1 фев­ра­ля. Пре­по­доб­ный Сав­ва Сто­ро­жев­ский, Зве­ни­го­род­ский (Обре­те­ние мощей, 1652)
Пре­по­доб­ный Сав­ва Сто­ро­жев­ский, Зве­ни­го­род­ский, в ран­ней юно­сти ушел от мира, при­няв постри­же­ние от пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го, и был одним из пер­вых его уче­ни­ков и сподвижников. Пре­по­доб­ный любил жизнь без­молв­ную, избе­гал бесед с людь­ми и пре­бы­вал в…

Пре­по­доб­ный Сав­ва Сто­ро­жев­ский, Зве­ни­го­род­ский, в ран­ней юно­сти ушел от мира, при­няв постри­же­ние от пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го, и был одним из пер­вых его уче­ни­ков и сподвижников.

Пре­по­доб­ный любил жизнь без­молв­ную, избе­гал бесед с людь­ми и пре­бы­вал в посто­ян­ном тру­де, пла­че о нище­те души сво­ей, памя­то­ва­нии суда Божия. Пре­по­доб­ный Сав­ва для всех людей был обра­зом про­сто­ты и сми­ре­ния, он при­об­рел столь глу­бо­кую муд­рость духов­ную, что еще “в мона­сты­ре Сер­гия был духов­ни­ком все­му брат­ству, стар­цем почтен­ным и весь­ма учи­тель­ным”. Когда вели­кий князь Димит­рий Дон­ской, в бла­го­дар­ность за побе­ду над Мама­ем, устро­ил на реке Дубен­ке оби­тель Успе­ния Божи­ей Мате­ри, ее игу­ме­ном, по бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Сер­гия, стал Сав­ва. Сохра­няя про­сто­ту сво­ей подвиж­ни­че­ской жиз­ни, он питал­ся толь­ко рас­ти­тель­ной пищей, носил гру­бую одеж­ду, спал на полу. В 1392 году бра­тия Сер­ги­е­вой Лав­ры, по уда­ле­нии игу­ме­на Нико­на на без­мол­вие, умо­ли­ла пре­по­доб­но­го Сав­ву при­нять игу­мен­ство в оби­те­ли. Здесь он “доб­ре пася­ше пору­чен­ное ему ста­до, ели­ко можа­ше и ели­ко отца его бла­жен­на­го Сер­гия молит­вы спо­мо­га­ху ему”. Пре­да­ние отно­сит ко вре­ме­ни его игу­мен­ства изве­ще­ние вод­но­го источ­ни­ка за сте­на­ми Лавры.

С боль­шой любо­вью и почте­ни­ем отно­сил­ся к пре­по­доб­но­му Сав­ве князь Юрий Димит­ри­е­вич Зве­ни­го­род­ский, крест­ный сын пре­по­доб­но­го Сер­гия. Он избрал пре­по­доб­но­го Сав­ву духов­ни­ком и упро­сил прий­ти дать бла­го­сло­ве­ние его дому. Пре­по­доб­ный наде­ял­ся вер­нуть­ся в свою оби­тель, но князь умо­лил его остать­ся и зало­жить “в оте­че­стве его, близ Зве­ни­го­ро­да, иде­же есть место зово­мо Сто­ро­жи”, новую оби­тель. Стре­мясь к жизне уеди­нен­ной и без­молв­ной, пре­по­доб­ный при­нял пред­ло­же­ние зве­ни­го­род­ско­го кня­зя Юрия Димит­ри­е­ви­ча и перед ико­ной Божи­ей Мате­ри со сле­за­ми испро­сил Ее покро­ва пустын­но­му месту. На горе Сто­ро­жев­ской, где неко­гда рас­по­ла­га­лась стра­жа, охра­няв­шая Моск­ву от вра­гов, осно­вал он неболь­шой дере­вян­ный храм Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы (1377), а неда­ле­ко от него поста­вил малую келию для себя. В 1399 г. здесь же пре­по­доб­ный устро­ил мона­стырь, с любо­вью при­ни­мая всех ищу­щих без­молв­но­го жития. Мно­го потру­дил­ся пре­по­доб­ный Сав­ва при устрой­стве сво­ей оби­те­ли. Сам выко­пал коло­дец под горою, отку­да носил на пле­чах сво­их воду, обнес мона­стырь дере­вян­ной огра­дой, а в вер­сте от него, в овра­ге, выко­пал себе келию для без­молв­но­го жития. В 1399 году пре­по­доб­ный бла­го­сло­вил сво­е­го духов­но­го сына, кня­зя Юрия, ухо­див­ше­го в воен­ный поход, и пред­ска­зал ему побе­ду над вра­га­ми. Молит­ва­ми свя­то­го стар­ца вой­скам кня­зя была даро­ва­на ско­рая побе­да. Тру­да­ми пре­по­доб­но­го Сав­вы в оби­те­ли был выстро­ен камен­ный собор­ный храм Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Скон­чал­ся свя­той Сав­ва в глу­бо­кой ста­ро­сти 3 декаб­ря 1406 года.

Почи­та­ние пре­по­доб­но­го мест­ны­ми жите­ля­ми нача­лось сра­зу по его кон­чине. Чудо­дей­ствен­ная цели­тель­ная сила, исте­кав­шая от гро­ба пре­по­доб­но­го, его мно­го­чис­лен­ные явле­ния убе­ди­ли всех, что игу­мен Сав­ва “есть воис­ти­ну Боже­ствен­но­го све­та све­ти­ло неза­хо­дя­щее, чудес луча­ми всех про­све­ща­ю­ще”. В гра­мо­те 1539 г. пре­по­доб­ный Сав­ва назы­ва­ет­ся чудо­твор­цем. Осо­бен­но чтил его царь Алек­сей Михай­ло­вич, неод­но­крат­но ходив­ший пеш­ком на покло­не­ние в оби­тель пре­по­доб­но­го. Пре­да­ние сохра­ни­ло для нас заме­ча­тель­ный рас­сказ о том, как пре­по­доб­ный Сав­ва спас его от сви­ре­по­го мед­ве­дя. Как повест­ву­ет житие пре­по­доб­но­го Сав­вы, состав­лен­ное в ХVI в., в кон­це ХV века (1480 – 1490 годах) игу­ме­ну Сав­вин­ской оби­те­ли Дио­ни­сию после вечер­не­го пра­ви­ла явил­ся ста­рец и обра­тил­ся к нему: “Дио­ни­сий! Вста­вай и напи­ши лик мой на иконе”. На вопрос Дио­ни­сия, кто он, явив­ший­ся отве­тил: “Я Сав­ва, началь­ник сего места”. Вет­хий ста­рец оби­те­ли Авва­кум, видев­ший в юно­сти пре­по­доб­но­го, опи­сал внеш­ность свя­то­го. Точ­но таким явил­ся он игу­ме­ну Дио­ни­сию, кото­рый испол­нил пове­ле­ние и напи­сал ико­ну пре­по­доб­но­го Саввы.

Празд­но­ва­ние пре­по­доб­но­му Сав­ве было уста­нов­ле­но в 1547 г. на Мос­ков­ском Соборе.

Тро­парь, глас 8

Пусты́ни яви́лся еси́ до́бpое пpозябе́ние, пpеподо́бне: /​от ю́ности бо изво́лил еси́ чи́стое житие́, /​духо́вному тво­е­му́ учи́телю после́дуя, /​и Того́ уче́нием ум к Небе́сным впеpи́в, /​и ста́ду тво­е­му́ пpему́дp наста́вник показа́лся еси́; /​тем и Хpисто́с, я́ко пpесве́тла тя свети́льника, чуде­сы́ обо­га­ти́. /​/​Са́вво о́тче наш, моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Госпо́дним жела́нием распали́вся, /​стра́сти плотски́я воздержа́нием оттря́с, /​Боже́ственнаго све́та незаходи́мое свети́ло яви́лся еси́, /​чуде́с луча́ми всех просвеща́еши /​притека́ющих к моще́м твои́м, /​/​Са́вво, преподо́бне о́тче наш.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Са́вво, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Сав­ве Сторожевскому

О пречестна́я и свяще́нная гла­во́! Небе́снаго Иерусали́ма граждани́не, Пресвяты́я Тро́ицы обита́лище, преподо́бне о́тче Са́вво! Ве́лие име́я дерзнове́ние ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ся о ста́де огра́ды тво­ея́ и о всех по ду́ху ча́дех твои́х. Не пре­мол­чи́ за ны ко Го́споду и не пре́зри ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Испро­си́ предста́тельством твои́м у Царя́ ца́рствующих мир Це́ркви, под зна́мением кре­ста́ вои́нствующей, архиере́ом святи́тельства благоле́пие, мона́шествующим до́брое в по́двизех тече́ние; святе́й оби́тели сей, гра́ду сему́ и всем гра­дом и стра́нам охране́ние; ми́ру безмяте́жие и мир, гла́да и па́губы избавле́ние; ста́рым и немощны́м утеше́ние и подкрепле́ние, ю́ным и младе́нцам благо́е в ве́ре возраста́ние, в Ева́нгельском уче́нии тве́рдое обуче́ние, и в чисто­те́ и целому́дрии пребыва́ние; вдови́цам и сиро­там ми́лость и заступле́ние, плене́нным отра́ду и возвраще́ние, боля́щим исцеле́ние, малоду́шным успокое́ние, заблу́ждшим исправле́ние, согреша́ющим дух сокруше́ния, бе́дствующим благовре́менну по́мощь. Не посра­ми́ нас, к тебе́ с ве́рою притека́ющих, споспешеству́й, я́ко чадолюби́вый оте́ц ча́дам, и нам поне­сти́ и́го Христо́во во благоду́шии и терпе́нии, и всех упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т свой непосты́дно и пресели́тися со упова́нием во оби́тели Небе́сныя. Иде́же ты, по труде́х и по́двизех, ны́не водворя́ешися со А́нгелы и Святы́ми, зря и прославля́я Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Мака­рия Вели­ко­го, Еги­пет­ско­го (390 – 391). Свт. Мар­ка Евге­ни­ка, архи­еп. Ефес­ско­го (1444). Блж. Фео́дора Нов­го­род­ско­го, Хри­ста ради юро­ди­во­го (1392). Прп. Мака­рия Рим­ля­ни­на, Нов­го­род­ско­го (XVI). Прпп. Мака­рия, пост­ни­ка Печер­ско­го, в Ближ­них пеще­рах (XII); Мака­рия, диа­ко­на Печер­ско­го, в Даль­них пеще­рах (XIII – XIV). Мц. Евфраси́и девы (303). Прп. Мака­рия Алек­сан­дрий­ско­го, иеро­мо­на­ха (394 – 395). Свт. Арсе́ния Кер­кир­ско­го, архи­еп. (ок. 953). Прп. Анто́ния Мартко́пского, столп­ни­ка (VI) (Груз.). Сщмчч. Пет­ра Ски­пет­ро­ва, пре­сви­те­ра (1918); Нико­лая Вос­тор­го­ва, пре­сви­те­ра (1930); мч. Фео́дора Гусе­ва (1940).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму