1 фев­ра­ля. Пре­по­доб­ный Мака­рий Вели­кий, Египетский
Пре­по­доб­ный Мака­рий Вели­кий родил­ся око­ло 300 года в Ниж­нем Егип­те в селе­нии Пти­на­пор. В ран­нем воз­расте по жела­нию роди­те­лей всту­пил в брак, но рано овдо­вел. После смер­ти жены Мака­рий углу­бил­ся в изу­че­ние Свя­щен­но­го Писа­ния. Похо­ро­нив роди­те­лей…

Пре­по­доб­ный Мака­рий Вели­кий родил­ся око­ло 300 года в Ниж­нем Егип­те в селе­нии Пти­на­пор. В ран­нем воз­расте по жела­нию роди­те­лей всту­пил в брак, но рано овдо­вел. После смер­ти жены Мака­рий углу­бил­ся в изу­че­ние Свя­щен­но­го Писа­ния. Похо­ро­нив роди­те­лей Мака­рий уда­лил­ся в бли­жай­шую к селе­нию пусты­ню и стал послуш­ни­ком при про­жи­вав­шем там стар­це-отшель­ни­ке. Про­ез­жав­ший через Пти­на­пор мест­ный епи­скоп руко­по­ло­жил Мака­рия в одно­го из млад­ших кли­ри­ков мест­ной церк­ви, одна­ко Мака­рий, тяго­тив­ший­ся полу­чен­ным саном, оста­вил селе­ние и уда­лил­ся в пол­ном оди­но­че­стве в пустыню.

Про­жив несколь­ко лет в оди­но­че­стве в Фаран­ской пустыне Мака­рий пошёл к Анто­нию Вели­ко­му и стал его уче­ни­ком, про­жив дол­гое вре­мя в осно­ван­ном им мона­сты­ре в Фивад­ской пустыне. По сове­ту Анто­ния Мака­рий уда­лил­ся в Скит­скую пустыню.

В 40 лет Мака­рий был посвя­щён в сан свя­щен­ни­ка и постав­лен насто­я­те­лем ино­ков, жив­ших в Скит­ской пустыне. В этом же воз­расте, соглас­но цер­ков­но­му пре­да­нию, он полу­чил дар чудо­тво­ре­ния и про­сла­вил­ся мно­ги­ми чуде­са­ми, вклю­чая вос­кре­ше­ние умер­ших. Так, по пре­да­нию, свя­той вос­кре­сил мёрт­во­го, что­бы убе­дить ере­ти­ка, отри­ца­ю­ще­го воз­мож­ность вос­кре­ше­ния. Из более позд­них сви­де­тельств о жиз­ни Мака­рия извест­но, что он мог так взы­вать к умер­шим, что те мог­ли гово­рить вслух. Изве­стен слу­чай, когда мёрт­вый сви­де­тель­ство­вал для оправ­да­ния неви­нов­но­го, дру­гой умер­ший рас­ска­зал, где спря­та­ны вещи, что изба­ви­ло его семью от рабства.

Око­ло 360 года Мака­рий осно­вал в Нит­рий­ской пустыне мона­стырь, полу­чив­ший впо­след­ствии назва­ние — мона­стырь Мака­рия Великого.

Мака­рий Вели­кий вме­сте с Мака­ри­ем Алек­сан­дрий­ским постра­дал в пери­од прав­ле­ния импе­ра­то­ра-ари­а­ни­на Вален­та. Их сосла­ли на пустын­ный ост­ров, насе­лён­ный языч­ни­ка­ми, но, соглас­но пре­да­нию, через исце­ле­ние доче­ри жре­ца, Мака­рий обра­тил жите­лей ост­ро­ва в хри­сти­ан­ство. После того как об этом ста­ло извест­но ари­ан­ско­му епи­ско­пу, отпра­вив­ше­му Мака­рия в ссыл­ку, он раз­ре­шил обо­им стар­цам вер­нуть­ся в свои пустыни.

Пре­по­доб­ный дожил до 97 лет, неза­дол­го до кон­чи­ны ему яви­лись пре­по­доб­ные Анто­ний и Пахо­мий, сооб­щив­шие радост­ную весть о близ­ком пере­хо­де его в бла­жен­ные Небес­ные оби­те­ли. Дав настав­ле­ния сво­им уче­ни­кам и бла­го­сло­вив их, пре­по­доб­ный Мака­рий про­стил­ся со все­ми и почил со сло­ва­ми: “В руки Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой”.

Скон­чал­ся Мака­рий в 391 году, в осно­ван­ном им монастыре.

Мощи Мака­рия Вели­ко­го нахо­дят­ся в Ита­лии, в горо­де Амаль­фи и в Егип­те в мона­сты­ре Мака­рия Великого.

Зем­ная жизнь, по уче­нию пре­по­доб­но­го Мака­рия, со все­ми ее тру­да­ми, име­ет лишь отно­си­тель­ное зна­че­ние: при­го­то­вить душу, сде­лать ее спо­соб­ной к вос­при­я­тию Цар­ства Небес­но­го, вос­пи­тать в душе срод­ство с Небес­ным Отечеством.

Тро­парь, глас 1

Пусты́нный жи́тель и во пло́ти А́нгел, /​и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Мака́рие, /​посто́м, бде́нием, моли́твою, Небе́сная дарова́ния прии́м, /​исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою приходя́щих ти́. /​Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость, /​сла́ва Венча́вшему тя, /​/​сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.

Кондак, глас 1

Блаже́нную жизнь сконча́в в житии́ с му́ченическими ли́ки, /​в зем­ли́ кро́тких досто́йно водворя́ешися, Богоно́сне Мака́рие, /​и пусты́ню, я́коже град насели́в, благода́ть прия́л еси́ от Бо́га чуде́с, /​/​те́мже тя почита́ем.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Мака́рие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Мака­рию Вели­ко­му, Египетскому

Преподо́бне о́тче Мака́рие! Воз­зри́ на на́с ми́лостивно и к зем­ли́ приве́рженных воз­ве­ди́ к высо­те́ небе́сней. Ты́ горе́ на небе­си́, мы́ на зем­ли́ ни́зу, уда­ле­ны́ от тебе́, не толи́ко ме́стом, ели́ко грех­ми́ свои́ми и беззако́нии, но к тебе́ прибега́ем и взыва́ем: наста́ви на́с ходи́ти путе́м твои́м, вра­зу­ми́ и руково́дствуй. Вся́ твоя́ свята́я жи́знь бы́сть зерца́лом вся́кия доброде́тели. Не преста́ни, уго́дниче Бо́жий, о на́с вопия́ ко Го́споду. Испро­си́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего ми́р Це́ркви Его́, под зна́мением кре­ста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посра­ми́ на́с, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Вси́ правосла́внии христиа́не, твои́ми чуде­сы́ испо́лненнии и ми́лостьми облагоде́тельствованнии, испове́дуют тя́ бы́ти сво­е­го́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́, и и́хже отце́м всепомоществова́л еси́, не отри́ни и на́с, ча́д и́х, стопа́ми и́х к тебе́ ше́ствующих. Предстоя́ще всечестне́й ико́не твое́й, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: при­и­ми́ моле́ния на́ша и воз­не­си́ и́х на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менную в ну́ждех на́ших по́мощь. Укре­пи́ на́ше малоду́шие и утвер­ди́ на́с в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся́ блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. О, превели́кий уго́дниче Бо́жий! Все́м на́м, с ве́рою притека́ющим к тебе́, помо­зи́ предста́тельством твои́м ко Го́споду, и все́х на́с упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т на́ш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нныя не́дра Авраа́мова, иде́же ты́ ра́достно во труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Свт. Мар­ка Евге­ни­ка, архи­еп. Ефес­ско­го (1444). Блж. Фео́дора Нов­го­род­ско­го, Хри­ста ради юро­ди­во­го (1392). Прп. Мака­рия Рим­ля­ни­на, Нов­го­род­ско­го (XVI). Прпп. Мака­рия, пост­ни­ка Печер­ско­го, в Ближ­них пеще­рах (XII); Мака­рия, диа­ко­на Печер­ско­го, в Даль­них пеще­рах (XIII – XIV). Обре́тение мощей прп. Са́ввы Сто­ро­жев­ско­го, Зве­ни­го­род­ско­го (1652). Мц. Евфраси́и девы (303). Прп. Мака­рия Алек­сан­дрий­ско­го, иеро­мо­на­ха (394 – 395). Свт. Арсе́ния Кер­кир­ско­го, архи­еп. (ок. 953). Прп. Анто́ния Мартко́пского, столп­ни­ка (VI) (Груз.). Сщмчч. Пет­ра Ски­пет­ро­ва, пре­сви­те­ра (1918); Нико­лая Вос­тор­го­ва, пре­сви­те­ра (1930); мч. Фео́дора Гусе­ва (1940).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму