стиною покланя́ются Ему́ и усе́рдно пеку́тся о соблюде́нии Его́ за́поведей; да мы вси в ми́ре и благоче́стии поживе́м в настоя́щем ве́це и дости́гнем блаже́нныя ве́чныя жи́зни на Небе­си́, благода́тию Го́спода на́шего Иису́са Хри­ста́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мчч. Пер­сид­ских в Мар­ти­ро­по­ле (IV). Прп. Мару́фа, еп. Месо­по­там­ско­го (422). Свт. Мос­ков­ско­го Мака­рия (1926). Собор свя­тых Ново­си­бир­ской мит­ро­по­лии. Сщмч. Пет­ра Успен­ско­го пре­сви­те­ра (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму