18 нояб­ря Память Свя­тых oтцов Помест­но­го Собо­ра Церк­ви Рус­ския 1917 – 1918 годов
В этот день исполняется 105 лет со дня события, которое наша Русская Церковь вспоминает и мы прославляем всех тех, кто потрудился на Поместном Соборе Церкви Русской в 1917/18 годах
Святые oтцы Поместнаго Собора Церкве Русския
13.11.2022

Дивен Бог во свя­тых Сво­их, Бог Изра­и­лев (Про­ки­мен, глас 4)

В этот день испол­ня­ет­ся 105 лет со дня собы­тия, кото­рое наша Рус­ская Цер­ковь вспо­ми­на­ет и мы про­слав­ля­ем всех тех, кто потру­дил­ся на Помест­ном Собо­ре Церк­ви Рус­ской в 1917/​18 годах, кто зало­жил проч­ный, надеж­ный фун­да­мент для суще­ство­ва­ния Пра­во­сла­вия на Руси.

Это были слож­но­сти и во внут­рен­нем устро­е­нии Церк­ви, и неслы­хан­ные гоне­ния на ее вер­ных чад. Еще пред­сто­я­ли мно­гие деся­ти­ле­тия гоне­ний, но наши ново­му­че­ни­ки и испо­вед­ни­ки подви­гом сто­я­ния за веру засви­де­тель­ство­ва­ли непре­лож­ность обе­то­ва­ния Спа­си­те­ля: Я создам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют ее (Мф 16:18). И в этом смыс­ле про­шлое нашей Церк­ви явля­ет­ся свя­щен­ным и заслу­жи­ва­ет бла­го­го­вей­но­го и тре­пет­но­го отношения.

На Собор при­е­ха­ло 564 деле­га­та — это было очень серьез­ное пред­ста­ви­тель­ство. Cобо­ряне дели­лись на три нерав­ные груп­пы, при­мер­но 20% — епи­ско­пы и мона­ше­ству­ю­щие, 30% — белое духо­вен­ство и цер­ков­но­слу­жи­те­ли и чуть более 50% — миряне. При­чем миряне самые раз­ные — как пред­ста­ви­те­ли, напри­мер, духов­ных ака­де­мий, так и кре­стьяне из самых отда­лен­ных угол­ков Рос­сии. Собор про­хо­дил в ситу­а­ции очень ост­рых сослов­ных про­ти­во­ре­чий, сослов­ной враж­ды меж­ду пса­лом­щи­ка­ми и свя­щен­ни­ка­ми, меж­ду белым духо­вен­ством и мона­ше­ству­ю­щи­ми. Миряне, заняв­шие доста­точ­но кон­сер­ва­тив­ные пози­ции, ока­за­лись сво­е­го рода про­ти­во­ве­сом для раз­лич­ных сослов­ных групп, они поз­во­ли­ли Собо­ру фор­му­ли­ро­вать не сослов­ную, а обще­цер­ков­ную про­грам­му преобразований.

Все­рос­сий­ский Помест­ный Собор был пер­вым с кон­ца XVII века. В нем участ­во­ва­ли не толь­ко все архи­ереи Рус­ской Церк­ви, но и намест­ни­ки круп­ней­ших мона­сты­рей, пред­ста­ви­те­ли Ака­де­мии наук, уни­вер­си­те­тов, Госу­дар­ствен­но­го Сове­та и Госу­дар­ствен­ной Думы.

В этот день про­изо­шло избра­ние свя­ти­те­ля Тихо­на на Мос­ков­ский Пат­ри­ар­ший престол.

Сре­ди пер­вых дея­ний Собо­ра в 1917 году, бук­валь­но через три дня после захва­та вла­сти боль­ше­ви­ка­ми в Пет­ро­гра­де, было при­ня­то реше­ние о вос­ста­нов­ле­нии пат­ри­ар­ше­ства. Одним из самых актив­ных побор­ни­ков вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства был архи­манд­рит (впо­след­ствии архи­епи­скоп) Ила­ри­он (Тро­иц­кий). После это­го Собор обсуж­дал вопрос «О пра­во­вом поло­же­нии Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви», кото­рый стал пер­вой реак­ци­ей Церк­ви на дей­ствия новой власти.

Собор успел при­нять опре­де­ле­ние «Об охране цер­ков­ных свя­тынь от кощун­ствен­но­го захва­та и пору­га­ния», утвер­дил новый при­ход­ской устав, в кото­ром была отра­же­на неко­то­рая авто­ном­ность при­хо­дов от цен­траль­ной вла­сти. В состав пра­во­слав­ных епар­хий были при­ня­ты еди­но­вер­че­ские при­хо­ды. Обсуж­да­лось мно­же­ство иных про­ек­тов доку­мен­тов, кото­рые каса­лись как внут­ри­цер­ков­ной жиз­ни, так и отно­ше­ний Церк­ви и госу­дар­ства в све­те акту­аль­ных пере­мен. Были и доста­точ­но нова­тор­ские для сво­е­го вре­ме­ни про­ек­ты, как, напри­мер, о при­вле­че­нии жен­щин к дея­тель­но­му уча­стию на раз­ных попри­щах цер­ков­но­го служения.

Перед лицом воин­ству­ю­ще­го ате­и­сти­че­ско­го режи­ма ново­му­че­ни­ки и испо­вед­ни­ки – отцы Собо­ра – пока­за­ли свою кро­тость нра­вов и стой­кость в убеж­де­ни­ях. Они хоте­ли идти в ногу со вре­ме­нем в отно­ше­нии роли мирян в жиз­ни при­хо­дов, соци­аль­но­го попе­че­ния о нуж­да­ю­щих­ся и школь­но­го обра­зо­ва­ния, но были про­тив навя­зы­ва­ния ате­из­ма в шко­лах и паде­ния обще­ствен­ных усто­ев, кото­рые вели к рас­па­ду инсти­ту­та семьи.

При­мер ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Церк­ви Рус­ской, кото­рые 100 лет назад отда­ли Богу душу, что­бы сви­де­тель­ство­вать о вере во Хри­ста перед лицом без­бож­но­го режи­ма, при­зы­ва­ет всех совре­мен­ных хри­сти­ан быть гото­вы­ми в любой момент зем­ной жиз­ни без коле­ба­ния сви­де­тель­ство­вать свою веру во Хри­ста даже самой смерти.

Тро­парь свя­тым отцем, глас 6:

Днесь благода́ть Свята́го Ду́ха нас собра́, /​просла́вити отцы́ Собо́ра Це́ркве Ру́сския /​с Первосвяти́телем Моско́вским Ти́хоном, /​и́же ве́рныя лю́ди зем­ли́ на́шея /​на по́двиг испове́дания пра́выя ве́ры благослови́ша /​/​и страда́нии свои́ми Це́рковь на́шу просла́виша.

Молит­ва свя­тым отцем, на Собо­ре Церкве Рус­ския потрудившимся

О, святи́и уго́дницы Бо́жии, со́нма но́вых му́чеников и испове́дников Це́ркве Ру́сския прича́стницы, на Собо́ре Це́ркве Ру́сския в годи́ну ско́рби до́бре потруди́вшиися и му́жески за ве́ру Христо́ву в ле́та гоне́ния лю́таго пострада́вшии! Помина́юще тру­ды́ на ни́ве Бо́жией, ва́ми подъя́тыя, и по́двиги во страда́нии за ве́ру сверше́нныя, славосло́вим доброде́тели ва́ша, воспева́ем братолю́бие, прославля́ем любо́вь ко Спаси́телю Хри­сту́ и Це́ркви Его́ Святе́й, и, я́ко ча́да ва́ша по ду́ху, мо́лим: научи́те нас ра́зум ева́нгельский приле́жне стяжа́ти, на вся́кое де́ло благо́е потре́бен, помози́те во испыта́ниих кре́пость ве́ры име́ти, сподо́бите нас насле́дники по́двига ва́шего бы́ти, да неосужде́нно Ца́рствия Бо́жия дости́гнем, иде́же ку́пно с ва́ми просла́вим Тро́ицу Единосу́щную во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму