1 мар­та. Свя­ти­тель Мака­рий (Нев­ский), мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и Алтайский
Свя­ти­тель Мака­рий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и Алтай­ский, апо­стол Алтая (в миру Миха­ил Андре­евич Пар­виц­кий-Нев­ский) родил­ся 1 октяб­ря 1835 года на празд­но­ва­ние Покро­ва Божи­ей Мате­ри, в сел Шап­ки­но Вла­ди­мир­ской губернии. Отец его, Андрей Ива­но­вич, слу­жил при­чёт­ни­ком сель­ско­го хра­ма…

Свя­ти­тель Мака­рий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и Алтай­ский, апо­стол Алтая (в миру Миха­ил Андре­евич Пар­виц­кий-Нев­ский) родил­ся 1 октяб­ря 1835 года на празд­но­ва­ние Покро­ва Божи­ей Мате­ри, в сел Шап­ки­но Вла­ди­мир­ской губернии.

Отец его, Андрей Ива­но­вич, слу­жил при­чёт­ни­ком сель­ско­го хра­ма Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. С дет­ства мать при­учи­ла малень­ко­го Миха­и­ла к молит­ве. Люби­мым чте­ни­ем юно­го Миха­и­ла были тво­ре­ния свя­ти­те­ля Тихо­на Задон­ско­го, Ефре­ма Сири­на и житие пре­по­доб­но­го Сера­фи­ма Саровского.

Он посвя­тил свою жизнь про­по­ве­ди Еван­ге­лия в Алтай­ском крае.

После окон­ча­ния семи­на­рии он решил слу­жить делу рас­про­стра­не­ния Еван­ге­лия и поехал в Алтай­скую мис­сию. Пер­вое вре­мя он слу­жил чте­цом в хра­ме, пре­по­да­вал в шко­ле, учил язы­ки и наре­чия мест­ных племён.

Вско­ре он стал епи­ско­пом Бий­ским, а через несколь­ко лет воз­гла­вил Том­скую кафедру.

Мис­си­о­нер­ство сре­ди мест­ных пле­мен охот­ни­ков и рыбо­ло­вов озна­ча­ло не толь­ко про­по­ведь и стро­и­тель­ство хра­мов. Рядом с хра­ма­ми осно­вы­ва­лись шко­лы и учи­ли­ща. Цер­ковь нес­ла мест­ным наро­дам просвещение.

Епи­скоп Мака­рий стал изве­стен всей Рос­сии. Его ста­ли назы­вать апо­сто­лом Алтая.

Свя­ти­тель Мака­рий пере­во­дил бого­слу­жеб­ные кни­ги на алтай­ский язык, ездил по отда­лен­ным угол­кам Алтай­ско­го края.

В 1912 году Мака­рий стал мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским и Коломенским.

Совре­мен­ни­ки вспо­ми­на­ли о вла­ды­ке: «Гор­дой сто­ли­це не понра­ви­лось его про­стое учи­тель­ство… Отшед­шие от веры люди счи­та­ли его за отста­ло­го, неин­те­рес­но­го архи­ерея…». Мит­ро­по­лит Мака­рий точ­но оце­ни­вал кар­ти­ну совре­мен­но­го обще­ства: «Мы опять пере­жи­ва­ем смут­ные вре­ме­на… Но тогда были все за Бога, все жела­ли знать, что Ему угод­но; а теперь не то…».

В 1917 году епи­скоп Мака­рий отка­зал­ся при­сяг­нуть Вре­мен­но­му пра­ви­тель­ству, ска­зав, что оста­ет­ся верен госу­да­рю-импе­ра­то­ру. Его заста­ви­ли отречь­ся от кафед­ры и сосла­ли в Нико­ло-Угреш­ский монастырь.

Выда­ю­щий­ся свя­ти­тель-мис­си­о­нер, «Апо­стол Алтая», «Сибир­ский столп Пра­во­сла­вия», «живой Рус­ский свя­той» — так назы­ва­ли его совре­мен­ни­ки — почил 16 фев­ра­ля 1926 года в посёл­ке Котель­ни­чи Мос­ков­ской обла­сти Любе­рец­ко­го района.

В 1957 году его чест­ные нетлен­ные остан­ки были пере­не­се­ны в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру и захо­ро­не­ны в хра­ме Рус­ских Свя­тых Успен­ско­го Собора.

При­чис­лен к лику свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви для обще­цер­ков­но­го почи­та­ния на Архи­ерей­ском Собо­ре в авгу­сте 2000 года. Вклю­чен в Собор Мос­ков­ских святых.

31 авгу­ста 2016 года состо­я­лось пере­не­се­ние мощей свя­ти­те­ля Мака­рия (Нев­ско­го) из Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой лав­ры в Горно-Алтайск.

Тро­парь, глас 4

Боже́ственныя ве́ры пропове́данием, /​зе́млю Сиби́рскую озари́л еси́, /​теп­ло­ту́ и све́т Христо́в источа́я, /​ко Хри­сту́ мно́гия лю́ди приве́л еси́, /​первопресто́льному гра́ду Москве́ и всея́ Рос­сии́ пресла́вное украше́ние яви́лся еси́, /​апо́стольским дея́нием ревну́я, /​созида́л еси́ Це́рковь Христо́ву, /​па́стырю на́ш до́брый святи́телю Мака́рие, /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́га спасти́ся все́м на́м.

Кондак, глас 2

Боже́ственный гром, тру­ба́ духо́вная, /​ве́ры насади́телю, и отсека́телю е́ресей, /​Тро́ицы уго́дниче, вели́кий святи́телю Мака́рие, /​со А́нгелы пред­стоя́ при́сно, /​/​моли́ непреста́нно о всех нас.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Мака́рие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Мака­рию (Нев­ско­му), мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му и Алтайскому

О вели­кий свя­ти­те­лю, Церкве Рос­сий­ския пер­во­пре­столь­ни­че, гра­да Моск­вы пас­ты­рю и учи­те­лю, отче наш Мака­рие бла­женне, доб­ре подвиг жития тво­е­го совер­ши­вый и дерз­но­ве­ние у Гос­по­да стя­жа­вый! К тебе во уми­ле­нии сер­дец наших при­па­да­ем и усерд­но молим: буди о нас теп­лый пред­ста­тель у Пре­сто­ла Все­дер­жи­те­ле­ва и умо­ли Все­б­ла­га­го Бога: да не пре­зрит нас, во мно­гая и лютыя гре­хи впад­ших, но дару­ет нам вся бла­гая и потреб­ная, яже ко спа­се­нию. Вемы бо, яко немощ­ни есмы, но молим тя усерд­но, свя­ти­те­лю Божий, пред­ста­тель­ством тво­им сохра­ни невре­ди­мо все­рос­сий­скую паст­ву, юже во свя­ти­тель­стве тво­ем доб­ре упасл еси. Архи­ере­ем и пре­сви­те­ром у Гос­по­да испро­си муд­ро­стъ, во еже пра­во пра­ви­ти сло­во Боже­ствен­ныя исти­ны, жерт­вен­ную любовь и рев­но­стъ о спа­се­нии, да не погиб­нет ни един от паст­вы их; ино­че­ству­ю­щих в под­ви­зех укре­пи, в мире живу­щим истин­ный и потреб­ньй им, иже во Хри­сте Иису­се образ житель­ство­ва­ния пока­жи; веру нашу укре­пи, люб­ви нели­це­мер­ней друг ко дру­гу научи, в надеж­де на мило­сер­дие Божие утвер­ди. Еще же молим тя, свя­ти­те­лю, испро­си нам у Все­ми­ло­сти­ва­го Бога духа разу­ма и пре­муд­ро­сти, да укра­сим­ся истин­ным бого­ве­де­ни­ем спа­си­тель­ных писа­ний свя­тых отец и муд­ро­стию их тво­ре­ний. Ей, свя­ти­те­лю Божий, о мире все­го мира Гос­по­да умо­ли, стра­ну нашу тво­им пред­ста­тель­ством в мире и без­мя­те­жии соблю­ди; вся люди оте­че­ства наше­го в добрем рас­по­ло­же­нии друг ко дру­гу сохра­ни и чуж­ды меж­до­усоб­ных нестро­е­ний пока­жи; вся гра­ды и веси доб­ре сохра­ни, свя­тую веру в людех непо­роч­ну соблю­ди. Буди всем нам ско­рый помощ­ник в нуж­дах наших, да тобою окорм­ля­е­ми, мир­но и бла­го­чест­но пожи­вем в жиз­ни сей, да спо­до­бим­ся и веч­ных благ вос­при­я­тия на Небе­си, сла­вя­ще и пре­воз­но­ся­ще Отца и Сына и Свя­та­го Духа и твое мило­стив­ное о нас пред­ста­тель­ство во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мчч. Пам­фи­ла пре­св., Вален­та (Уален­та) диак., Пав­ла, Пор­фи­рия, Селев­кия, Фео­ду­ла, Иули­а­на, Саму­и­ла, Илии, Дани­и­ла, Иере­мии, Иса­ии (307 – 309). Мчч. Пер­сид­ских в Мар­ти­ро­по­ле (IV). Прп. Мару­фа, еп. Месо­по­там­ско­го (422). Собор свя­тых Ново­си­бир­ской мит­ро­по­лии. Свя­щен­но­му­че­ни­ка Пав­ла (Смир­но­ва) про­то­и­е­рея (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму