1 фев­ра­ля. Пре­по­доб­ный Мака­рий Вели­кий, Египетский
Пре­по­доб­ный Мака­рий Вели­кий родил­ся око­ло 300 года в Ниж­нем Егип­те в селе­нии Пти­на­пор. В ран­нем воз­расте по жела­нию роди­те­лей всту­пил в брак, но рано овдо­вел. После смер­ти жены Мака­рий углу­бил­ся в изу­че­ние Свя­щен­но­го Писа­ния. Похо­ро­нив роди­те­лей…

Пре­по­доб­ный Мака­рий Вели­кий родил­ся око­ло 300 года в Ниж­нем Егип­те в селе­нии Пти­на­пор. В ран­нем воз­расте по жела­нию роди­те­лей всту­пил в брак, но рано овдо­вел. После смер­ти жены Мака­рий углу­бил­ся в изу­че­ние Свя­щен­но­го Писа­ния. Похо­ро­нив роди­те­лей Мака­рий уда­лил­ся в бли­жай­шую к селе­нию пусты­ню и стал послуш­ни­ком при про­жи­вав­шем там стар­це-отшель­ни­ке. Про­ез­жав­ший через Пти­на­пор мест­ный епи­скоп руко­по­ло­жил Мака­рия в одно­го из млад­ших кли­ри­ков мест­ной церк­ви, одна­ко Мака­рий, тяго­тив­ший­ся полу­чен­ным саном, оста­вил селе­ние и уда­лил­ся в пол­ном оди­но­че­стве в пустыню.

Про­жив несколь­ко лет в оди­но­че­стве в Фаран­ской пустыне Мака­рий пошёл к Анто­нию Вели­ко­му и стал его уче­ни­ком, про­жив дол­гое вре­мя в осно­ван­ном им мона­сты­ре в Фивад­ской пустыне. По сове­ту Анто­ния Мака­рий уда­лил­ся в Скит­скую пустыню.

В 40 лет Мака­рий был посвя­щён в сан свя­щен­ни­ка и постав­лен насто­я­те­лем ино­ков, жив­ших в Скит­ской пустыне. В этом же воз­расте, соглас­но цер­ков­но­му пре­да­нию, он полу­чил дар чудо­тво­ре­ния и про­сла­вил­ся мно­ги­ми чуде­са­ми, вклю­чая вос­кре­ше­ние умер­ших. Так, по пре­да­нию, свя­той вос­кре­сил мёрт­во­го, что­бы убе­дить ере­ти­ка, отри­ца­ю­ще­го воз­мож­ность вос­кре­ше­ния. Из более позд­них сви­де­тельств о жиз­ни Мака­рия извест­но, что он мог так взы­вать к умер­шим, что те мог­ли гово­рить вслух. Изве­стен слу­чай, когда мёрт­вый сви­де­тель­ство­вал для оправ­да­ния неви­нов­но­го, дру­гой умер­ший рас­ска­зал, где спря­та­ны вещи, что изба­ви­ло его семью от рабства.

Око­ло 360 года Мака­рий осно­вал в Нит­рий­ской пустыне мона­стырь, полу­чив­ший впо­след­ствии назва­ние — мона­стырь Мака­рия Великого.

Мака­рий Вели­кий вме­сте с Мака­ри­ем Алек­сан­дрий­ским постра­дал в пери­од прав­ле­ния импе­ра­то­ра-ари­а­ни­на Вален­та. Их сосла­ли на пустын­ный ост­ров, насе­лён­ный языч­ни­ка­ми, но, соглас­но пре­да­нию, через исце­ле­ние доче­ри жре­ца, Мака­рий обра­тил жите­лей ост­ро­ва в хри­сти­ан­ство. После того как об этом ста­ло извест­но ари­ан­ско­му епи­ско­пу, отпра­вив­ше­му Мака­рия в ссыл­ку, он раз­ре­шил обо­им стар­цам вер­нуть­ся в свои пустыни.

Пре­по­доб­ный дожил до 97 лет, неза­дол­го до кон­чи­ны ему яви­лись пре­по­доб­ные Анто­ний и Пахо­мий, сооб­щив­шие радост­ную весть о близ­ком пере­хо­де его в бла­жен­ные Небес­ные оби­те­ли. Дав настав­ле­ния сво­им уче­ни­кам и бла­го­сло­вив их, пре­по­доб­ный Мака­рий про­стил­ся со все­ми и почил со сло­ва­ми: “В руки Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой”.

Скон­чал­ся Мака­рий в 391 году, в осно­ван­ном им монастыре.

Мощи Мака­рия Вели­ко­го нахо­дят­ся в Ита­лии, в горо­де Амаль­фи и в Егип­те в мона­сты­ре Мака­рия Великого.

Зем­ная жизнь, по уче­нию пре­по­доб­но­го Мака­рия, со все­ми ее тру­да­ми, име­ет лишь отно­си­тель­ное зна­че­ние: при­го­то­вить душу, сде­лать ее спо­соб­ной к вос­при­я­тию Цар­ства Небес­но­го, вос­пи­тать в душе срод­ство с Небес­ным Отечеством.

Тро­парь, глас 1

Пусты­́н­ный жи́­тель и во пло́ти А́н­гел, /​и чудо­тво́рец яви́л­ся еси́, Бого­но́­се о́т­че наш Мака́рие, /​посто́м, бде́­ни­ем, моли́т­вою, Небе́с­ная даро­ва́­ния при­и́м, /​исце­ля́е­ши неду́ж­ныя и ду́­ши ве́рою при­хо­дя́­щих ти́. /​Сла́­ва Да́в­ше­му тебе́ кре́­пость, /​сла́­ва Вен­ча́в­ше­му тя, /​/​сла́­ва Де́й­ству­ю­ще­му тобо́ю все­́м исцеле́ния.

Кондак, глас 1

Бла­же́н­ную жизнь скон­ча́в в жити­и́ с му́­че­ни­че­ски­ми ли́ки, /​в зем­ли́ кро́т­ких досто́й­но водво­ря́е­ши­ся, Бого­но́сне Мака́рие, /​и пусты­́­ню, я́ко­же град насе­ли́в, бла­го­да́ть при­я́л еси́ от Бо́­га чуде́с, /​/​те́м­же тя почита́ем.

Вели­ча­ние

Убла­жа́ем тя, /​пре­по­до́бне о́т­че Мака́рие, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​наста́в­ни­че мона́­хов /​/​и собе­се́д­ни­че А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Мака­рию Вели­ко­му, Египетскому

Пре­по­до́бне о́т­че Мака́рие! Воз­зри́ на на́с ми́­ло­стив­но и к зем­ли́ при­ве́р­жен­ных воз­ве­ди́ к высо­те́ небе́с­ней. Ты́ горе́ на небе­си́, мы́ на зем­ли́ ни́­зу, уда­ле­ны́ от тебе́, не толи́ко ме́­стом, ели́ко грех­ми́ сво­и́­ми и без­за­ко́­нии, но к тебе́ при­бе­га́ем и взы­ва́ем: наста́ви на́с ходи́ти путе́м тво­и́м, вра­зу­ми́ и руко­во́д­ствуй. Вся́ тво­я́ свя­та́я жи́знь бы́сть зер­ца­́­лом вся́кия доб­ро­де́­те­ли. Не пре­ста́­ни, уго́д­ни­че Бо́­жий, о на́с вопи­я́ ко Го́с­по­ду. Испро­си́ пред­ста́­тель­ством сво­и́м у Все­ми­́­ло­сти­ва­го Бо́­га на́­ше­го ми́р Це́рк­ви Его́, под зна́­ме­ни­ем кре­ста́ во́ин­ству­ю­щей, согла́­сие в ве́­ре и еди­но­му́д­рие, суе­му́д­рия же и рас­ко́­лов истреб­ле́­ние, утвер­жде́­ние во бла­ги́х де́­лех, боль­ны­́м исце­ле́­ние, печа́ль­ным уте­ше́­ние, оби́­жен­ным заступле́­ние, бе́д­ству­ю­щим по́­мощь. Не посра­ми́ на́с, к тебе́ с ве́рою при­те­ка́­ю­щих. Вси́ пра­во­сла́в­нии хри­сти­а́не, тво­и́­ми чуде­сы́ испо́л­нен­нии и ми́­ло­стьми обла­го­де́­тель­ство­ван­нии, испо­ве́­ду­ют тя́ бы́ти сво­е­го́ покро­ви́­те­ля и засту́п­ни­ка. Яви́ дре́в­ния ми́­ло­сти тво­я́, и и́х­же отце́м все­по­мо­ще­ство­ва́л еси́, не отри́­ни и на́с, ча́д и́х, сто­па́­ми и́х к тебе́ ше́ству­ю­щих. Пред­сто­я́­ще все­чест­не́й ико́не тво­е́й, я́ко тебе́ жи́ву су́­щу, при­па́­да­ем и мо́­лим­ся: при­и­ми́ моле́­ния на́­ша и воз­не­си́ и́х на же́рт­вен­ник бла­го­у­тро́­бия Бо́­жия, да при­и́­мем тобо́ю бла­го­да́ть и бла­го­вре́­мен­ную в ну́ж­дех на́­ших по́­мощь. Укре­пи́ на́­ше мало­ду́­шие и утвер­ди́ на́с в ве́­ре, да несо­мне́н­но упо­ва́ем полу­чи́ти вся́ бла­га́я от бла­го­се́р­дия Вла­ды­́ки моли́тва­ми тво­и́­ми. О, пре­ве­ли́кий уго́д­ни­че Бо́­жий! Все­́м на́м, с ве́рою при­те­ка́­ю­щим к тебе́, помо­зи́ пред­ста́­тель­ством тво­и́м ко Го́с­по­ду, и все­́х на́с упра́ви в ми́­ре и пока­я́­нии скон­ча́ти живо́т на́ш и пре­се­ли́ти­ся со упо­ва́­ни­ем в бла­же́н­ныя не́д­ра Авра­а́­мо­ва, иде́­же ты́ ра́­дост­но во тру­де́х и по́д­ви­зех ны́не почи­ва́е­ши, про­слав­ля́я со все­́­ми свя­ты­́­ми Бо́­га, в Тро́и­це сла́ви­ма­го, Отца́ и Сы́­на и Свя­та́­го Ду́­ха, ны́не и при­́с­но и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Свт. Мар­ка Евге­ни­ка, архи­еп. Ефес­ско­го (1444). Блж. Фео­́­до­ра Нов­го­род­ско­го, Хри­ста ради юро­ди­во­го (1392). Прп. Мака­рия Рим­ля­ни­на, Нов­го­род­ско­го (XVI). Прпп. Мака­рия, пост­ни­ка Печер­ско­го, в Ближ­них пеще­рах (XII); Мака­рия, диа­ко­на Печер­ско­го, в Даль­них пеще­рах (XIII – XIV). Обре́­те­ние мощей прп. Са́в­вы Сто­ро­жев­ско­го, Зве­ни­го­род­ско­го (1652). Мц. Евфра­си́и девы (303). Прп. Мака­рия Алек­сан­дрий­ско­го, иеро­мо­на­ха (394 – 395). Свт. Арсе́­ния Кер­кир­ско­го, архи­еп. (ок. 953). Прп. Анто́­ния Март­ко́п­ско­го, столп­ни­ка (VI) (Груз.). Сщмчч. Пет­ра Ски­пет­ро­ва, пре­сви­те­ра (1918); Нико­лая Вос­тор­го­ва, пре­сви­те­ра (1930); мч. Фео­́­до­ра Гусе­ва (1940).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму