5 мая — Свет­лое Хри­сто­во Вос­кре­се­ние. Пасха.
В этот день все человечество, а значит каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит переход, и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году.
05.04.2024

Назвать этот день празд­ни­ком, даже самым боль­шим празд­ни­ком слиш­ком мало. Он важ­нее любо­го празд­ни­ка и зна­чи­мее любо­го собы­тия в миро­вой исто­рии. В этот день все чело­ве­че­ство, а зна­чит каж­дый из нас, полу­чи­ли надеж­ду на спа­се­ние, пото­му что Хри­стос вос­крес. Этот день назы­ва­ет­ся Пас­хой, что зна­чит пере­ход, и отме­ча­ет­ся в Пра­во­слав­ной Церк­ви как самый глав­ный день в году.

В Пасхе вся суть хри­сти­ан­ства, весь смысл нашей веры!

Сло­во Пас­ха — пишет свя­той Амвро­сий Медио­лан­ский — озна­ча­ет пре­хож­де­ние. Назван же так этот празд­ник, тор­же­ствен­ней­ший из празд­ни­ков, в вет­хо­за­вет­ной Церк­ви в вос­по­ми­на­ние исхо­да сынов Изра­и­ле­вых из Егип­та и вме­сте с тем избав­ле­ния их от раб­ства, а в Церк­ви ново­за­вет­ной в озна­ме­но­ва­ние того, что Сам Сын Божий, чрез Вос­кре­се­ние из мерт­вых, пере­шел от мира сего к Отцу Небес­но­му, от зем­ли на Небо, осво­бо­див нас от веч­ной смер­ти и раб­ства вра­гу, даро­вав нам власть быть чада­ми Божи­и­ми (Ин. 1,12).

Вос­кре­се­ни­ем Гос­по­да Иису­са Хри­ста из мерт­вых завер­шил­ся Бого­че­ло­ве­че­ский подвиг спа­се­ния, вос­со­зда­ния чело­ве­ка. Вос­кре­се­ние яви­лось сви­де­тель­ством того, что Иисус Хри­стос есть истин­ный Бог и Гос­подь, Иску­пи­тель и Спа­си­тель. Хри­стос умер пло­тию, но плоть Его соеди­не­на в одну Ипо­стась нес­лит­но, неиз­мен­но, нераз­дель­но, нераз­луч­но с Богом Сло­вом. Хри­стос вос­крес, ибо смерть не мог­ла удер­жать в сво­ей вла­сти тела и души Хри­сто­вых, нахо­дя­щих­ся в ипо­стас­ном един­стве с Источ­ни­ком веч­ной жиз­ни, с Тем, Кто по Сво­е­му Боже­ству есть Вос­кре­се­ние и Жизнь.

В Домо­стро­и­тель­стве спа­се­ния Вос­кре­се­ние Хри­сто­во есть явле­ние Боже­ствен­но­го все­мо­гу­ще­ства: Хри­стос по смер­ти Сво­ей сошел во ад, яко вос­хо­те, нис­про­верг­нул смерть, яко Бог и Вла­ды­ка. Вос­крес трид­не­вен и с Собой вос­кре­сил Ада­ма и весь чело­ве­че­ский род от адо­вых уз и тле­ния. Сло­мив вра­та (твер­ды­ню) смер­ти, Хри­стос пока­зал путь к жиз­ни вечной.

Иисус Хри­стос вос­крес, как нача­ток умер­ших, пер­во­рож­ден­ный из мерт­вых (Кол. 1, 18). Вос­крес­нув, Он освя­тил, бла­го­сло­вил и утвер­дил общее вос­кре­се­ние всех людей, кото­рые вос­ста­нут от зем­ли во все­об­щий день вос­кре­се­ния, как из семе­ни вырас­та­ет колос.

Вос­кре­се­ние Гос­по­да Иису­са Хри­ста сви­де­тель­ству­ет, что Он воис­ти­ну есть Сын Божий — вос­крес яко Бог”. Оно откры­ло сла­ву Его Боже­ства, сокро­вен­ную до того под покро­вом уничижения.

Тело Иису­са Хри­ста вос­ста­ло во сла­ве. В Нем совер­ша­ет­ся вели­кое и спа­си­тель­ное ново­твор­че­ское дей­ствие. Он в Себе Самом обнов­ля­ет наше есте­ство, под­пав­шее тлению.

Вос­кре­се­ни­ем Гос­по­да завер­ша­ет­ся побе­да над гре­хом и его след­стви­ем — смер­тью. Нис­про­верг­ну­та смерть. Отверг­ну­то, осуж­де­но древ­нее осуж­де­ние смер­ти. Рас­торг­ну­ты узы ада, и мы избав­ле­ны от адо­ва мучи­тель­ства. Смерть после Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва не обла­да­ет бла­го­чест­но жив­ши­ми и умер­ши­ми, ибо Хри­стос предра­зо­рил дер­жа­ву (власть) смер­ти Сво­ей смер­тью и подал жизнь в Воскресении.

Хри­стос вос­крес, побе­див смерть. Но и после Его Вос­кре­се­ния смерть в чело­ве­че­стве вре­мен­но еще про­дол­жа­ет уно­сить свои жерт­вы. Но она толь­ко пере­плав­ля­ет сосу­ды нашей души — тела для вос­со­зда­ния в день вос­кре­се­ния в новом, духов­но обнов­лен­ном виде. И так как плоть и кровь не могут насле­до­вать Цар­ствия Божия и тле­ние не насле­ду­ет нетле­ния, то наша душев­но-телес­ная жизнь есть толь­ко зер­но для посе­ва, кото­рое долж­но согнить — в смер­ти, что­бы дать колос — новую жизнь. Наше тле­ние в смер­ти есть путь к нетле­нию. Как Хри­стос умер по пло­ти и ожил духом, так и мы осво­бож­да­ем­ся Им от зако­на гре­ха и смер­ти по зако­ну духа и жиз­ни в Нем (Рим. 8, 2).

Через Свое Вос­кре­се­ние Хри­стос соде­лал нас побе­ди­те­ля­ми смер­ти, и жиз­нью во Хри­сте мы полу­ча­ем пред­на­чат­ки даро­ван­но­го Его вос­кре­се­ни­ем бес­смер­тия наше­му смерт­но­му есте­ству: Никто же да убо­ит­ся смер­ти, — вос­кли­ца­ет свя­той Иоанн Зла­то­уст — сво­бо­ди бо нас Спа­со­ва смерть”.

Поэто­му так вос­тор­жен­на душа хри­сти­а­ни­на в день Свя­той Пас­хи: спа­си­тель­ная и све­то­зар­ная ночь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва явля­ет­ся про­воз­вест­ни­цей буду­ще­го дня обще­го вос­кре­се­ния. Это — поис­ти­не Пас­ха вели­кая, Пас­ха, две­ри рай­ские нам отвер­за­ю­щая, ибо про­хо­дит смерть, явля­ют­ся нетле­ние и веч­ная жизнь.

Живо­при­ем­ное Хри­сто­во Воста­ние про­све­ти­ло всю тварь. Хри­стос оза­рил всю все­лен­ную Боже­ствен­ны­ми бли­ста­ни­я­ми Сво­е­го Воскресения.

Ныне спа­се­ние миру миру види­мо­му и неви­ди­мо­му. Хри­стос вос­стал из мерт­вых; вос­стань­те с Ним и вы; Хри­стос во сла­ве Сво­ей вос­хо­ди­те и вы; Хри­стос из гро­ба осво­бож­дай­тесь из уз гре­ха; отвер­за­ют­ся вра­та ада, истреб­ля­ет­ся смерть, отла­га­ет­ся вет­хий Адам, совер­ша­ет­ся новый. Пас­ха, Гос­под­ня Пас­ха! И еще ска­жу в честь Тро­и­цы: Пас­ха! Она у нас празд­ни­ков празд­ник и тор­же­ство тор­жеств; столь­ко пре­вос­хо­дит все тор­же­ства, даже Хри­сто­вы и в честь Хри­ста совер­ша­е­мые, сколь­ко солн­це пре­вос­хо­дит звезды.
Свя­ти­тель Гри­го­рий Богослов

Неде­ля 2‑я по Пасхе

Вто­рая неде­ля после Пас­хи носит назва­ние Фоми­ной неде­ли, а по народ­ной тра­ди­ции назы­ва­ет­ся Крас­ной гор­кой. Назва­ние Анти­пас­ха озна­ча­ет «вме­сто Пасхи:… 

Неде­ля 4‑я по Пасхе, о расслабленном

В эту неде­лю про­слав­ля­ет­ся чудес­ное исце­ле­ние при овчей купе­ли рас­слаб­лен­но­го, 38 лет томив­ше­го­ся в тяж­кой болез­ни. По объ­яе­не­нию Синак­са­ря, чудо… 

Пре­по­ло­ве­ние Пятидесятницы

В этот день вспо­ми­на­ет­ся то собы­тие из жиз­ни Спа­си­те­ля, когда Он в пре­по­ло­ве­ние празд­ни­ка Кущей учил в хра­ме о Своем… 

Неде­ля 5‑я по Пасхе, о самаряныне

Сама­рян­ка сим­во­ли­зи­ро­ва­ла собой весь вет­хо­за­вет­ный народ: и еврей­ский, и язы­че­ский вме­сте, пото­му что сама­ряне, жив­шие в долине Сарон­ской, про­ис­хо­ди­ли от… 

Неде­ля 6‑я по Пасхе, о слепом

Ино­гда спра­ши­ва­ют: что такое хула на Свя­то­го Духа? В сего­дняш­нем Еван­гель­ском чте­нии опи­сан этот страш­ный грех: фари­сеи видят силу Божию… 

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму