1 фев­ра­ля. Бла­жен­ный Фео­дор, Хри­ста ради юро­ди­вый, Новгородский
Бла­жен­ный Фео­дор Нов­го­род­ский был сыном бла­го­че­сти­вых роди­те­лей, бога­тых и име­ни­тых нов­го­род­ских граж­дан. Вос­пи­тан­ный в стро­гом хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии, он, по дости­же­нии зре­ло­го воз­рас­та, при­нял на себя подвиг юрод­ства Хри­ста ради, все свое состо­я­ние роз­дал бед­ным, а сам…

Бла­жен­ный Фео­дор Нов­го­род­ский был сыном бла­го­че­сти­вых роди­те­лей, бога­тых и име­ни­тых нов­го­род­ских граж­дан. Вос­пи­тан­ный в стро­гом хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии, он, по дости­же­нии зре­ло­го воз­рас­та, при­нял на себя подвиг юрод­ства Хри­ста ради, все свое состо­я­ние роз­дал бед­ным, а сам до кон­ца жиз­ни пре­бы­вал в край­ней бед­но­сти, не имея не толь­ко кро­ва над голо­вой, но и теп­лой одеж­ды в мороз­ные дни.

Обли­чая вза­им­ную враж­ду граж­дан нов­го­род­ской Тор­го­вой сто­ро­ны с жите­ля­ми Софий­ской сто­ро­ны, бла­жен­ный Фео­дор делал вид, что враж­ду­ет с бла­жен­ным Нико­ла­ем Коча­но­вым († 1392; память 27 июля), под­ви­зав­шим­ся на про­ти­во­по­лож­ной Софий­ской сто­роне. Когда бла­жен­но­му Фео­до­ру слу­ча­лось пере­хо­дить Вол­хов­ским мостом на Софий­скую сто­ро­ну, то бла­жен­ный Нико­лай гнал его на Тор­го­вую, то же делал и Фео­дор, когда заста­вал Нико­лая на Тор­го­вой сто­роне. Бла­жен­ные, духом пони­мая друг дру­га, види­мой враж­дой напо­ми­на­ли нов­го­род­цам их меж­до­усо­би­цы, кото­рые часто окан­чи­ва­лись кро­ва­вы­ми столкновениями.

Бла­жен­ный имел дар про­зор­ли­во­сти и, пре­ду­пре­ждая: “Бере­ги­те хлеб”, пред­ска­зы­вал насту­па­ю­щий голод. В дру­гое вре­мя сло­ва­ми “чисто тут будет – хоро­шо будет сеять репу” он пред­рек пожар, опу­сто­шив­ший ули­цы Тор­го­вой сто­ро­ны. Бла­жен­ный Фео­дор пред­ви­дел свою кон­чи­ну и гово­рил нов­го­род­цам: “Про­щай­те, иду дале­ко”. Граж­дане нов­го­род­ские еще при жиз­ни виде­ли в нем угод­ни­ка Божия и высо­ко чти­ли его. После сво­ей кон­чи­ны в 1392 году бла­жен­ный был похо­ро­нен по заве­ща­нию на Тор­го­вой сто­роне, на Лубя­ни­це, у церк­ви свя­то­го вели­ко­му­че­ни­ка Геор­гия, на папер­ти кото­рой свя­той осо­бен­но любил про­во­дить ночи в неустан­ной молит­ве. Над его моща­ми была соору­же­на часовня.

Тро­парь, глас 8

И́же на зем­ли́ Хри­ста́ ра́­ди во́лею в бу́й­ство преложи́вся,/ ми́­ра сего́ кра­со­ты́ отню́д воз­не­на­ви́­дел еси́/​и, плот­ска́я игра́­ния увя­ди́в посто́м и жа́ж­дею и на зем­ли́ лега́нием,/ от зно́я же и сту́­де­ни, от дождя́ и сне́га/​и от про́­чия воз­ду́ш­ныя тя́­го­сти нико­гда́­же укло­ни́л­ся еси́,/ ду́­шу же очи́­стил еси́ доб­ро­де́­тель­ми, я́ко зла́то в горни́ле,/ о́т­че преб­ла­же́нне Фео́доре,/ и ны́не на Небе­се́х пред­сто­и́­ши Пре­сто́­лу Пре­свя­ты­́я Тро́ицы,/ но я́ко име́я дерз­но­ве́­ние мно́гое,// моли́ Хри­ста́ Бо́­га спа­сти́­ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Вы́ш­ния кра­со­ты́ жела́я, /​ни́ж­ния сла́­до­сти и теле́с­ная оде­я́­ния то́щ­но оста́вил еси́ /​и нес­тя­жа́­ние па́­че су́ет­на­го ми́­ра воз­лю­би́л еси́, /​а́н­гель­ское жити­е́ про­хо­дя́, скон­ча́л­ся еси́, Фео­́­до­ре бла­же́нне, /​/​с ни́­ми­же Хри­ста́ Бо́­га моли́ непре­ста́н­но о всех нас.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​бла­же́нне о́т­че Фео­́­до­ре, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Мака­рия Вели­ко­го, Еги­пет­ско­го (390 – 391). Свт. Мар­ка Евге­ни­ка, архи­еп. Ефес­ско­го (1444). Прп. Мака­рия Рим­ля­ни­на, Нов­го­род­ско­го (XVI). Прпп. Мака­рия, пост­ни­ка Печер­ско­го, в Ближ­них пеще­рах (XII); Мака­рия, диа­ко­на Печер­ско­го, в Даль­них пеще­рах (XIII – XIV). Обре́­те­ние мощей прп. Са́в­вы Сто­ро­жев­ско­го, Зве­ни­го­род­ско­го (1652). Мц. Евфра­си́и девы (303). Прп. Мака­рия Алек­сан­дрий­ско­го, иеро­мо­на­ха (394 – 395). Свт. Арсе́­ния Кер­кир­ско­го, архи­еп. (ок. 953). Прп. Анто́­ния Март­ко́п­ско­го, столп­ни­ка (VI) (Груз.). Сщмчч. Пет­ра Ски­пет­ро­ва, пре­сви­те­ра (1918); Нико­лая Вос­тор­го­ва, пре­сви­те­ра (1930); мч. Фео­́­до­ра Гусе­ва (1940).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму