В миру Мануил Евгеник, родился в семье диакона и сакеллария Софийского собора в Константинополе, мать его была дочерью врача. Родители будущего святителя принадлежали к числу самых уважаемых жителей Византийской столицы. В возрасте 13 лет Мануил осиротел. Тем не менее, ему удалось получить блестящее богословское образование.
Вскоре Мануил занял место отца в клире Константинополя, получил широкую известность как талантливый проповедник. В 1418 году он принял монашество с именем Марк в монастыре на острове Антигон. Обитель, однако, вскоре прекратила свое существование по причине турецкого нашествия, и Марк вновь оказался в Константинополе. Марк Евгеник стал монахом Манганского монастыря в столице Византии.
В 1437 году был рукоположен во епископа и поставлен на кафедру древнего Эфеса. Назначение это было титулярным: Эфес к тому времени давно находился под властью турок и церковная жизнь в нем прекратилась. Тем не менее, в Константинопольской Церкви митрополит Эфесский традиционно считался одной из ключевых фигур. Митрополит Марк вскоре после своего поставления должен был принять участие в Ферраро-Флорентийском соборе, обсуждавшем возможность воссоединения православных и римо-католиков. Византия погибла под натиском турок, и многие греки видели в объединении с Римом единственную возможность получить помощь в борьбе с наступающими османами. Выехавший в составе византийской делегации на собор в Италию митрополит Марк был не против восстановления церковного единства. Однако он считал, что оно достижимо лишь при условии устранения тех новшеств, которые ввели в Православное учение латиняне. Митрополит Марк надеялся убедить западных христиан в ошибочности учения о «Filioque», чистилище и проч.
Богословские прения на соборе не увенчались успехом — Рим не хотел отступать от своих новшеств даже после того, как Марк Эфесский убедительно доказал неправоту латинских богословов. Однако Римский папа Евгений IV настаивал на унии греков с Римом, не останавливаясь даже перед такими средствами, как шантаж и запугивание. Под нажимом понтифика византийская делегация капитулировала и подписала акт унии, признав над собой главенство папы. Один митрополит Марк протестовал против этого беззакония. Папа Евгений IV, не видя подписи Марка на акте соединения церквей, откровенно сказал: “Мы ничего не сделали”.
Тайно удалившись из Флоренции, святой Марк ревностно убеждал жителей Константинополя отвергнуть нечестивое соглашение. Вскоре святитель стал свидетелем ее гибели, будучи среди тех, кто одной из главных причин постигшей Константинополь катастрофы считал отступничество от Православия и переход в унию. На смертном одре Марк умолял патриарха Константинопольского Геннадия продолжать борьбу с латинянами.
Скончался 23 июня 1444 или 1457 года.
Несколько лет спустя по кончине состоялось перенесение мощей святого. Вероятно, что именно с перенесением мощей связана память 19 января ст.ст., которая впоследствии и закрепилась как основной день поминовения святителя Марка.
Прославлен в лике святителей в 1734 году при Константинопольском патриархе Серафиме I.
Тропарь, глас 8
Правосла́вия наста́вниче, но́вшеств противобо́рниче, /степе́нь ве́ры, Це́ркве свети́льниче, /учи́телей Богодухнове́нная печа́те, Ма́рко всему́дре, /писа́нии твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная, //моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8
Иоа́нна Евге́ника: Богосло́вов Богому́драя писа́ния, /я́ко Богоглаго́льник и́стинен, прие́м в се́рдцы, /исхожде́ние Ду́ха Свята́го возвести́л еси́, я́ко до́лжно есть, приснохва́льне, /и всесвяты́й запечатле́л еси́ Симво́л, /сего́ ра́ди пое́м: //ра́дуйся, Ма́рко Богоглаго́ливе.
Величание
Велича́ем тя, /святи́телю о́тче Ма́рко, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прп. Макария Великого, Египетского (390 – 391). Блж. Фео́дора Новгородского, Христа ради юродивого (1392). Прп. Макария Римлянина, Новгородского (XVI). Прпп. Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII); Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIII – XIV). Обре́тение мощей прп. Са́ввы Сторожевского, Звенигородского (1652). Мц. Евфраси́и девы (303). Прп. Макария Александрийского, иеромонаха (394 – 395). Свт. Арсе́ния Керкирского, архиеп. (ок. 953). Прп. Анто́ния Мартко́пского, столпника (VI) (Груз.). Сщмчч. Петра Скипетрова, пресвитера (1918); Николая Восторгова, пресвитера (1930); мч. Фео́дора Гусева (1940).